В жизни каждого родителя бывают моменты, когда приходится сталкиваться с возрастными кризисами детей. И далеко не всегда мамы и папы подготовлены к этому периоду должным образом. Обычно кризис застает врасплох, и взрослые не понимают, почему спокойный малыш внезапно превращается в бунтаря.

Всему «виной» особенности созревания детской нервной системы. В процессе взросления нервная система ребенка развивается скачкообразно. И обычно эти «скачки» как раз приходятся на определенные возрастные периоды. Это всем известные кризисы одного года, трех, пяти, семи лет и переходный возраст. Каждый из этих этапов связан с определенной задачей и навыками, в том числе психологическими, которые осваивает ребенок. В этом тексте мы разберем, что ожидать от кризиса пяти лет, и как вести себя родителям в этот непростой период.

С чего все начинается?

К пяти годам в головном мозге малыша происходит созревание лимбической системы, отвечающей за развитие эмоциональной сферы и воображения. У ребенка расширяется сфера социального общения, начинают проявляться индивидуальные черты характера. Он ощущает себя отдельной личностью, его мнение может не совпадать с мнением родителей или других взрослых, отношения с другими детьми тоже претерпевают изменения, дети осознают свою половую принадлежность, появляется потребность в самовыражении.

Формируется внутренний конфликт — желания и возможности ребенка не совпадают, а добиться автономности невозможно, поскольку родители контролируют его жизнь.

Ребенку нелегко справляться со всеми этими переживаниями, он не может полностью осознать, что и почему с ним происходит, откуда возникают те или иные эмоции. Поэтому скопившееся нервное напряжение чаще всего выплескивается через истерики и упрямство.

Основной задачей этого периода является продолжение процесса сепарации, который начинается у ребенка в возрасте одного-двух лет, и начальное формирование правил взаимодействия с внешним миром, который уже не ограничивается рамками семьи.

Признаки кризиса пяти лет

Существуют пять признаков, по которым можно распознать, что кризис пяти лет пришел в ваш дом:

  1. Негативизм и протестное поведение. Малыш начинает спорить, грубить, огрызаться, конфликтовать даже с теми людьми, которых раньше он очень любил.
  2. Чрезмерные истерики. Любая, даже самая мелкая неудача вызывает бурю эмоций.
  3. Потребность в одиночестве. Ребенок меньше идет на контакт, реже делится своими переживаниями, стремится больше времени проводить наедине с собой. Так проявляется потребность в автономности и личных границах.
  4. Появление различных фобий и навязчивых страхов. Ребенок может начать бояться темноты, смерти или болезней, плакать по ночам, отказываться спать один.
  5. Появляется неуверенность в себе. Малыш сравнивает себя с другими людьми, возникает потребность в оценке его действий, внешности и т.д.

Что делать родителям?

Мамам и папам важно осознать, что ребенок так себя ведет не потому, что он хочет вам насолить, а потому ,что его нервная система испытывает перегрузкиЗадача родителя с пониманием относиться к происходящему, выстраивать адекватное взаимодействие и формировать границы поведения, спокойно реагировать на истерики, проговаривать чувства, так как это помогает лучше понимать свое состояние.

Что еще важно:

  • Быть на стороне ребенка. Очень часто малыш сталкивается с осуждением окружающих в момент истерики или конфликта, особенно в публичном месте. И родитель, под влиянием этого начинает на него давить, наказывать, кричать, тем самым еще сильнее усугубляя нервное напряжение. Ваш ребенок должен знать, что он с вами в безопасности, вы выдержите все его проявления.
  • Сформировать четкую систему правил, границ и причинно-следственных связей. Не стоит менять своих решений и подстраиваясь под капризы. Если ребенку нельзя третье пирожное, значит его нельзя и после истерики. Для детей очень важны устойчивые правила и границы, установленные родителями, так они чувствуют себя в безопасности.
  • Не срываться на ребенка и не проявлять агрессию. Необходимо найти для себя способ восполнять свой родительский ресурс, чтобы сохранять спокойствие и адекватность.
  • Не наказывать безразличием. Игнорирование и молчание одно из самых разрушающих наказаний по своему воздействию на психику ребенка. В последствии оно может приводить к тревожным расстройствам, низкой самооценке и склонности к созависимому поведению.
  • Поддерживать ребенка. Он должен всегда быть уверен, что родитель придет на помощь. Это основа здорового психологического развития.
  • Избегать излишней критики и гиперопеки. Позволяйте ребенку проявлять больше самостоятельности, покажите, что доверяете ему. Выражайте свое недовольство корректно, объясните почему вас расстроил тот или иной поступок, не стыдите его.  Помните, плохими могут быть только действия, а не личность ребенка.
  • Не «отмахиваться» от ребенка. Найдите время, чтобы выслушать его переживания, даже если они кажутся несущественными. Так он будет понимать, что его чувства важны.
  • Находить время для каждого. Если в семье больше одного ребенка, находите индивидуальное время на каждого. Хотя бы один час в неделю. У каждого есть потребность в единоличном «обладании» родителем. Такой подход поможет укрепить близость и доверие между вами, снизить конкуренцию между детьми.

У кризиса пяти лет есть не только минусы, но и плюсы. После «скачка» в развитии ребенок становится более уравновешенным, охотнее идет на контакт с родителями. При правильном поведении взрослых во время кризиса у ребенка формируются навыки самоконтроля, планирования, он способен самостоятельно расставлять приоритеты. Появляются волевые качества, способность выражать собственное мнение, практически независимое от других людей.  

Самое главное, помните, что любой кризис — явление временное. Он обязательно закончится, а ваши отношения с ребенком останутся. Поэтому, наберитесь терпения и продолжайте любить своего малыша, оставаясь с ним рядом, даже когда очень сложно.

230 просмотров