Все родители хотят, чтобы их дети поскорее заговорили, и чтобы речь сразу стала красивой, правильной, грамотной. К сожалению, далеко не всегда все идет по задуманному сценарию. Что делать, если речевое развитие малыша отстает от нормы? Где проходят границы этой нормы? Как родители могут помочь своему ребенку, и когда все-таки стоит обратиться к специалисту?

На эти вопросы ответила участница Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022», логопед и психолог Татьяна Якупова, которая работает в Детском саду № 8 «Одуванчик» в городе Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская Республика.

Когда вы поняли, что хотите работать с детьми?

В профессии я уже тринадцать лет. Наверное, мне всегда было интересно с детьми. Сначала я работала воспитателем, но параллельно обучалась на логопеда. Я хотела узнать, какие детки бывают в норме, чтобы потом приступить к работе с детьми с дефектами, аномалиями, отклонениями от нормы. На данный момент я логопед и психолог, и совмещение этих двух профессий помогает мне лучше понимать ребенка, ведь только так я могу раскрыть все его возможности.

Мне приносят радость детские эмоции, смех, чувство того, что я могу помочь, результаты малышей и их отдача. Именно отдача, которую дают дети, позволяет мне идти дальше и понимать, что я не зря в этой профессии.

Как понять, что ребенку требуется помощь логопеда? На что родителям следует обратить внимание? 

Существуют этапы развития речи, и родители должны внимательно наблюдать за тем, какая речь у ребенка, как она развивается, как видоизменяется. Понять, что есть какие-то проблемы можно ближе к двум годам. Конечно, каждый ребенок индивидуален, но если к двум годам ребенок молчит, нужно уже разбираться, почему отсутствует речь, есть ли какое-то отклонение, причем не только в развитии речи, а в развитии самого ребенка. Поэтому хочу отметить, что родителям необходимо показывать детей специалистам и получать консультации не только для того чтобы увидеть, какие нарушены звуки, но и для выявлений других нарушений, которые не сразу очевидны.

Вот ходит ребенок на занятия, отзывы от знакомых были отличные, все довольны, а у нас нулевой прогресс. Что делать? 

Хороший специалист должны подбирать ключи под конкретного ребенка. К тому же логопед всегда работает на результат. Если результата нет, нужно думать о том, чтобы сменить специалиста, так как ему не удалось раскрыть ребенка и найти к нему подход. Иногда достаточно одного занятия, чтобы это понять. Но все индивидуально и зависит от запроса.

А что с родителями? Они должны помогать специалисту?

Логопед создает условия, чтобы был результат. Но вокруг ребенка должна быть благодатная среда. Родители должны закреплять действия специалиста. Это крайне важно. Это проблема, с которой я сталкиваюсь постоянно. Вот смотрите, занятие длится 20 минут, после этого ребенок закрывает мою дверь. Кто будет контролировать в течение дня речь ребенка? Кто будет контролировать его речь дома на выходных или после того, как его забрали из детского сада? Если родитель заинтересован, чтобы ребенок закреплял полученные у логопеда навыки, выполнял все домашние задания, речевое развитие будет происходить быстрее.

С какими еще трудностями вы сталкиваетесь? Как удается их решать?

Трудности бывают всегда, но я стараюсь найти решение. Решение не всегда бывает логопедическим или психологическим, оно может быть и воспитательным. Все проблемы требуют комбинирования разных знаний и методов, поэтому я постоянно повышаю свою квалификацию.

Расскажите, почему решили принять участие в конкурсе «Воспитатель года России», и что уже удалось продемонстрировать на испытаниях?

Я решила принять участие в конкурсе, потому что считаю, что образование должно быть непрерывным. На конкурсе ты можешь в кратчайшие сроки проанализировать всю свою деятельность, увидеть свои слабые места. Все конкурсные испытания были для меня поучительными, так как мне приходилось много изучать и применять нового.

Моей педагогической находкой, с которой я вышла на конкурс, является логопедический нейроарт, который позволяет мне корректировать речь ребенка при помощи арт-терапии и упражнений на межполушарное взаимодействие. Это сочетание дает хороший результат. Кроме того, мой метод помогает ребенку не только развивать речь, но и другие высшие психические функции.

Какие качества особенно важны для человека, работающего с детьми?

Таких качеств очень много. Это и ответственность, и дружелюбность, и артистизм. Воспитатель — это тот человек, которому доверяют самое важное, своего ребенка. Поэтому человек, работающий с детьми, должен быть чутким и внимательным, так как его задача — раскрыть ребенка, а для этого малышам нужно давать возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Воспитатель не должен делать что-то за ребенка, его миссия — научить малыша справляться с трудностями.

Интервью с еще одним финалистом Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022» читайте здесь.

Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: