Кадр из фильма «Приключения Электроника» Кадр из фильма «Приключения Электроника»

В 1980 году в телеэфире впервые показали музыкальный трёхсерийный фильм «Приключение Электроника». Эта картина стала одним из самых популярных детских фильмов за всю историю советского кинематографа, приобретя характер культового. А вчера, 17 октября, был день рождения режиссера этой кинокартины, Константина Леонидовича Бромберга.

Советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации родился 17 октября в 1939 году. В 1965 году Константин Бромберг окончил сценарный факультет ВГИКа, где учился в мастерской Иосифа Маневича, затем работал режиссёром телевидения. Сегодня мы вспоминаем важные вехи его жизни и творчества.

«Длинный день Кольки Павлюкова», 1968 год

Короткометражный фильм «Длинный день Кольки Павлюкова» стал дебютной работой Константина Леонидовича в игровом кино. По сюжету фильма в небольшом поселке живет Коля Павлюков, который никак не может найти себе дело по душе. Но вот в поселок, спустя много лет после Великой Отечественной войны, приезжает фронтовой друг погибшего отца Коли. Проходит всего лишь один день, но под влиянием этой встречи многое изменяется.

Этот простой, но такой душевный фильм можно посмотреть вместе с подростками и обсудить взаимоотношения, поддержку близких, эмпатию, а также войну, которая вероломно разрушила судьбы людей, и послевоенное время, в которое взрослым и детям пришлось восстанавливать свой мир.

«Был настоящим трубачом», 1973 год

Семейный фильм «Был настоящим трубачом» основан на реальных событиях. Картина рассказывает о жизни девятилетнего артиста-агитатора Коти Мгеброва-Чекана. Котя участвовал в любительских спектаклях, читал революционные стихи в самой гуще событий: то у линии фронта при наступлении Юденича, то в Кронштадте при подавлении мятежа. Когда он погиб от руки контрреволюционера, «Петроградская правда» писала:

«Подробности смерти таковы: 22 апреля в 4 ч. он взял у матери хлеба отнести знакомому, более его голодающему мальчику. На Моховой улице вскочил в трамвай. Стоявший на площадке неизвестный старик столкнул его и трамвай перерезал мальчику обе ноги…».

Картину нужно смотреть вдумчиво. Также необходимо обсуждать увиденное после просмотра. В фильме ненавязчиво поднимаются такие сложные темы, как честь, долг и героизм.

«У меня есть лев», 1975 год

Двухсерийный фильм «У меня есть лев» занимает в художественном и познавательном телевещании особое место. В основе фильма — реальные факты из жизни семьи бакинского архитектора Берберова, которая в домашних условиях воспитывала льва Кинга. Герой картины выступает не только в качестве царя зверей, но и как актёр, которого сценарист и режиссёр заставили действовать по сюжету.

Во время съемок лев не раз проявлял природу хищника. Например, когда Константин Бромберг требовал от льва прыгнуть в холодную воду, тот вонзил в его ногу острый клык, оставив отверстие глубиной 8 см. А ассистент оператора из-за одного резкого движения и вовсе остался без куска пальца. Тем не менее фильм удалось снять до конца, публике он понравился. После такого успешного финала Кинга пригласили сняться еще в одной картине, но с ней уже не сложилось.

После просмотра зрелищного фильма с детьми можно обсудить ответственное обращение к животным, и то, что хищник – всегда остается хищником.

«Приключения Электроника», 1979 год

Культовый фильм, по сюжету которого ученый создает гениального робота, который способен решать любые математические задачи, писать самые лучшие сочинения и отлично петь! А еще он – точная копия школьника Сережи Сыроежкина. Сообразительный мальчуган быстренько перекладывает все свои обязанности на электронного двойника. Тот делает за него домашние задания, ходит в школу и выполняет домашние дела, которые Сыроежкину поручают родители.

Все участники фильма давно выросли, у них уже свои дети и внуки, но фильм не перестает быть удивительным, он все так же чудесен, музыкален, добр, и заряжает чем-то необычным, чего редко встретишь в современных фильмах.

Произведение учит быть самостоятельным, решительным, ответственным, дружелюбным. Учит отвечать за свои поступки и самостоятельно решать свои проблемы, не взваливая их на других.

«Чародеи», 1982 год

Двухсерийная телевизионная музыкальная комедия с элементами фантастики – о любви и коварстве, о волшебных силах, которые помогают жениху после множества приключений накануне Нового года расколдовать его возлюбленную, научную сотрудницу Института волшебства.

Имена отдельных героев и общая характеристика места действия (некий научный институт в маленьком городке, где изучают волшебство и магию), как и некоторые другие детали, взяты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако «Чародеи» не являются экранизацией этой книги и представляют собой совершенно самостоятельную историю.

О том, как родился ставший широко популярным фильм, Константин Бромберг рассказывал:

Нас со Стругацкими познакомили общие друзья. Тогда как раз вышел мой фильм «Приключения Электроника». Об этой картине Стругацкие написали похвальную статью «Играют, словно… играют», в которой высоко оценили мастерство актеров. Меня представили сначала Аркадию Натановичу, и я осмелился заметить, что с удовольствием бы взялся за экранизацию их произведений… Мне поставили условие: картина должна выйти в ночь на Новый, 1983 год, а значит, должна быть новогодней и музыкальной. Впрочем, одну проблему удалось решить сразу: музыку согласился писать наш гениальный композитор Евгений Крылатов. В самые сжатые сроки мне со Стругацкими пришлось дважды переделывать и сценарий, и все на свете. Ведь мы уже должны были приступить к съемкам, а у нас возникла сложность и с актерами. Новогодняя картина – это народная комедия. И потому я возражал против утвержденного худсоветом Проханова («Усатый нянь») на главную роль. Я пошел на хитрость: начал снимать проходы Проханова без крупных планов. А параллельно выбивал в картину обаятельного Абдулова. В итоге нам удалось заполучить Александра.

Константином Бромбергом созданы циклы фильмов о дирижерах Евгении Мравинском и Герберте Караяне, писателе Ираклии Андроникове. В 1989 году он являлся режиссёром-постановщиком киножурнала «Ералаш», написал рассказ «Выборы» в качестве сценариста киножурнала. В 1992 году в качестве художественного руководителя поставил новогодний фильм-концерт «В новогоднюю ночь… Бал в Останкино».

В 2010 году у Бромберга родился замысел продолжения фильма «Приключения Электроника». Режиссёр намеревался снять телевизионный сериал, но проект остался нереализованным.

10 января 2020 года Константина Леонидовича Бромберга не стало.

594 просмотров