Развитие речи у детей с помощью нейроарта

Все родители хотят, чтобы их дети поскорее заговорили, и чтобы речь сразу стала красивой, правильной, грамотной. К сожалению, далеко не всегда все идет по задуманному сценарию. Что делать, если речевое развитие малыша отстает от нормы? Где проходят границы этой нормы? Как родители могут помочь своему ребенку? И когда все-таки стоит обратиться к специалисту?

На эти вопросы ответила участница Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2022», логопед и психолог Татьяна Якупова, которая работает в Детском саду № 8 «Одуванчик» в городе Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская Республика.

Когда вы поняли, что хотите работать с детьми?

В профессии я уже тринадцать лет. Наверное, мне всегда было интересно с детьми. Сначала я работала воспитателем, но параллельно обучалась на логопеда. Я хотела узнать, какие детки бывают в норме, чтобы потом приступить к работе с малышам с дефектами, аномалиями, отклонениями от нормы. На данный момент я работаю логопедом и психологом. Совмещение этих двух профессий помогает мне лучше понимать ребенка, ведь только так я могу раскрыть все его возможности.

Мне приносят радость детские эмоции, смех, чувство того, что я могу помочь, результаты малышей и их отдача. Именно отдача, которую дают дети, позволяет мне идти дальше и понимать, что я не зря в этой профессии.

Как понять, что ребенку требуется помощь логопеда? На что родителям следует обратить внимание? 

Существуют определенные этапы развития. Родители должны внимательно наблюдать за тем, какая речь у ребенка, как она развивается, как видоизменяется. Понять, что есть какие-то проблемы можно ближе к двум годам. Конечно, каждый ребенок индивидуален, но если к двум годам малыш молчит, нужно уже разбираться, почему отсутствует речь, есть ли какое-то отклонение. Отклонение может быть не только в развитии речи, но и в развитии самого ребенка. Родителям необходимо показывать детей специалистам и получать консультации, что не только увидеть, какие нарушены звуки, но и для выявлений других нарушений, которые не сразу очевидны.

Вот ходит ребенок на занятия к логопеду, на которого были отличные отзывы, а у него нулевой прогресс. Что делать? На что обратить внимание при выборе специалиста? 

Хороший специалист должны подбирать ключи под конкретного ребенка. Логопед всегда работает на результат. Если результата нет, нужно подумать смене специалиста, так как ему не удалось раскрыть ребенка и найти к нему подход. Иногда достаточно одного занятия, чтобы это понять. Но все индивидуально и зависит от запроса.

А что с родителями? Они должны помогать специалисту?

Логопед создает условия, чтобы был результат. Но вокруг ребенка должна быть благодатная среда. Родители должны закреплять действия специалиста. Это крайне важно. Это проблема, с которой я сталкиваюсь постоянно. Вот смотрите, занятие длится 20 минут, после этого ребенок закрывает мою дверь. Кто будет контролировать в течение дня речь ребенка? Кто будет следить за его речью дома на выходных или после детского сада? Если родитель заинтересован в том, чтобы ребенок закреплял полученные у логопеда навыки, выполнял все домашние задания, речевое развитие будет происходить быстрее.

С какими еще трудностями вы сталкиваетесь? Как удается их решать?

Трудности бывают всегда, но я стараюсь найти решение. Решение не всегда бывает логопедическим или психологическим, оно может быть и воспитательным. Все проблемы требуют комбинирования разных знаний и методов, поэтому я постоянно повышаю свою квалификацию.

Расскажите, почему решили принять участие в конкурсе «Воспитатель года России»? Что уже удалось продемонстрировать на испытаниях?

Я решила принять участие в конкурсе, потому что считаю, что образование должно быть непрерывным. На конкурсе ты можешь в кратчайшие сроки проанализировать всю свою деятельность, увидеть свои слабые места. Все испытания были для меня поучительными, так как мне приходилось много изучать и применять нового.

Моей педагогической находкой, с которой я вышла на конкурс, является логопедический нейроарт, который позволяет мне корректировать речь ребенка при помощи арт-терапии и упражнений на межполушарное взаимодействие. Это сочетание дает хороший результат. Кроме того, мой метод помогает ребенку развивать не только речь, но и другие высшие психические функции.

Какие качества особенно важны для человека, работающего с детьми?

Таких качеств очень много. Это и ответственность, и дружелюбность, и артистизм. Воспитатель — это тот человек, которому доверяют самое важное, своего ребенка. Поэтому человек, работающий с детьми, должен быть чутким и внимательным, так как его задача — раскрыть ребенка, а для этого малышам нужно давать возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Воспитатель не должен делать что-то за ребенка, его миссия — научить малыша справляться с трудностями.

Интервью с еще одним финалистом Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022» читайте здесь.

617 просмотров