Лень лениться

Наш мозг состоит из нескольких отделов. Главенствует над всеми самый древний мозг, его еще называют «рептильным». Он отвечает за выживание, обеспечение базовых потребностей. Одна из его задач – обезопасить человека и максимально сохранить его силы и энергию на базовые нужды. Именно поэтому ничего не хочется делать, страшно идти в новое.

Лень – это нормально! И если вам все лень, примите поздравления, ваш рептильный мозг работает отлично. Как говорится, лежал бы целыми днями на кровати. Это касается человека любого возраста, в том числе и детей. Поэтому-то их и невозможно заставить что-то сделать. Мозг диктует свои условия и это одна из причин «ничегонеделания».

То есть, чтобы что-то сделать, нужно приложить усилия. Включить другие части мозга, активировать самую молодую его часть – неокортекс. Именно новый мозг отвечает за сенсорное восприятие, осознанное мышление, выполнение моторных команд, речь.

Но для чего нам прилагать усилия? С какой стати мы должны что-то делать, а тем более еще успешно доводить дело до конца? Каждое действие должно быть оправдано целью, чтобы мы понимали, ради чего все старания. 

Целимся в десяточку

Итак, не из-под палки можно приступать к действиям только после того, как будет четко сформулирована цель, ради чего, собственно, все это? Учим ребенка чистить зубы и объясняем – чтобы зубы были здоровые и ты мог хорошо кушать, нужно следить за гигиеной полости рта, чистить зубы два раза в день. А не «я что тебе сказала» или «потому что я так сказала». Такая формулировка не объяснит ребенку необходимость действий. Каждая цель должна быть четко сформулирована и обоснована с конкретной выгодой. Сравните формулировки: ты должен ходить в школу, потому что все ходят, иначе останешься без образования и пойдешь дворником. Или: ты должен ходить в школу, чтобы получить знания, которые пригодятся тебе в жизни, и аттестат, который даст тебе возможность получить специальное образование и обрести профессию, если ты захочешь дальше учиться. Все, у ребенка формируется цель, понятно ради чего усилия, и какая конкретно выгода будет у него. 

Дедлайн

У каждой цели должны быть измеримые временные рамки. Так ребенку будет понятно, что к определенному сроку он должен завершить действие и получить результат. Например, ты играешь с конструктором час (до такого-то времени), а потом складываешь все я ящик для игрушек. И напоминайте ребенку о конкретном времени. Планируйте время с запасом, чтобы хватило на «еще чуть-чуть», но в целом придерживайтесь расписания. Так, начиная с мелочей, ребенок будет понимать и цену времени. 

Зачем нужен результат? 

Когда человек завершает действие и достигает цели, вырабатывается дофамин, гормон счастья и радости. Человек на некоторое время получает удовлетворение от сделанного. Гормон мотивирует человека на новые цели. Именно поэтому так важно доводить дело до результата, чтобы получать заслуженные ощущения. 

Когда родители перебивают детей и пытаются доделать что-то за ребенка, малыш не получает удовлетворения от завершения задачи, раздражается, плачет и больше не хочет приступать к активностям. Дайте ему возможность самостоятельно получить результат. Пусть это будет дольше по времени, пусть он ошибется, но достигнет своей цели. Помним – дофамин и родительское терпение мотивируют на дальнейшие свершения. 

Концентрация

Человек существо однозадачное. То есть эффективно он может выполнять только одну задачу. Взялся за дело, завершил, приступил к новой задаче. Представьте компьютер, в котором открыты десятки вкладок. Через какое-то время он просто начинает зависать и система перестает работать. Плюс для эффективного выполнения любой задачи нужно умение сконцентрироваться. Если человека отвлечь от деятельности, то для нового включения в задачу понадобится от 15 до 30 минут! То есть начинаем все заново. Поэтому так важно научить ребенка не отвлекаться, не трогать его, а дать возможность сконцентрироваться на время выполнения задачи. Как говорится, сделал дело – гуляй смело. 

Какую оценку поставить?

Чтобы у ребенка каждый раз была мотивация на выполнение новых целей необходимо отмечать каждое достижение. Похвала по делу очень важна для малыша. Собрал игрушки – молодец, сам завязал шнурки – отлично. Не воспринимаем эти результаты, как должное. Но и не устраиваем овации. Находим золотую середину. Такой подход позволяет и во взрослой жизни ценить свои успехи, не обесценивать их. Дети, чьи достижения воспринимались как должное, не ценят свои результаты, часто не довольны своей жизнью и собой. Хотя объективно вполне есть чем гордиться. И себя не забываем похвалить.

474 просмотров