Игра является основной формой деятельности в возрасте от 1 года до 3 лет, и игрушка оказывает важное стимулирующее действие на психическое развитие ребенка. С рождения малыш испытывает большую потребность в общении с близкими людьми и окружающей его средой. Чаще всего первой развивающей игрушкой, которую видит ребёнок, становится погремушка.
Погремушка благоприятно влияет почти на все структуры нервной системы ребенка, дает возможность повторять одинаковые действия с ней – это способствует формированию зрительных, слуховых и двигательных анализаторов (сенсомоторных реакций или навыков). Благодаря погремушке малыш впервые ощущает результат своих действий, оказывает спонтанное воздействие на окружающую его действительность.
На смену погремушкам, музыкальному мобилю, подвескам, кубикам постепенно приходят игрушки, при помощи которых ребенок учится производить простые результативные и первые соотносящие, функциональные действия. Среди игрушек появляются банки с мячами, машинки, неваляшки, музыкальные игрушки, игрушки с разным принципом извлечения звука. Для развития моторики, памяти, внимания можно предлагать ребенку в этом возрасте конструкторы из крупных блоков, пазлы, разные шнуровки.
Подробнее разобраться в этой теме помогут наши карточки, созданные благодаря материалам из «Энциклопедии для родителей» от Союза педиатров России, опубликованной под редакцией российского ученого-медика Л.С. Намазовой-Барановой.