Почему хорошо быть грамотным не только на работе, но и в цифровом пространстве? Как прививать детям любовь к красивой речи, а не навязывать? В каком направлении будет развиваться русский язык в ближайшее время? На эти и другие вопросы ответила Анастасия Шрамко, победительница конкурса «Учитель года России – 2021».

С Всероссийским форумом классных руководителей Анастасия обсудила, почему выгодно быть грамотным и как сохранить «великий и могучий».

Почему грамотным быть выгодно?

Давно заметила, что тема грамотности и ораторского искусства востребована среди учителей, во многом и потому, что на уроках неизбежно много говорят. Преподаватели сами чувствуют потребность в чистой, правильной и убедительной речи, чтобы она не содержала нервирующие публику «о», «а», «э» или слова-паразиты «типа», «как бы».

Речевая грамотность имеет огромное значение, но не стоит упускать из виду, что сейчас мы все переходим в цифровое пространство. Чем грамотнее учитель, да и вообще любой человек, будет выглядеть в цифровом пространстве, тем более выигрышную позицию он займет среди экспертов своей области и в глазах окружающих.

Если говорить про письменную речь в русском языке, то здесь есть большая вероятность быть непонятым. Мы говорим не только про знаки препинания, но и про смысловые конструкции и грамматические ошибки. Тексты – это то, как мы сегодня в большей мере взаимодействуем друг с другом в социальных сетях и информационной среде. Например, для конкурса пишем текст для видеовизитки. Если нет людей, которые помогут, ты будешь с тем текстом, который подготовил сам. Будет ли он понятен и хорошо звучать?

Что, на ваш взгляд, самое важное при изучении русского языка? Как прививать любовь к русскому языку и красивой речи?

На что я обращаю внимание при изучении русского языка, так это на то, что он – работающая система. Не сложная система, с которой реально совладать и взаимодействовать, тем более носителям языка. Я пытаюсь показать детям, что русский язык – это просто и интересно. Рассказываю, какую этимологию содержит слово, как в этимологии слова содержится мысль народа, его мировоззрение. И, кстати, уроки родного языка помогают увидеть слово во всем его многообразии. На них мы обращаемся к истории, его изменениям: в прошлом и настоящем. Как филолог, я вообще могу говорить об этом еще очень долго.

Как прививать любовь к русскому языку и красивой речи? Огромный материал для работы предоставляет время, в котором мы сейчас живем.

Много людей выходит прямые эфиры в соцсетях, не умея говорить, или пишут, не умея писать. Пытаться на словах объяснить, почему важно уметь владеть речью, это одно, а вот показывать, как выглядит человек, который не умеет писать или говорить – это уже другое.

Ни в коем случае никого не ругаю, не обвиняю, но я хочу показать примеры, на которых легче проследить значимость красивой речи. Время дает материал и выносит свои требования. Цифровой след – то, что мы за собой оставляем. А какое впечатление вы хотите после себя оставить?

Понятно, что грамотность важна в работе (диалог на встрече, официальные документы, презентация продукта и т.д.), а в дружеском неформальном общении важно говорить правильно? И почему?

Привычка говорить правильно остается с человеком и в дружеском неформальном общении. Меня спрашивают иногда, поправляю ли я друзей. Не то, чтобы я ставлю себе цель поправлять кого-то, иногда это выходит само собой. Но моя речь не переключается на засоренную сленговыми словечками, когда я общаюсь с друзьями, потому что грамотная и правильная речь – это привычка. А против привычек не пойдешь.

Недавно читала, что русский язык разделился на язык музейный «Пушкинский» и язык реальный, на котором ученики, да и взрослые, общаются при встречах и переписках. Так ли это?

Вопрос навел на мысль о пресловутом языке социальных сетей. Это когда смайлики заменяют знаки препинания. Цифровой язык претерпевает изменения. На мой взгляд, русоведам важно это видеть, понимать и работать с цифровым языком. С каким языком дети будут чаще встречаться? С цифровым или книжным печатным классическим текстом? С цифровым! Безусловно, он другой. Да, страдает лексический запас детей. Но не надо всех грести под одну гребенку. Не могу сказать, что у всех детей скудный словарный запас, но он, все- таки, страдает. Уходит сложность конструкций. Цифровой язык и язык классический, пушкинский, они разные. И роль учителя русского языка, во-первых, показать всю глубину, красоту, полноту именно пушкинского языка. А, во-вторых, взаимодействовать с этими двумя видами, ипостасями нашего языка.

Сегодня можно найти тысячи слов, которые перекочевали в русский из других языков. Нужно ли и как сохранить русский язык – русским?

Если говорить про историю становления нашего языка, там далеко не тысячи заимствованных слов. Даже при самых минимальных подсчетах в русском языке от 50% слов заимствованы из других языков. Например, все слова, начинающиеся на «А» и на «Ф» 100% заимствованы. Также на букву «Э». Слово, которое на первый взгляд кажется точно нашим, например, помидор, этимологически произошло от французского «pomme d’or». Пом – это яблоко, дор – это золото. Или, карандаш: кара –черный, а даш- камень. Многие слова, которыми мы пользуемся – заимствованы. Если вы имеете в виду сленговые слова, то они были в каждом веке свои. Не думаю, что это грозит какой-то реальной опасностью русскому языку. Дети разные, отношение к русскому языку, литературе, к своей речи у них разное. Мы тоже в свое время использовали свои словечки типа “кул” или “превед”. А сейчас так не говорим. Сленг для носителей языка языка – это такой своеобразный период. Он проходит. И мы никуда от этого не денемся. Сленг будет всегда. И, на мой взгляд, огромной опасности он не представляет. Но прививать любовь именно к красивому русскому литературному языку стоит. Ключевое слово «прививать», а не навязывать, не настаивать на этой любви.

Все специфичные слова, которые используют в интернете (мимишность, лол и т. д.) уже практически перекочевали в разговорную речь подростков и некоторых взрослых, как думаете, надолго ли они осядут в нашем языке?

Даже на переменах дети не часто используют эти слова. В переписке цифровой могут использовать, но это своеобразный код, пропуск в этот мир. В лексике больше проскальзывают слова из геймерской сферы. Но опять же, у тех, кто много времени посвящает играм. Я понимаю, что это тема насущная, но не скажу, что она острая. У меня 6, 8, 11 классы. В разрезе того, как ребята говорят на переменах, я не заметила, чтобы они часто использовали подобное. А вот взрослые (от 18 до 30 лет) намного чаще обращаются к этим словам, нежели подростки.

В 19-20 веке были споры, о том нужно ли включать заимствования в язык. Была такая фраза «зачем нам слово «калоши», если есть слово «мокроступы»?». Подобные вопросы извечны. Я не вижу никакой красоты в словах «кринж», «рофл» или «мимишность». Да, у них есть своя окраска, своя образность. Но как филолог я против включения подобных слов в язык. Кому-то больше нравится слово «кринж», нежели слово «стыд», потому что у этого слова более подходящая для ситуации эмоциональная окраска. Потому что «кринж» – это очень большой стыд. «Очень большой стыд» – это целых три слова, «кринж» – одно. Но в этом слове нет нашего словообразования, нет того русского, что позволит застопориться в нашем языке.

Какие вы можете выделить основные направления развития языка в последнее время?

Основным направлением развития, на мой взгляд, это классический сплошной печатный текст, который никуда не уйдет. Ну и цифровой текст, с которым нам нужно учиться и уметь работать.

Анастасия! Так он все-таки «великий и могучий»?

Отвечая на последний вопрос, вспоминаю стихотворение Тургенева в прозе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

Да, великий, могучий, правдивый, свободный, хранящий невообразимую историю, мировоззрение нашего народа, хранящий взаимодействие славянских народов. Это тот язык, который является хранилищем нашей культуры, язык, который дает сил. Он – поддержка и опора. И – дан Великому народу.

639 просмотров