Cегодня умения общаться и разрешать конфликты являются одними из основных условий успешности. «Коммуникабельность» – уже не просто приветствуется, а требуется при приеме на учебу, работу. У каждого здорового ребенка с рождения есть потребность в общении, во взаимодействии с другими людьми. С развитием ребенка меняются формы и содержание его взаимодействия, но сама потребность остается неизменной. Вот ребенок появляется на свет, и, до поры до времени, его окружают только самые близкие люди. Мир прост и понятен, пока не появляются другие люди, общество, садик, школа, где не все так просто или все совсем не просто! Дети, которые в силу тех или иных причин обладают высокими адаптивными способностями (легко приспосабливаются к разным условиям), достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но есть и такие, которым эта наука дается с большим трудом.

Что такое застенчивость?

Застенчивого ребенка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать. В компании новых детей знакомиться сам не пойдет – предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребенок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику… И тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой совершенно разные причины.

Можно сказать, что застенчивость – это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.

Выраженная в легкой степени, застенчивость можно стать частью характера, своеобразной личностной чертой, в более тяжелых случаях
она нарушает не только взаимодействие с окружающими, но и, целом, жизнь ребенка и его близких. Такое поведение является следствием, сочетанием даже не одной, а нескольких определенных причин.

Что может скрываться под «маской» застенчивости?

Дети – «интроверты». В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Экстраверсия и интроверсия, как темперамент, дается человеку от рождения. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой тип имеют свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой лучше. Дети-интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение.

Если ребенок – интроверт, ему не нужна большая компания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта (особенно если родители сами такие), то такой ребенок может выглядеть
застенчивым. При этом сама по себе интроверсия никак не означает застенчивость!

Дети с трудностями в обучении. Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения. Родители объясняют неудачи такого ребенка его застенчивостью. «Он у нас стеснительный, поэтому
мало играет». А на самом деле ребенок в силу бедности фантазии, просто не умеет играть! Или «он смущается, поэтому так разговаривает», а при ближайшем рассмотрении у ребенка обнаруживаются речевые нарушения
(недостаточно богатый словарный запас, трудности в понимании обращенной к нему речи, особенности звукопроизношения).

Дети с низкой самооценкой и неуверенные в себе. Застенчивость может быть следствием низкой самооценки и неуверенности в себе. Если ребенок, попадая в затруднительную ситуацию и оказываясь неуспешным, вместо
поддержки и обучения как себя вести получает негативные оценки, то всякий раз, сталкиваясь с подобными ситуациями, он будет испытывать страх и неловкость. Среди застенчивых детей это самая многочисленная группа. Такие дети считают себя неудачниками, ни на что не способными. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, а также преобладание негативного опыта такого взаимодействия.

«Сверхзастенчивые» дети. Существуют еще и крайний вариант проявления застенчивости – «сверхзастенчивые» дети, которые с чужими людьми вообще не разговаривают. Такой ребенок может звонко щебетать в коридоре с мамой или бабушкой, но, заходя в кабинет к психологу, тут же замолкает или, в лучшем случае, кивает головой, выражая согласие или несогласие. Ребенок
может спокойно и охотно общаться с другими детьми, но не разговаривать со взрослыми. Такая застенчивость на профессиональном языке называется «элективным мутизмом» (избирательный отказ от речи). Это весьма
серьезное нарушение, которому родители часто не уделяют нужного внимания: «Ну, с нами-то он разговаривает!», – успокаивают они себя. «Просто вы ему не нравитесь…», – оправдывают они поведение ребенка. Или уже банальное: «Перерастет».

На самом деле проблема такого плана не разрешается сама собой, а только усугубляется со временем. Такая патологическая привычка «Говорю с кем хочу и когда хочу» закрепляется и с годами становится все более труднопреодолимой.

Как помочь застенчивому ребенку 

Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить ее. Это означает работу сразу по нескольким направлениям, однако помните, что вы изменяете неуспешное
поведение ребенка, но не саму личность.

1. Выясните (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии), и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать.

2. Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авторитарным». Наиболее благоприятным для застенчивых
детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований к ребенку. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки,
любви.

3. Необходимо всячески поощрять и развивать самостоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение – только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

4. Учитесь правильно оценивать ребенка. Не стоит его хвалить за то, что дано ему от природы (красивая внешность, ум). Хвалите его всегда за конкретные достижения, при этом стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», скажите: «Молодец, ты решил трудную задачу!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог другу!» Помните, что уверенность вырабатывается за счет успешного
выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

5. Важно обращать внимание такого ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.

6. Ходите в гости, к друзьям, при этом демонстрируйте ребенку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребенка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).

7. Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждайте героев, их общение, взаимодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

8. Играйте чаще в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Используйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию», «Изобрази животное», «Разговор с глухим человеком – жестами». Привлекайте в эти игры других доброжелательных взрослых.

9. Если специалисты определили, что у ребенка элективный мутизм, не нужно делать постоянный акцент на том, что ребенок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патологическая застенчивость является следствием, и избавиться от нее можно, только устранив причины.

10. Не обращайте внимание на то, что ребенок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то ситуациях и не называйте его «застенчивым», «стеснительным», «неуверенным в себе» как при нем, так при других
людях. Игнорируйте такое поведение и поощряйте его любые попытки взаимодействия со взрослыми.

Пагубное влияние на все психическое развитие ребенка оказывает не только сама проблема (та, из-за которой его считают застенчивым), но и ее вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости»,
благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.

Конечно, превратить застенчивого ребенка в популярного говоруна вряд ли удастся, но и не стоит ставить перед собой такой цели – достаточным успехом будет то, что ребенок будет комфортно себя чувствовать, общаясь с окружающими.

532 просмотров