Вопросы диагностики и развития способностей детей понимаются в научном мире с середины прошлого века и не утрачивают актуальности и сегодня. Социальный заказ государства и возрастающие потребности родителей также способствует росту научных исследований по данному направлению. 

Если познакомиться с исследованиями, изучающими феномен детской одаренности, то под одаренностью понимается системное, непрерывно развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения более высоких, по сравнению с другими людьми, результатов в одном или нескольких видах деятельности. Современная трактовка концепции одаренности – это не только, и не столько, высокий интеллект. При этомисследования подтверждают, что, например, у большинства музыкально одаренных детей уровень умственного развития выше среднего. Одаренный ребенок – тот, который выделяется значительными, яркими достижениями или имеет предпосылки для таких достижений. Действительно, приведя своего ребенка в детский сад, родитель видит – в любой группе может оказаться ребенок, который будет явно и заметно отличаться от своих сверстников. 

Перспективы развития таких детей определяются уровнем достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, учебных достижений, креативного мышления, коммуникации и лидерства, художественной продуктивной деятельности, двигательной активности. 

Говоря о детской одаренности, можно привести две крайние точки зрения: «все дети одарены» и «одаренность крайне редкое явление». 

Генетика как наука (а сегодня феномен одаренности изучен практически со всех сторон) вторит, уровень, качественные характеристики и динамика развития одаренности – это обязательно совокупность наследственных предпосылок и характера воздействия окружающей социальной среды, опосредующей деятельность ребенка, способствующей присвоению им «культурных» (одним из ученых, изучающих феномен одаренности и описывающий ее является Л.С. Выготский), способов деятельности. В то же время нельзя не учесть роль активности самой личности (самостоятельно, или под воздействием родителей).

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был одаренный, или проявил себя в какой либо сфере. Важно, чтобы родители понимали принципы развития детей, видели в динамике развитие и могли управлять этим процессом. Конечно, никто не вправе оказывать давление на родителей в вопросах воспитания ребёнка, но любая мама и любой отец, если ему важен свой малыш, обязательно постарается освоить эти постулаты.

Множество исследований и практик по изучению детской одаренности характеризуют одарённого дошкольника. Одаренные дети начинают ходить раньше и разговаривать на три-четыре месяца раньше, чем их сверстники. Они Овладевают навыком чтения задолго до начала школьного обучения, причем зачастую, самостоятельно. Важное значение имеет раннее развитие речи, так как оказывает значимое влияние на другие области развития. Все это отражается в том, что такие дети имеют более богатый словарный запас для конкретного возраста. Они используют оригинальные речевые конструкции. Другой очень важной характеристикой одаренных дошкольников признается любознательность. Эти дети переносят полученную информацию в свою базу знаний, что дает критически анализировать последствия событий и принимать решения о том, как удовлетворить свои интересы. Одаренный ребенок часто задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, благодаря этому знает больше, чем его сверстники, экспериментирует с предметами, пытаясь понять разные закономерности и перенести их на другие процессы.

Родитель дошкольника должен ясно понимать, что его основная задача помочь ребенку справиться с развитием, а если ребенок одаренный, то роль родителя возрастает.

Видов одаренности большое количество, но основными видами принято считать интеллектуальную и творческую. 

Потому все игры и упражнения для детского возраста разделены на упражнения для тренировки:

  • интеллекта ребенка (развитие мнемических (от греческого слова «мнемо» – память) способностей: внимания, мышления и восприятие; 
  • эмпатии (от англ. empathy – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, понимать состояние другого человека или животного, способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков), представить образ и его состояние. 

Ведущим видом деятельности для ребенка дошкольника является игра. Именно в игровой форме в период развития и созревания психоэмоциональной сферы формируются цепочки закономерностей, которые будут нужны очень ребенку в будущем. 

Родителю очень важно не ограничивать ребенка в проявлениях его эмоций и образного мышления. Приведем простой пример, как могут в игре формироваться закономерности мышления. Если ребенок взял палку, повесил на нее листок и всем говорит, что это змея, то нужно поддерживать это образное сравнение и, более того, вместе с ребенком придумывать разные образные игры. В таких играх формируется возможность представить вместо конкретного предмета (несомненно, имеющего свое название) абсолютно абстрактную единицу. И если рядом находится родитель, который будет исправлять ребёнка и говорить, что вещи нужно называть своими именами (а таких родителей немало), не нужно тогда в школе, когда начнутся иксы и игреки, сетовать на то, что ребенок не понимает что это такое – ведь именно «Х» и есть та абстрактная единица (к слову – данные связи по заверениям физиологов возникают в возрасте до 5-6 лет).

Игры рекомендуется проводить ежедневно, предлагая ребенку в течение дня в игровой форме выполнить одно или два задания, развивающие интеллект и художественные способности. Главное условие проведения игр – взаимный интерес взрослого и ребенка, ненавязчивое руководство, соблюдение принципа ненасилия. Необходимо соблюдать деятельностный принцип развития ребенка. Это значит, что при выполнении заданий каждый ребенок действует. Например, обследовать какой-либо объект – провести сравнительный анализ резинового мяча и пластикового шара.

Одно из важных условий развития одаренности ребенка – создание условий для самостоятельного выполнения задания, это требует терпения от взрослого, гораздо легче додумать, дорисовать, договорить, догадаться за ребенка и приписать свой результат ему: «Ах, какой молодец, догадался, что эта фигура состоит из 4 треугольников и одного квадрата», а в то же время ребенок самостоятельно нашел только 3 фигуры. При подборе материала необходимо учитывать уровень развития способностей ребенка. Необходимо чтобы предлагаемый материал не был слишком легким, ни очень трудным. Для ребенка важен результат, которого он достигает сам, то есть вступает в действие принцип опережающего обучения – задания должны базироваться на опыте ребенка, но по содержанию, степени сложности быть немного впереди его развития на данный момент. 

В силу различных условий воспитания, особенностей личности каждый ребенок достигает определенного результата, и может подниматься по лесенке развития все выше и выше. Осознание им того, что он решил поставленную задачу, окрыляет ребенка и помогает ему достигать новых результатов. 

Родителю необходимо знать, что в дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков (задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться). Задатки можно сравнить с семечком. Из абсолютно одинаковых семян получаются сильные и слабые растения, все зависит от ухода, условий, почвы, на которой прорастает семечко. Поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы не угасли способности, которые по мере взросления, созревания позволят говорить об уникальных возможностях ребенка, его одаренности. Необходимо учитывать, что дошкольники, если занятие интересно им, могут долго находиться в одной позе, забывая о еде, других потребностях организма, поэтому взрослым необходимо деликатно переключать внимание ребенка на необходимость погулять, подвигаться или поесть, при этом подчеркивая уважительное отношение к детской деятельности, находя игровые мотивации для временного отвлечения от занятия, увлекшего ребенка. 

Из дошкольника ребенок превращается в школьника и подростка. И если дошкольника легко переключить на иной вид деятельности, то ребенок постарше часто остается один на один со своей одаренностью. Развитие одаренного ребенка сопряжено с рисками и трудностями. У детей, одаренных в какой-либо одной области, отмечается ярко выраженная несинхронность развития психики. За быстрым развитием одного направления, например интеллектуальной сферы, часто не успевают развитие социальной и физической, наблюдается, эмоциональный диссонанс, что приводит к неравномерности развития. Если возникают выраженные достижения (победы)может начать формироваться неадекватно высокая самооценка. Иногда это приводит к критическим перепадам эмоциональной сферы и тогда повышенный перфекционизм может превратиться для ребенка в мучительную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. В эти периоды важно, чтоб родитель обязательно был рядом, а если рядом будет родитель, который будет понимать происходящие процессы, ребенку будет комфортнее переживать эти периоды.

Думающий родитель всегда должен понимать, что нередко у одаренных детей имеются проблемы в эмоциональном развитии, склонность к депрессии, неврозам. Повышенная реактивность растущего организма и разность во временном развитии эмоциональной и интеллектуальной сфер зачастую приводит к тому, что ребенок не понимает что с ним происходит. Это выражается в некоторых случаях в склонности к бурным неконтролируемымреакциям. Часто это принимается за агрессивность, невоспитанность ребенка. Иногда возникают ситуации, когда одаренные дети не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени – к детям с повышенными интеллектуальнымиспособностями. В этой неравномерности и заключается сложность для родителя.

Швейцарский психолог Марк Люшер ввел в психодиагностику одаренного ребенка понятие «куб личности». Им предложено представить в четырех углах куба компоненты развития личности: интеллектуально-продуктивный, эмоционально-волевой, физический и социальный. Считается, что развитие только одного угла – например, интеллекта в ущерб остальным составляющим ведет к перегрузке, что приводит к деформации всего куба. Значит, деформируется и личность ребенка, если в воспитании одаренных детей пренебрегать физической нагрузкой, социально и эмоционально активной деятельностью. Поэтому, развивая способности дошкольника, необходимо создавать условия для его полноценного физического, индивидуального, художественно-эстетического и духовного развития.

Еще одним проблемным вопросом является то, что достаточно сложно прогнозировать и диагностировать одаренность ребенка. На развитие психоэмоциональной сферы накладываются физические процессы роста и развития организма (это неизменное влияние смены возрастных периодов). Как правило, в ходе воспитания и образования ребенка (семейного воспитания, образования в образовательной организации, примера значимого для ребенка человека, эмоционального подъема после просмотра медиаресурса и пр.) может происходить угасание или проявление признаков одаренности у ребенка. И опять важно, чтобы рядом был понимающий взрослый, который поможет справиться с проблемой и объяснить ребенку (а к подростковому возрасту он уже может понять) суть процессов, происходящих с его эмоциональной и физиологической сферами.

Часто в родительском понимании существует стереотип – одаренный ребенок непременно должен поразить окружающих неординарностью: пением, сочинительством, музицированием, значительным объемом памяти. Сколько Вундеркиндов в возрасте до 10 лет становятся звездами медиапространства? Талантливые малыши удивляют взрослых. История Алисы Тепляковой в 9 лет в 2021 году поступившей в МГУ вызвала немало споров и разных толкований. Не будем перечислять примеры подобные этому – есть и позитивные, есть и не очень, как у нас в России, так и за рубежом. Как ни посмотри, в основе любой истории – родители. Во всех успешных историях ощущение человека с ноющей пустотой в душе. Как будто в детстве, что то забрали, обещали вернуть и забыли. Так объясняют свои ощущения взрослые – бывшие дети вундеркинды, которые слишком рано стали взрослыми, на приеме психологов. Пусть у Алисы все будет хорошо, пусть у ее родителей все будет замечательно, но всегда надо помнить – роль родителей поддержать неокрепшую психику ребенка. Сложно сказать, как Алиса Теплякова будет сидеть на занятиях и общаться с 18-20 летними однокурсниками. Будем надеяться на мудрость родителей и профессионализм преподавателей факультета психологии МГУ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является сложной и многоуровневой задачей для всех. Вооружение родителей знаниями о закономерностях развития ребенка, несомненно, очень важно. Развитие каждого ребенка уникально, раскрытие и реализация его потенциала требуют определённых условий окружения – как в семье, так и в образовательных учреждениях, соответствующих различным потребностям и возможностям детей.

648 просмотров