Игровая деятельность является важным инструментом развития детей. Это значимый посредник при освоении окружающего мира, ведь именно через игру малыши понимают многие принципы и правила поведения в социуме, совершенствуют познавательные и коммуникативные навыки, развивают память, мышление, восприятие.

Но иногда родители сталкиваются с неумением ребенка принимать проигрыш в игре. Малыш начинает впадать в истерику или даже проявляет агрессивное поведение, а может просто уйти, не закончив игру. В этом материале мы расскажем, что делать родителям, если их ребенок не умеет проигрывать.

Когда это начинается? 

Давайте разберемся, что означает такое поведение. Во-первых, нужно понимать, что неумение проигрывать может проявиться у детей разных возрастов. Нижней границей принято считать три-четыре года, когда дети учатся играть в коллективе. Назвать верхнюю границу возраста очень сложно, ведь можно встретить даже взрослых людей, которые абсолютно не умеют проигрывать. Во-вторых, такое поведение абсолютно нормально.

Неумение проигрывать может вызывать тревогу у родителей, ведь наша жизнь устроена достаточно сложно, и не всегда удается выходить победителем из сложных ситуаций, а умение признавать проигрыш является важным навыком жизни в социуме. Но такое умение формируется постепенно и зависит от многих факторов.

Что движет ребенком? 

Но что же означает нежелание проиграть, какие механизмы движут ребенком (да и взрослым) в ситуации возможного проигрыша? Здесь существует большое количество различных вариантов, но ключевым элементом является самооценка.

Выигрыш дает почувствовать себя успешным, уверенным в себе, иногда даже на победе строится самоопределение ребенка. Эти чувства дают ощущение опоры при познании мира. Соответственно, при проигрышах ребенок всего этого лишается. И чем ниже самооценка и уверенность в себе, тем сложнее принимается поражение, потому что внутренне «Я» ребенка не может принять, что он с чем-то не справился, тем самым ощущая себя плохим человеком, который не заслуживает любви и уважения.

Конечно, это искаженная логика и с реальностью не имеет ничего общего, но наша психика устроена именно так, нам тяжело быть «неудачниками» или «побежденными», эти чувства лишают нас сил и энергии для жизни. Получается, что ребенок пытается компенсировать страх быть неуспешным человеком за счет внешних инструментов, а не внутреннего ресурса. Если упростить все вышеописанное, то неумение проигрывать – это проявление низкой самооценки, которая компенсируется за счет победы в различных соревнованиях и играх, а вот проигрыш рушит и без того низкую самооценку и мешает адекватному самовосприятию.

Что делать родителям?

Как же быть родителям в ситуации, когда их ребенок не умеет проигрывать? Универсальный совет в данном случае дать сложно, но можно выделить ключевые моменты:

  1. Проявите терпение. Нужно понимать, что не существует решения, которое научит ребенка правильно принимать проигрыш за один день, это может занять некоторое время.
  2. Не ругайте. Не применяйте наказания или осуждение, данные методы не работают. Ребенок не просто не осознает особенности своего поведения, но и может закрыться, а появившееся чувство обиды только усугубит ситуацию.
  3. Выясните причины. Попытайтесь разобраться в том, почему ребенок испытывает такие сильные отрицательные эмоции в ситуации проигрыша. Как было указано выше, в большинстве случаев – это низкая самооценка, но может быть он использует поведенческие модели родителей, а в некоторых случаях это может быть связано с простым отсутствием навыка проигрывания (просто не умеет). Это позволит понять в каком направлении действовать.
  4. Переключите внимание. Важно смещать акценты с победы на сам процесс игры, именно участие в игре должно приносить удовлетворение, победа должна являться лишь дополнительным бонусом. Психологи выделяют такой тип личности, как «достигаторы», они получают удовольствие именно от победы, но с точки зрения психологического благополучия – это не лучший способ адаптации.
  5. Любите и говорите об этом. Одно из центральных правил – говорить ребенку, что вы его любите независимо от результата. Нужно четко различать и понимать, что ребенка мы принимаем таким, какой он есть, а его проигрыш, или ошибки, или плохое поведение с нашим отношением к нему не связано.
  6. Хвалите. Нужно понимать, что в игре важно усердие и умение продумывать ходы, это важный ресурс современного человека. Именно за усердие или корректное принятие победы можно хвалить ребенка.
  7. Мотивируйте. Когда вы говорите с ребенком о победе или проигрыше, вы говорите о мотивации, которая закладывается именно в период дошкольного и младшего школьного возраста. То, как он относится к играм, зачем он принимает в них участие, является катализатором для мотивации во взрослой жизни.

Игра для ребенка – важная часть его жизни и то, как он будет принимать в ней участие, переживать победы и проигрыши, дает возможность увидеть возможные пути его развития. В большей степени тут все зависит от родителей, но главное понимать, что с помощью наказания или принуждения нельзя изменить мотивацию и чувства, это можно сделать только через понимание и поддержку.

Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: