По окончании начальной школы обычно проводятся различные диагностические работы, проверяющие качество знаний учеников. Это относится к предметным знаниям и умениям, и к метапредметным. Не только читать, но и понимать прочитанное. Не только писать, но и создавать свой текст. Не только считать, но и логически мыслить. Не только пересказывать текст, но и выделять в нем главное. Результаты работ учеников – это вариант обратной связи, показывающий, на каком уровне они переходят в пятый класс, в основную школу.

Определенные итоги начальной школы выявляются и в процессе адаптации к основной школе. Знакомство с новыми учителями, общение с новыми одноклассниками, освоение новых учебных предметов, видов домашних заданий, особенности самоорганизации, самостоятельность, работа с информацией, восприятие отметок – все это становится своеобразной диагностикой готовности к переходу в пятый класс. 

При переходе на новую ступень образования интересно, как сами дети понимают результаты учебы в начальной школе, смысл обучения и особенности пятого класса. Итоги начальной школы, которые формулируют пятиклассники, связаны, во-первых, с очевидными умениями. Например, умение писать, считать, читать, петь, играть в спортивные игры, говорить на английском, учить стихи, решать логические задачи, играть в спектаклях и т.п. 

Но выделяют они и другие умения. Например, умение работать в группе; уважать одноклассников и учителей; понимать друг друга; помогать друг другу; выдерживать достойно трудные ситуации; сдерживать гнев; быть организованными; уметь формулировать; слушать и слышать; уметь думать самому; прислушиваться к чужому мнению; поддерживать друзей; не перегибать палку и контролировать себя; уметь договариваться; умение прощать; общаться правильно с людьми; владеть речью; быть собранными; обладать чувствами; развиваться в любой ситуации; быть дружелюбными; трудиться; владеть совестью, думать о последствиях.

Естественно, речь не идет о том, что эти умения освоены в совершенстве. Важно, чтобы дети на них ориентировались и на своем возрастном уровне понимали их смысл: зачем нужна организованность, почему полезно уметь общаться, какова роль сотрудничества, чем опасен гнев, что дает владение речью. В дальнейшем при формулировке учебных заданий или анализе сложных ситуаций можно опираться на значение подобных умений.

Представление о том, зачем ты что-то делаешь, становится все более важным по мере взросления. Есть и другой источник мотивации к обучению для пятиклассников. В основной школе самое интересное (по их мнению) – то, что является новым. Новые учителя, новые предметы, новые варианты работы на уроке, новые кабинеты. Новизна поддерживает интерес к учебе, хотя и вызывает затруднения. Но если интересно – уже не так трудно. 

Постепенно, к сожалению, новое становится привычным и интерес угасает. Если мы об этом не забываем, то стараемся, по мере возможности, вносить новое в свои уроки. Дети нас пока слушают, потому что мы взрослые; в дальнейшем они нас будут слушать, если мы интересные взрослые.

154 просмотров