Что такое синдром отличника 

Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четверки и замотивировать на какие-либо действия. Отличников ставят в пример, а мамам и папам не приходится краснеть на родительских собраниях. Кажется, что бороться здесь попросту не с чем. Но это не так.

Синдром отличника — это твёрдая убеждённость, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат работы не имеет права на существование. По сути, это нездоровое стремление достигать успеха и похвалы во всём, навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы.

Почему возникает синдром отличника

Когда ребенок познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание продолжает его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Хорошо, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации, например, безоценочная любовь и поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку. Но иногда родители обращают внимание на ребенка только тогда, когда он его чем-то «заслужил», например принес пятерку за контрольную. То есть закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.

Как правило, причины синдрома отличника — следующие:

  • нехватка внимания и любви;
  • завышенные требования;
  • отсутствие похвалы и поощрений;
  • психологическое давление;
  • наказания за плохие оценки.

Тревожные “звоночки”: признаки синдрома отличника

По этим признакам можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Зависть и неумение проигрывать. Провалы соперников придают уверенности в собственном превосходстве.
  4. Ранимость. Если очередная победа осталась незамеченной, возникает обида.
  5. Страх трудностей. Стремление к высшему баллу вызывает обратный эффект: боязнь допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.

Положительные и отрицательные последствия синдрома отличника

Справедливо будет отметить, что синдром отличника дает его обладателю и ряд преимуществ, например работоспособность и высокую мотивацию. Ребенок с синдромом отличника настойчив и всегда стремится к совершенству, без которого невозможны достижения, например, в спорте или науке.

Но все эти преимущества меркнут на фоне проблем, с которыми может столкнуться школьник с синдромом отличника. Ребенок не наслаждается процессом учебы, поскольку его интересует лишь результат, он зачастую заучивает информацию, а не пытается ее понять, не умеет абстрактно мыслить и видеть общую картину. Ученик с синдромом отличника зачастую не желает и не умеет поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Также проблемами могут стать эмоциональная нестабильность и отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Как помочь своему ребенку

Если вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника, важно начать действовать. Начните открыто проявлять свою любовь. То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть.

Также важно показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен ощущать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Английский опять не выучил. В диктанте снова ошибки. Формулы все забыл”. Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту своего ребёнка. И даже если в диктанте действительно ошибки — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально.

Поощряйте ребёнка и говорите, что он молодец, не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги.

Проработайте нереализованные амбиции. Часто мы перекладываем на ребёнка то, что сами не воплотили в жизнь. Например, вы всегда хотели стать музыкантом, но пошли в юридический. А ребёнка подталкиваете к музыкальному училищу, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных достижений по флейте и сольфеджио.

И самое главное, снизьте важность. Уроки и оценки — не главное! Главное — это быть счастливым, любимым и делать то, что приносит удовольствие.  Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни.

Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: