В практике современной воспитательной работы присутствует множество технологических приемов и процессов, которые различаются возможностью применения на практике, задачами, ближайшими и отсроченными результатами. Одним их таких направлений воспитательной работы является социальное проектирование.

Слово проект переводится с латинского языка как брошенный вперед. Социальная область и реализуемые в ней проекты являются важным средством воспитания, так как направлены на формирование социальных навыков и реализацию социально-значимой деятельности. У детей такая деятельность направлена на развитие организаторских, творческих, коммуникативных способностей, активное и самостоятельное познание мира. Формируемые в практическом процессе умения и навыки, ценности и социальные установки, в последующем определяют социальные навыки наших детей, их возможности и перспективы в будущем участвовать в реализации социальной политики и гражданских инициатив на местах в том городе, селе, где живут будущие граждане страны и в управлении страной в целом.

Социальное проектирование может быть индивидуальным или групповым видом деятельности. Задачи данного вида деятельности – участие в решении социальных вопросов через гражданские для значительного и реального эффекта по улучшению социальной среды. Эти проекты дают практическую возможность в реальном действии попытать свои силы, а не ограничиваться рассуждениями и догмами о своей готовности спасать мир, делать что то полезное и помогать окружающим людям. Важно, что еще одним свойством социального проектирования является персональный, самостоятельный выбор именно той деятельности, которая важна для ребенка и в наибольшей мере соответствует его способностям и интересам. 

Социальное проектирование с точки зрения психологии подростка наиболее мотивирующее направление воспитания. Подростковый период, когда происходит становление личности, часто может характеризоваться выраженными потребностями и желаниями проверки своих способностей в реальных действиях. 

Именно работа в проекте, достижение его целей и ставит ребенка в позицию практико ориентированного действия – он может сам делать выбор инструментов и практик, выбирать ценностную линию своего поведения, планировать и совершать нравственные и правовые поступки. Результатом проектной деятельности становится формирование важности понимания того, что от конкретных действий зависит и собственное благополучие, но и благополучие тех, на кого был направлен социальный проект. Вот эта самостоятельность в действиях и становится основной мотивирующей составляющей (тест на взрослость – смогу ли я сам), которая привлекает подростка к реализации социальных проектов.

Эта деятельность может лежать абсолютно в различных областях от экологии до науки и задача взрослых (учителя и родителей) правильно вовлечь ребенка в этот процесс. Не заставляйте сделать, выучить, развить, сформировать, а дайте свободу в действии, правильно сформировав задачу и направив подростковую энергию в созидательное русло, обозначив задачи проекта и задав его основные рамки.

Задача взрослого подать идею социального проекта, но содержание и то как он должен выглядеть должен решить сам ребенок. Для подростка важно ощущение свободы в выборе направления проектной деятельности и выбора своей роли в проекте. Принятие цели проекта и его задач как своих собственных и личных, послужит мотивирующим фактором эффективной работы над проектом, а значит и над проблемой, которую этот проект затрагивает

Социальное проектирование, как одна из воспитательных технологий, решает общую задачу – формирование социальной компетентности детей, которую еще принято считать понятием «социализация». В воспитательной деятельности развитие социальной компетентности это не обучение определенным знаниям и навыкам, а овладение детьми различных социальных ролей, их освоение ведет к их гармоничному взрослению. Это индивидуальные социально-психологические характеристики, они являются необходимыми качествами современного человека, которые крайне необходимы каждому как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Одним из основных ресурсов социального проекта является сформированная команда и достижение результатов напрямую зависит от того какой вклад внесен из его участников. В проекте много иных ресурсов – информационных, финансовых, интеллектуальных. От эффективности объединения ресурсов зависит успех проекта и его оценка. Если выразить сущность социального проектирования кратко, то можно сказать, что есть общественно значимая проблема и есть видение проектной группы того, как это поправить. 

При реализации технологии социального проектирования в школе педагогу важно помнить, что социальная активность школьников зависит от их возрастных особенностей. Вопросы социального проектирования – задача программы воспитания школы. Это особенно важно в средней школе, когда дети переживают подростковый период. Если подход к реализации социальных проектов в школе очень формальный, то отсутствие мотивации и интересной постановки идей социального проектирования может привести к тому, что школьники будут объединяться самостоятельно в свои проекты, уходя в сомнительные компании или становясь адептами специфических субкультур. По сути, этот процесс тоже является проектированием, только из социального проекта он превращается в асоциальный.

Методика социального проектирования как инструмент воспитания ребенка желательно использовать и родителям.

Очень часто противоречия в желаниях родителей и их детей могут эффективно решаться методами социального проектирования. Приведем некоторые примеры.

Противоречие «выбор интересов и увлечений». 

Родитель думает: ты должен стать скрипачом, ведь как это трогательно, я сижу в первом ряду филармонии и горжусь своим гением. Он будет лауреатом конкурса «Синяя птица». Нередко родители хотят попытаться транслировать свои нереализованные мечты в своем сыне или дочери. Однако, важно одно – понять, ребенок самодостаточный, он не вы в версии 2.0 дополненной и улучшенной.

Совет: попытайтесь погрузить ребенка в разные среды и попробовать разные роли: футболиста, шахматиста, вокалиста, скрипача. Через доверительный диалог поймите, что лично ребенку действительно интересно. Где более выражены его способности и желания. Обратитесь к специалистам по профессиональному самоориентированию и выявлению интересов, они обязательно подскажут.

Как научить ребенка «нести ответственность за свой выбор». 

Безусловно, мы любим ребенка и хотим для него все самое лучшее. Важно принимать подростка как независимую личность, он имеет право нести ответственность и самостоятельно отвечать за свои поступки. Роль родителей проговорить с ним все варианты возможного исхода событий и поддержать его, ни в коем случае не давить и не делать выбор за него самим. 

Важное свойство характера «отстаивать свою точку зрения». 

Выглядеть и быть убедительными и доказать свою позицию очень важный навык современного человека, причем он приобретается и нарабатывается в ходе развития. Если же родитель не дает возможности развиваться этому навыку, то, как он разовьётся сам? Родителю необходимо принять, что не всегда наше мнение и суждения нашего ребенка совпадают. Родитель иногда может и согласиться, а иногда и уступить, разве не в этом наша мудрость и сила?

Часто конфликт возникает при обсуждении вопроса «Кто решает, кем ребенку быть?». 

Мы свято верим, что в выборе будущей профессиональной деятельности только мы знаем как лучше для нашего ребенка. Будешь юристом, прокурором, врачом – это престижно и почетно. А если у ребенка другие таланты другой склад ума и иное мышление. В лучшем случае, ради родителей он и поступит в тот ВУЗ, куда надо, и даже может получить диплом. Вы утрете родительские слезы на выпускном по случаю получения диплома, ребенок вас поцелует и уйдет заниматься музыкой или будет крутым разработчиком компьютерных игр, в худшем – слом характера по поводу не самостоятельного выбора. Задача родителя – выявить призвание, талант и склонность ребенка и максимально поддержать его на пути к мечте. Выясните все возможные направления развития той профессиональной области, к которой имеет склонность ребенок, и вместе сделайте выбор дальнейшей траектории. Если хотите, чтобы сын стал врачом, а он компьютерный гений – биомедицина, функциональная диагностика, 3-д моделирование в области медицины и печати внутренних органов (а это уже не будущее, а самое настоящее), возможно то, что полностью устроит обе стороны.

Для ребенка важно «уметь ошибаться». 

Учиться на чужих ошибках получается далеко не всегда и не всем. Прохождение опыта преодоления ошибок дает возможность приобрести ребенку ценный опыт, он позволяет приобрести ему навыки анализа, критического мышления, стать увереннее в себе и взрослее. Важно помнить, что ребенку важно уметь ошибиться, что в будущем не бояться последующих шагов. Если вспомнить период, когда ребенок только учился ходить и постоянно падал, мы же не говорили ему: «не вставай», «лежи», «не двигайся». Также по аналогии не нужно лишать своих подрастающих детей своих первых шагов и ошибок.

Актуальность технологии социального проектирования в формировании воспитательной системы образовательной организации действительно очевидна. В рамках этой технологии в детях развиваются важные качества человека, которые будут обеспечивать эффективную адаптацию и самореализацию человека в гражданском обществе в течение все последующей жизни (самостоятельное мышление, возможность творчества, способность к совместному сотрудничеству).

Общая задача школы и современной семьи состоит не столько в том, чтобы подготовить детей к жизни, сколько чтобы обеспечить им полноценную жизнь уже сегодня и сейчас. Ведь нет ничего лучше, чем осознание того, что обогащенный знаниями, навыками и социальным опытом «сегодняшний день» это полноценная подготовка к «завтра».

550 просмотров