Еще в советское время села и деревни часто сталкивались с нехваткой квалифицированных педагогических кадров. И если раньше недостаток педагогов хотя бы частично покрывался распределением учителей и молодых специалистов, то сегодня и выпускники, и опытные специалисты не стремятся менять привычные локации и уезжать в маленькие города и села.

Классный руководитель и учитель русского языка и литературы в школе в селе Кулешовка Краснодарского края Дарья Черномаз рассказала о своей работе, об отношениях учитель-ученик-родитель в месте, где все знают друг друга очень близко, а также разрушила стереотипы о недоступности технологий в селе.

Почему вы решили не уезжать в город и остаться работать в селе? 

Для меня работа учителя в селе — это знать лично каждого ребенка, его дом, улицу, родителей, сестер, бабушек и дедушек, всех домашних животных. Это совместный путь домой, походы на речку, прогулки после уроков в парке, летняя практика на территории школы. Это возможность встретить своих учеников в свободное от учебы время, случайно на улице или в магазине. Также это ожидание поездки в кино, кафе, на каток и аттракционы, праздники 9 мая и День села вместе с односельчанами. В общем, это спокойствие, тепло, уют, ведь наше маленькое село — это общий дом с родными стенами для всех.

Это мое родное село, в котором я родилась и выросла. Училась я в этой же школе, поэтому практически весь педагогический коллектив — мои учителя. Конечно, в такой родной атмосфере работать намного легче и комфортнее.

Сколько детей обучаются в школе? 

В нашей школе №18 им. В.М. Хрулёва Белоглинского района обучаются 162 ученика, и это, наверное, главное отличие от городских школ. В среднем в классах по 17 человек.

У меня в классном руководстве шестой класс из 15 человек: шесть мальчиков и девять девочек. Только 60% ребят местные, остальные приехали из других областей России. Есть дети из неполных семей, есть дети под опекой, одна девочка с ОВЗ. Работать с таким коллективом достаточно сложно. Успеваемость в классе средняя, есть и отличники, и неуспевающие, как и везде.

Чем сельская школа отличается от городской? 

Главная особенность работы в сельской школе — все учителя, дети и родители живут рядом и знают друг друга. Кто-то дружит семьями, кто-то соседи или даже родственники. Иногда это мешает, ведь нарушается субординация, но иногда тесные взаимосвязи помогают разрешать появляющиеся конфликты и находить компромиссы, спокойно договариваясь даже вне школы. Все понимают ситуацию, в которой оказались, и в этом плане работать спокойнее. Большинство родителей сами же окончили эту школу и привели своих детей.

Несмотря на сложившийся стереотип, что села далеки от технологий, в нашей школе они активно используются. Практически каждый кабинет оснащен компьютером и интерактивным экраном. Благодаря программе «Точка роста» были оборудованы кабинеты химии и физики, а прямо сейчас проходит капитальный ремонт в спортивном зале. На школьном стадионе у нас хорошая спортивная площадка и тренажеры, рассматривается проект строительства скейтплощадки.

Еще многие считают, что дети в сельской школе отличаются от городских большим трудолюбием. Я бы так не сказала, все-таки это зависит от воспитания в семье, дети всегда копируют поведение взрослых. Но главное отличие сельской школы в том, что весь класс вместе с учителем и родителями – одна большая семья!

Часто ли молодые педагоги приходят работать в сельскую школу? 

Можно сказать, что да. За последние три года в нашу школу пришли работать четыре молодых педагога, которые окончили обучение и тоже вернулись в родное село.

А есть ли в вашей школе дополнительные занятия, например, спортивные или музыкальные кружки? 

Администрация школы и сельского поселения заинтересованы в качественном обучении и всестороннем развитии школьников, поэтому постоянно реализуются новые проекты. В школе учителя физкультуры проводят спортивные секции по футболу и волейболу, есть факультативные занятия самбо. Из музыкальной школы приезжают педагоги и проводят занятия по игре на баяне и фортепиано. В селе активно развиваются традиции казачества. Фольклорный ансамбль «Родничок Кубани», в котором с удовольствием занимаются ученики, выступает на фестивалях краевого и всероссийского масштаба. Собственно, и мой класс является казачьим, ведь в Краснодарском крае это активно развивается. Мы проводим кружки казачества и участвуем в казачьем диктанте.

Также в нашей школе развивается движение «Юнармия». Для старшеклассников был открыт военно-патриотический клуб «Защитник». В свои школьные годы я тоже в нем состояла: учились надевать противогаз, стрелять в тире, разбирать и собирать магазин автомата. Некоторые ребята по совместительству являются и юнармейцами. Дети участвуют в соревнованиях, связанных с военной подготовкой.

У вашего класса есть свои традиции? 

Да, у нас есть традиции. Ребятам нравится вместе проводить время, за что я могу сказать «спасибо» их учителю начальных классов. Мы всегда вместе отмечаем День знаний, гуляем в парке и обсуждаем, как провели лето. Также проводим классный час перед Новым годом, участвуем в конкурсах и танцуем. Еще у нас есть традиция «Первый снег». Когда выпадает первый снег, мы всем классом после уроков фотографируемся, а еще дети играют в снежки и лепят снеговиков.

Безусловно мы отмечаем 8 марта и 23 февраля, поздравляем друг друга, а на последнем звонке обязательно едим мороженое и гуляем на площадке. После окончания летней трудовой практики мы ходим в поход на реку. Дети очень любят эти традиции, а родители всегда поддерживают наши затеи.

648 просмотров