В возрасте 7 лет у детей происходят значительные изменения в социальной жизни, так как большая часть детей именно в этом возрасте идет в школу. Еще вчера ребенок играл в детском саду, а сегодня у него уже появилось множество новых обязанностей.

Кризис 7 лет – это кризис в развитии ребёнка, возникающий в момент перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Ребенок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и социальный статус, остро встает вопрос адаптации к новым условиям. К ребенку начинают предъявляться особые требования, он сталкивается с оценкой себя другими.

Причины возникновения кризиса 7 лет

В школе ребенок впервые сталкивается с серьезными ограничениями в плане дисциплины. Правила, школьный дресс-код, уроки по 45 минут и невозможность выплеснуть физическую энергию, когда пожелаешь. Это кардинально переворачивает мир ребёнка, в котором ранее не было места для такой длительной концентрации на порой скучных для него задачах.

В младшем школьном возрасте к ребенку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам. Такие мысли, как «кто я такой?», «что мне нравится?», «что я сейчас хочу?» теперь всё чаще появляются в голове у школьника. Понимание сопровождается не только позитивными эмоциями, но и временными разочарованиями и неудовлетворением тех потребностей, которые раньше были удовлетворены родителями.

Зачастую, именно в этом возрасте ребенок начинает больше времени проводить со сверстниками. В новой среде ребенок знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и гораздо ближе и плотнее сталкивается с такими чувствами и явлениями, как дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость и т.д.

Из-за комбинации этих факторов у ребенка могут происходить истерики и срывы.

Основные признаки кризиса 7 лет

Поведенческие:

  • Упрямство и категоричность, споры по поводу и без;
  • Ребенок часто грубит, отвечает отказом;
  • Нервность, вспыльчивость и раздражительность;
  • Резкая смена настроения.

Семейные:

  • Появление большого интереса к семейным делам. Это может быть и заинтересованность во взаимоотношениях родителей, в бюджете семьи и т.д.;
  • Частое вступление во взрослые разговоры, порой со знакомыми родителей;
  • Внезапное желание взять на себя новые обязанности, проявляя большую важность к своей персоне.

Социальные:

  • Ребенок стремится подражать взрослым в мимике, манере поведения;
  • Просит купить модную одежду, дорогие гаджеты, чтобы быть “как все”;
  • В обиходе появляются “плоские” шуточки и кривляния.

В целом, кризис семи лет характеризуется периодом постоянных противоречий, желанием стать взрослым и принимать взрослые решения. При этом невозможностью осуществления своих желаний в силу столь малого возраста и опыта.

Этот период сложен не только для детей, но и для родителей.
Ведь им очень важно осознать, что ребенок уже не малыш, поэтому старые методы воспитания не работают. Ребенок начинает требовать к себе все большего отношения как ко взрослому, родителям необходимо учиться соблюдать его границы и выстраивать новые формы взаимоотношений, без излишней гиперопеки. Например, давайте своему ребенку больше полномочий, но не забывать о том, что он все еще ребенок.  Настоящее родительское искусство соблюсти эту тонкую грань, не впадая в крайности.

Как же помочь ребенку преодолеть этот сложный этап?

  1. Не перегружайте его кружками и секциями. Пусть выберет что-то одно и вкладывает время в учёбу и дополнительные занятия равномерно. Старайтесь соблюдать режим дня, чтобы его нервная система не перегружалась.
  2. Не давите на ребёнка. Со временем всё «устаканится», главное спокойно относиться к его «непростому» периоду.
  3. Не игнорируйте его проблемы в школе. Внимательные и доверительные отношения с ребенком позволят заметить, если в школе идёт что-то не так.
  4. Никогда не унижайте своего ребёнка! Это ведёт за собой целый набор будущих комплексов и травм, которые далее распространяются не только на его самоощущение, но и на его близких друзей и знакомых. Сейчас дети и родители сталкиваются с очень высокой нагрузкой связанной с современными программами обучения. Следует всегда помнить о том, что ваши хорошие отношения с ребенком важнее, чем его оценки.
  5. Проводите больше времени с ребенком, будьте ласковыми, терпеливыми и заботливыми.
  6. Разговаривайте на различные темы, а не только на тему школы и учебы. У детей очень часто складывается впечатление, что родителям больше ничего не интересно о нем, кроме школы. Например, можно использовать упражнение “три радости дня”. Когда за ужином все члены семьи рассказывают о своих трёх радостях за день, затем все обсуждают это. Такие разговоры сближают и создают доверительную атмосферу.
  7. Радуйтесь его маленьким победам, хвалите. Определите сферы, где можете дать ему больше самостоятельности – например самому собирать учебники или следить за опрятностью школьной формы. Дайте ему возможность ошибаться, это поможет ему развивать самостоятельность и ответственность.
  8. Помните о том, что абсолютно у всех детей, с началом посещения школы падает самооценка. Это нормальное явление. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, в каких-то вещах он может быть чуть менее успешен, чем его одноклассники и конечно, это будет подтачивать его уверенность. 

 Не критикуйте своего ребенка, будьте всегда на его стороне и тогда через время, его внутреннее состояние стабилизируется. 

165 просмотров