Мир стремительно меняется, поэтому необходимо непрерывно обучаться новому (новым профессиям, работе с цифровыми технологиями), чтобы успешно справляться с вызовами нашего времени. Важно развивать в себе гибкость, адаптивность, критическое мышление, умение работать с большими массивами информации. В современном мире обучение становится частью жизни человека любого возраста.

Новые профессии и технологии предоставляют больше возможностей для достижения целей. Используя в работе современные технологии можно сделать жизнь удобнее, справиться с большим количеством задач, затратив меньшее времени, и сделать мир вокруг себя более интересным.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить? 

Основная задача занятия: формирование у детей ценности обучения, исследовательской деятельности. 

Поговорите с детьми о том, какую ценность несет в себе обучение и исследовательская деятельность. Обсудите, зачем человечеству нужны современные технологии и новые профессии. 

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.

Ученикам младшей школы: 

  • Зачем люди учатся?
  • С какими профессиями ты хочешь познакомиться поближе?
  • Какие профессии ты считаешь интересными? Почему?

Ученикам средней школы:

  • Какую область знаний тебе было бы интересно исследовать?
  • Как ты думаешь, какие профессии можно было бы изменить, разработав и применив новые технологии?
  • Интересны ли тебе цифровые технологии? Хотел(а) бы ты использовать цифровые технологии в своей будущей профессиональной деятельности?

Ученикам старшей школы: 

  • Какое профессиональное направление ты считаешь наиболее перспективным?
  • В чем ценность обучения и развития для человека?
  • Какие новые открытия и разработки нужны современному миру?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Сергей Шумский «Воспитание машин: Новая история разума» – Альпина нон-фикшн, 2021 – 174 с., 0+

Сергей Шумский, эксперт в области машинного обучения и искусственного интеллекта, посвятил эту книгу рассмотрению различных проблем, связанных с изучением и внедрением ИИ в нашу жизнь. По мнению автора, достаточно лишь сформулировать единые этические правила для разработки и использования искусственного разума. Также автор рассматривает ретроспективу, разбираясь в причинах неизбежного перехода к машинному интеллекту и объясняет читателю, почему создание сверхчеловеческого искусственного интеллекта – это естественный этап, который продиктован эволюцией человеческого разума.

Книга значительно обогащает общую и научную картины мира, показывает новые возможности в поиске решений для различных задач.

Вопросы для обсуждения:

– В чем состоит ценность технологического прогресса?

– В чем состоит опасность технологического прогресса?

– Как устроена экономика цифровых платформ?

– В чем состоят социальные проблемы цифровой революции? 

– Какой путь ведет к сильному искусственному интеллекту?

Исай Давыдов «Я вернусь через 1000 лет» – часть 1, повесть, издательство Средне-Уральское книжное издательство, 256 страниц

Будучи написанным в 1965 году (и пережившим 5 переизданий вплоть до 2018-го года!), произведение стало любимейшим романом многих советских детей и взрослых. Но именно сейчас, когда ценностные ориентиры у подростков часто сбиваются и рушатся, погружение в мир Исая Давыдова особенно целительно. Книга относится к жанру гуманистической научной фантастики. Главный герой Саша вместе со своими товарищами заслужили участие в почетной миссии – полет в составе второй экспедиции на далекую планету Риту. Это билет в один конец и героям предстоит обустроить свой новый дом – Риту – и полюбить ее, соединившись с аборигенами в единое общество.

Книга наполнена светом надежд целого поколения, которые сбылись благодаря общему труду и верности общей цели. Каждый герой – Личность, достойная быть примером для детей любой эпохи. Книга учит тому, что чистота помыслов и усердный труд всегда будут вознаграждены. Что даже нерешаемые, на первый взгляд, задачи и трудности (например, окультуривание диких племен Риты) при желании можно выполнить и преодолеть, если взглянуть на них нестандартно. Очень важный пример «Я вернусь через 1000 лет» дает в вопросах экологии и… правил пребывания в гостях. Земляне прибыли на Риту как гости, а не как захватчики, и избрали цивилизационный, а не революционный подход, постаравшись устроиться с максимальной бережностью к ее природе и обитателям.

Вопросы для обсуждения:

– Как думаешь, благодаря чему такое общество сумело отыскать и населить Риту?

– Саша – лидер, на твой взгляд? Если да, какие черты делают его лидером?

– Согласен ли ты с убеждением, что лидер — это тот человек, рядом с которым другие тоже становятся лидерами?

– Какое влияние на человека оказывают его товарищи и друзья? Зависит ли характер человека от компании, в которой он долго находится? Какими качествами должны обладать товарищи из твоей компании, чтобы тебе было с ними интересно и хотелось совершать вместе что-то интересное?

– Почему Бирута, на твой взгляд, встретила именно такую судьбу?

– Что для тебя – бережное отношение к окружающему миру?

– Каким ты видишь далекое будущее? Почему?

Фильмы

Кинофильм «Калашников», 2020, биография, история, 104 минуты, режиссер Константин Буслов, 12+

История советского конструктора-самоучки, создавшего самое известное в мире стрелковое оружие АК-47. Покинув фронт из-за тяжелого ранения, молодой сержант Михаил Калашников находит другой способ служить Родине. Не сразу, не без труда и ошибок, талантливый и целеустремленный конструктор разрабатывает новый автомат. Его поддерживают неравнодушные помощники, а прежде всего – будущая жена Екатерина.

Фильм воспитывает патриотизм и гордость за подвиг русского солдата.

Вопросы для обсуждения:
– Почему автомат, разработанный Калашниковым, стал символом стрелкового оружия? 

– Какими чертами характера обладал Калашников? 

– Какие люди и события помогли Михаилу на пути его технических поисков?

– Какие чувства остались после просмотра фильма? 

Кинофильм ««Будущее за нами?» Вся правда об искусственном интеллекте и новых технологиях», документальный, 63 минуты, 12+

https://m.youtube.com/watch?v=qfgsp8q_geE 

В рамках этого фильма главные эксперты нашей страны поведают о том, как устроены технологические компании. Также мы узнаем, в чем минусы и плюсы искусственного интеллекта и какие новые необычные гаджеты можно использовать уже сейчас. Мы узнаем, почему настоящее время – самый лучший момент для продвижения по карьерной лестнице. 

Фильм значительно расширяет общую картину мира, дает понимание о научном прогрессе в наше время, мотивирует интересоваться новыми открытиями.

Вопросы для обсуждения:

– Какое научное открытие поразило вас больше всего?

– В чем состоит ценность технологического процесса, а в чем опасность? Давайте порассуждаем на эту тему.

– Какие окна возможностей открылись вместе с технологическим прогрессом с точки зрения карьеры?

– В чем состоит главная мысль этого фильма?

Проект «Человек-наук»

https://m.youtube.com/playlist?list=PL4kdRrv5Jp17vmPltv2q5gW6z3er3gz60 

«Человек-наук» – это замечательный проект, повествующий о жизни и работе ученых нашей страны. Из первых уст мы узнаем все о мире науки, ведь герои видео – молодые специалисты и научные сотрудники, горящие делом своей жизни. Также проект ярко показывает научные лаборатории и центры, где прямо сейчас совершаются великие открытия.

Проект значительно обогащает общую и научную картины мира, прививает интерес к познанию.

Вопросы для обсуждения:

– Тема какого из роликов оказалась для вас интереснее всего? Почему?

– В чем состоит ценность научного процесса, а в чем опасность? Давайте порассуждаем на эту тему. 

– Какая из профессий в сфере науки вас заинтересовала более других? Почему?

Проект «Случай. Бог. Изобретатель»

https://m.youtube.com/playlist?list=PLua8Om424ezGGRuDREQ-ZIFhwGt2NYOgm 

Этот проект – цикл интересных документальных фильмов о жизни и деятельности великих русских ученых от 18-го до 21-го века. Мы узнаем о событиях на пути каждого из ученых, познакомимся с их открытиями, которые изменили мир. Почему Дмитрия Менделеева называют «русским Да Винчи»? Куда рыбный обоз привел Михаила Ломоносова, а Ломоносов? Почему Софью Ковалевскую прозвали принцессой математики? Кем вдохновлялся космический мечтатель Константин Циолковский? И чем прославился теоретик и экспериментатор Петр Капица? Ответы на эти и многие другие вопросы – в этом проекте.

Проект значительно обогащает общую, культурную, научную и историческую картины мира, прививает интерес к познанию, дает пример успешной профессиональной реализации. 

Вопросы для обсуждения:

– Какой пример можно взять с героев этих роликов? 

– С кем из них вы хотели бы пообщаться лично? Почему?

– Какие качества помогли героям этих роликов ему стать величайшими учеными истории?

– Можете ли вы привести пример современного ученого, схожего по величине работы и открытий с героями роликов? Расскажите об их деятельности.

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

547 просмотров