В преддверии Дня народного единства вы можете поговорить с ребенком о значимости преемственности поколений и взаимопонимания между людьми на культурном и ценностном уровне.
Каждый день мы взаимодействуем с людьми, с которыми у нас могут быть различные взгляды и предпочтения, но вместе с тем, пообщавшись поближе, можно отметить, что наряду с различиями обнаруживаются и сходства. Умение взглянуть на мир глазами другого человека, уважение к его предпочтениям очень важно для достижения взаимопонимания и благополучия в целом.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей ценности взаимопонимания и уважительного отношения к людям.
Предлагаем вам вместе с ребенком обсудить, почему так важно находить общий язык с людьми, относиться к ним с пониманием и уважением.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.
Учениками младшей школы:
- Есть ли в твоем классе ребята, с которыми тебе трудно найти общий язык?
- Почему важно уважительно общаться со старшим поколением?
- Как ты будешь выстраивать общение с человеком, с которым ты хочешь подружиться?
Учениками средней школы:
- Что означает взаимопонимание для тебя? Как ты бы описал это слово?
- Почему важно понимать чувства и точку зрения других людей?
- Какие приемы ты используешь, чтобы проявлять уважение к своим одноклассникам, друзьям?
Учениками старшей школы:
- Что делать, если у вас с товарищем возник спор или конфликт, и как можно разрешить его?
- Какие могут быть последствия недостатка взаимопонимания и уважения в отношениях между людьми?
- Как ты думаешь, почему в мире так важно уважение традиций разных культур?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов:
Книги
Мария Костюченко «Народы России. Узнаём, играем», 0+
детская энциклопедия, Питер, 2016, серия «Вы и ваш ребёнок» – 64 с.
Небольшая интерактивная энциклопедия с наклейками для младших школьников о народах России. Простая в изучении краткая энциклопедия поведает ребёнку о культуре, быте, традициях разных народов России. Картинки проиллюстрируют каждый обычай,
а интересные задания помогут закрепить полученные знания.
Вопросы для обсуждения:
- Традиции и обычаи какой из народностей тебе показались интересней всего? Почему?
- Чему нас учит эта энциклопедия?
- Для чего нашей стране нужен День народного единства, как ты думаешь?
Марк Ватагин «Сказки народов России», 6+
сборник сказок, Стрекоза, 2017, серия «Нашим детям» – 64 с.
«Сказки народов России… А сколько в России народов? Только
в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей. У всех народов были сказки.
В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер», — такими словами начинает автор этот потрясающий сборник. Действительно, каждая сказка погружает в магический мир фольклора самых разных территорий нашей страны, знакомит нас с Россией с совершенно разнообразных интереснейших новых сторон, расширяет кругозор и воображение.
Вопросы для обсуждения:
- Какая сказка тебе понравилась больше других? Почему?
- В каждой сказке герои проходят испытания и обретают силу. Давай напишем 5 качеств, которые помогают героям пройти испытания и обрести силу.
- Хотел бы ты обладать какими-то из этих 5 качеств? Как их можно развить
в себе, какие действия нужно для этого совершить? - Ты познакомился со сказками разных народов России, каждая из них со своими настроением, сюжетом. Все разные, но все объединены единой атмосферой российского сказочного наследия. Знаешь ли ты, что за праздник — День народного единства? Для чего он нужен нашей стране — такой разнообразной и разносторонней?
Валентин Костылев «Минин и Пожарский: Повесть», 12+
повесть, Детская литература, 2019, серия «К дню единства народов России» – 84 с.
Повесть исторического романиста В. И. Костылева о двух знаковых деятелях Смутного времени — земском старосте Козьме Минине и воеводе князе Дмитрии Пожарском, об организации ими народного ополчения и освобождении в 1612 году Москвы от польских интервентов. Это историческое событие — спасение Отечества и победа над Смутой — легло в основу вновь учреждённого праздника — Дня народного единства, который наша страна отмечает 4 ноября.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему Минин и Пожарский отважились
на восстание? - Какие качества делали их лидерами? Какие ещё лидерские качества ты знаешь и ценишь в людях?
- Как ты думаешь, в чём ценность для нашей страны такого праздника, как День народного единства?
Н. Л. Жуковская. Н. Ф. Мокшин
«От Карелии до Урала. Рассказы о народах России», 12+
Флинт, Наука, 1998 – 319 с.
Книга посвящена коренным народам, населяющим Европейский Север и Поволжье России: карелам, коми, удмуртам, марийцам, мордве, чувашам, татарам, башкирам и калмыкам. В ней рассказывается о прошлом и настоящем этих народов, их истории и культуре, традициях и обычаях, о жилищах и одежде, о блюдах национальной кухни и народном творчестве. Подчеркивается, что история этих народов на протяжении многих веков тесно связана с историей русского народа. Яркие иллюстрации и понятный слог написания делают эту книгу лёгкой и интересной для восприятия.
Вопросы для обсуждения:
- Традиции какой из народностей тебе понравились больше всего? Почему? А меньше всего? Почему?
- Что схожего ты увидел в культуре и традициях разных народностей с культурой и традициями русского народа? А что различного? Как думаешь, почему так получилось?
- Сказки какой из народностей тебе понравились? Чему они учат?
Мультфильмы
«Мы живём в России» из цикла «Гора самоцветов», 0+
познавательный мультфильм
«Мы живём в России» — цикл социальных анимационных роликов. Каждый мультфильм — это визитная карточка одного из городов, регионов или народностей России. Ролики создаются в уникальной технике динамичной пластилиновой анимации, которая завораживающе действует как на детей, так и на взрослых. Вместе фильмы составят живую и праздничную видеоэнциклопедию нашей страны.
«Про Миру и Гошу. Другой мальчик», 0+
семейный, 7 мин., реж. Ольга Лопато
На площадке перед домом Мира встречает мальчика, не похожего на других. Друзья Миры прогоняют его с площадки и не хотят, чтобы Мира с ним дружила. Поначалу Мира соглашается с ребятами и тоже начинает ругаться на мальчика. Но мама, заметив ситуацию, обсуждает её с дочкой. Мира и мама вместе принимают решение, как стоит себя вести дальше. Благодаря маминому объяснению у Миры получается проявить к мальчику доброту и дружелюбие.
Вопросы для обсуждения:
- Мира оказалась перед нелёгким выбором: угодить друзьям или проявить хорошие качества своей личности. Почему всё же Мира проявила доброту? Что помогло ей, кроме маминого совета? (Она сама сделала ВЫБОР, как себя вести, расставила приоритеты, что для неё важнее)
- Бывал ли ты в подобных ситуациях?
«Оставь свой след», 6+
драма, семейный, притча, 6 мин., реж. Кристина Нёлэнд
Дедушка и Ильгам проводят много времени вместе.
С дедушкой весело и спокойно. Он может научить делать рыболовную ловушку. Может рассказать интересную историю. А ещё он болеет, и Ильгам пытается придумать, как спасти любимого дедушку.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь слово «наследие»? Что оно обозначает?
- Как можно беречь наследие?
- Какие чувства остались после просмотра?
«Князь Владимир», 12+
фэнтэзи, драма, История, 78 мин., реж. Юрий Кулаков
Фильм погружает зрителя в далёкие смутные времена, когда два брата— Владимир и Ярополк — сошлись в битве за власть.
В мультфильме это произошло по вине злого и мстительного волхва
по имени Кривжа, задумавшего совершить переворот.
Вопросы для обсуждения:
- Князь Владимир оступился, доверился злому умыслу. Но смог вернуться на истинный путь и признать свои ошибки. Какие качества помогли ему в этом?
- Дедушка-мудрец излучает умиротворение и добрую силу. Как ты думаешь, как ему удаётся быть в таком равновесии, что помогает ему
в этом? (Какие действия, мысли) - Алекша и Гияр смогли подружиться, несмотря на то, что они принадлежат к разным культурам и находятся по разные стороны баррикад военных действий. Какие качества помогли им в этом?
«День народного единства», 12+
документальный, история, 13 мин.
Небольшой документальный фильм, повествующий о событиях Смутного времени. Идеально подойдёт для показа подросткам в целях иллюстрации исторических событий того времени и объяснения истоков возникновения праздника День народного единства. Ролик обогащает общую историческую картину, воспитывает патриотизм и уважение к важным для страны событиям минувших дней.
Вопросы для обсуждения:
- Чему посвящён праздник День народного единства?
- Почему именно нашей стране необходим такой праздник?
- Придумай девиз Дня народного единства. Как он звучит? О чём он?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.