Новаторское обучение творчеству от Игоря Волкова

Полвека назад Игорь Павлович Волков — учитель рисования из Подмосковья — убедился в том, что все дети талантливы. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения и проектирования.

Убедившись в этом он в самых обычных классах, то есть не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

«Поиск и развитие творческих способностей»

Игорь Павлович Волков родился 14 января 1927 года в городе Железнодорожный Московской области. В 1952 году окончил Московское художественно-графическое педагогическое училище, а в 1959 – Московский государственный заочный педагогический институт.

В 1961 года начал работать учителем рисования и черчения средней школы № 2 города Реутова.

Педагог считал, что необходимо создать механизм реализации творческих способностей и индивидуальности каждого школьника.

«В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!», –  утверждал Виктор Павлович.

Уроки творчества

Творчество, индивидуальность, художество, считает Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать новые виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества.

Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков Волков взял следующие:

  • знания как фундамент творчества;
  • строгий отбор учебного материала;
  • многократность повторения;
  • разностороннее развитие ученика;
  • формирование устойчивого интереса к ребенку;
  • обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;
  • контроль учителя за работой ученика;
  • индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

 «Творческая книжка школьника»

Новаторская идея Игоря Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам:

  • углубленное изучение программных и непрограммных предметов;
  • опытная и исследовательская работа, например, по биологии;
  • работа по искусству;
  • участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков — все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Творческие комнаты

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. Игорь Павлович определял их так:

  1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).
  2. В творческой комнате ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.
  3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке».

Система Волкова способствовала формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

«Час ученичества»

О работе педагога-новатора снято несколько документальных фильмов, самый значимый – «Час ученичества». Человек разносторонних интересов, он и сам учился на режиссёрских курсах. Итогом стали игровые фильмы с участием школьников и коллег-педагогов.

Активно занимаясь цветной линогравюрой, Волков постоянно совершенствовался как художник, издавал свои работы в ИЗОГИЗе. Он участвовал в выставках произведений художников Москвы и Московской области. В 1997 году прошли две выставки, посвящённые творческой деятельности Игоря Павловича и его дочери Ольги Лапшиной.

Обладая огромной работоспособностью, он не расставался с альбомом всю жизнь, занимался живописью и графикой. Последние годы он работал как художник-живописец, признавал только реалистическую манеру, воспевал Россию, ее леса, поля, русскую архитектуру.

Виктора Павловича Волкова не стало в 1999 году.

 

928 просмотров