Модные ныне на всех уровнях образования и экономики «hard skills» (измеряемые профессиональные или технические навыки, получаемые в процессе обучения и оттачиваемые в работе) и «soft skills» (универсальные навыки, не связанные с определённой профессией и отражающие личные качества человека) стали такими же обязательными атрибутами повседневности, как утренний кофе с корицей и булочкой.
Что такое “гибкие и твердые навыки”?
Вот, например, Дарья, учитель-словесник двадцати пяти лет. Она знает в совершенстве историю русской и зарубежной литератур, русский язык в синхронии и диахронии, ориентируются в разнообразных методиках преподавания филологических дисциплин, к тому же, разбирается во всех поколения ФГОСов с «плюсами» и без оных. Это ее профессиональная квалификация, иначе – hard skills (твердые навыки). Еще Дарья мобильна, коммуникабельна, прекрасно ладит и договаривается с людьми, быстро принимает решения, при необходимости может руководить рабочей группой коллег-педагогов по разработке очередного положения очередного проекта и его реализации, постоянно повышает свою квалификацию и вообще стремится учиться новому. Это ее soft skills (гибкие навыки), то есть надпрофессиональные навыки. Дарья-педагог-специалист=hard skills, Дарья-человек=soft skills.
Какие навыки нужны современному человеку?
Еще в 2016 (теперь уже далеком!) году на Всемирном экономическом форуме в Давосе за Дарью решили, что для успешного функционирования таких, как она (=специалистов, но в любой профессии) понадобится 10 гибких навыков. Сей список включил решение комплексных задач, критическое мышление, творческое мышление, умение управлять людьми, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, умение формировать суждения и принимать решения, клиентоориентированность, ведение переговоров, переключение с одной задачи на другую. Надо отдать должное, что в нашей стране сию нецерковную «десятину» сократили до четырех «К». К перечню популярных в массовой культуре цифровых аббревиатур, а-ля 2D/3D/5D и 3G/4G, добавилась еще одна – «4К», в том смысле, что это набор ключевых компетенций из вышеупомянутого «списка десяти», начинающихся на букву «К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. В этой «партийной» четверке место лидера негласно занимает критическое мышление с не менее насыщенным набором входящих в него ингредиентов: фильтрация информации, критический анализ и фактчекинг, что позволяет эффективно решать задачи, здраво смотреть на идеи, отделять истинное от ложного.
Как развивать “4К”?
Деятельностный характер ФГОСов общего образования легитимизировал отказ от традиционного представления результатов обучения в виде так называемых ЗУНов, тем паче, что во главу угла поставлено развитие личности ученика. Системно-деятельностная образовательная парадигма радикальным образом меняет и деятельность учителя, реализующего этот новый стандарт. В таких условиях формат работы «я говорю, а ты записываешь» становится непродуктивным и даже губительным для личности ребенка: дети должны сами учиться ставить проблему и решать ее. К слову, критическое мышление является стандартным курсом учебной программы западных университетов. Сегодня занятия по развитию творческого и критического мышления организовывают чаще всего для детей от 2-3 лет. При этом сегмент российского школьного образования, да и вузовского тоже, в данном направлении сильно западает.
Анализ русскоязычного рынка ныне функционирующих курсов по критическому мышлению от крупнейших онлайн-платформ показал, что на сентябрь 2019 года их перечень весьма и весьма ограничен. На данный момент на «Открытом образовании» открыта запись на онлайн-курс «Критическое мышление» от Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, причем упор делается именно на обучение навыкам работы с информацией, ее анализу и выявлению сущности. Курс с аналогичным названием предлагает платформа «4BRAIN» и дополняет его программой «Когнитивистика. Развитие мышления».
Понятно, что для эффективного формирования пресловутых «4К» одного звена недостаточно, так как важна преемственность между детским садом, школой и вузом, а когда одно из звеньев цепи оказывается «самым слабым звеном», то целесообразность связанных одной целью и одной цепью, если верить незабвенным строкам Ильи Кормильцева, оказывается под вопросом. С детским и внешкольным (внеурочным) сегментом в этом смысле проблем нет, многочисленные технопарки и кванториумы предлагают целый спектр разнообразных услуг заинтересованным родителям и их любознательным чадам. Слабым звеном по-прежнему остается школа и взаимосвязанный с ней вуз: в школы работать идут выпускники вузов, а бывшие школьники пополняют ряды студентов, преподавательский состав педвузов крайне инертен и статичен, поэтому ожидать долговременного эффекта от редких «инъекций» в его тело цифровых и образовательных технологий не приходится по одной простой причине: готовые решения больше не работают. Да и сам учитель в первую очередь должен стать педагогом-консультантом, соратником, воспитателем, руководителем проектов, коммуникатором, исследователем, инноватором (список можно продолжить на Ваше усмотрение, согласно «Атласу новых профессий»).