Родина начинается с малого: дома, семьи, школы. У каждого человека есть любимые места в городе или деревне, при виде которых уже во взрослом возрасте возникают интенсивные эмоциональные переживания. Это может быть любимая скамейка в парке, палисадник возле дома, красивое дерево причудливой формы.

Прививая любовь к родному дому, семье, родным местам мы способствуем тому, чтобы дети содержали свой дом в порядке, ухаживали за близкими, облагораживали и развивали среду, в которой они живут.

Эмоциональное и физическое благополучие человека во многом зависит от того, уютно ли себя человек чувствует дома. Объясните ребенку, что через заботу об окружающей среде мы заботимся о своем собственном благополучии.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей ценностного отношения к семье, родному дому.

Поговорите с детьми о том, что важно заботиться о своем доме, работать над взаимопониманием в семье. Расскажите о месте и его особенностях, в котором вы выросли, о семейной истории, традициях и ценностях. Покажите фотографии и картинки, связанные с вашими воспоминаниями о детстве. Это поможет детям почувствовать связь с предыдущими поколениями и укрепит семейные узы.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.

Ученикам младшей школы:

  • Какие у тебя есть домашние обязанности?
  • Есть ли у тебя любимые места для прогулок возле дома?
  • Почему важно заботиться о месте, в котором ты живешь?

Ученикам средней школы:

  • Что ты любишь делать на выходных или в свободное время в своем городе?
  • Есть ли какие-то истории о нашем городе/деревне, которые тебе запомнились?
  • Почему важно участвовать в субботниках?

Ученикам старшей школы:

  • Какие изменения ты бы предложил для улучшения жизни в твоем городе/деревне?
  • Есть ли что-то уникальное в природе или архитектуре твоей Родины, что тебе особенно нравится?
  • Что такое Родина?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Александр Твардовский «О Родине большой и малой» – сборник стихов и воспоминаний, АСТ, 2022 – 256 страниц, 6+

Поэт Александр Твардовский всегда любил и уважал свою Родину, эти убеждения нашли отражение и в его творчестве. Эта книга представляет собой квинтэссенцию чувств автора к Родине. Сборник включает в себя стихотворения разных жизненных этапов Твардовского, рассказы и очерки послевоенных лет, а также отрывки из его автобиографии и книги воспоминаний «Родина и чужбина».

Книга воспитывает любовь к малой родине, питает патриотизм, показывает пример верности своим чувствам и идеалам.

Вопросы для обсуждения:

– Что означают понятия «большая родина» и «малая родина»?

– Какие стихотворения Александр Твардовский посвятил «малой родине»? Какие чувства вы испытываете при прочтении?

– Какие стихотворения Александр Твардовский посвятил «большой родине»? Какие чувства вы испытываете при прочтении?

– Давайте обсудим фразу: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки». Давайте обсудим нашу малую родину. Какие воспоминания и чувства возникли бы в первую очередь при разлуке с родными местами?

– Как вы думаете, какие чувства одолевают человека, когда он оказывается вдали от Родины? В каких стихотворениях автора эти чувства ярко проиллюстрированы?

Составитель Марк Ватагин «Сказки народов России» – сборник сказок, Стрекоза, 2017, серия «Нашим детям» – 64 с., 6+

Примечание: книга подойдёт как для возраста 6+, так и для 12+. В случае чтения с ребёнком категории 6+ следует совместно читать и обсуждать только сказки, пропустив развёрнутое культурологическое предисловие. С ребёнком категории 12+ можно взять в совместное чтение и обсуждение также и предисловие.

«Сказки народов России… А сколько в России народов? Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей <…> У всех народов были сказки <…> В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер».  Такими словами начинает автор этот потрясающий сборник. Действительно, каждая сказка погружает в магический мир фольклора самых разных территорий нашей страны, знакомит нас с Россией с совершенно разнообразных интереснейших новых сторон, расширяет кругозор и воображение.

Книга воспитывает любознательность, прививает интерес к культуре и устному народному творчеству нашей многонациональной страны. Учит смотреть на окружающий мир под разными углами, проявляя творчество и воображение. Расширяет общую картину мира.

Вопросы для обсуждения:

– Какая сказка тебе понравилась больше других? Почему?

– В каждой сказке герои проходят испытания и обретают силу. Давай напишем 5 качеств, которые помогают героям пройти испытания и обрести силу.

– Хотел бы ты обладать какими-то из этих 5 качеств? Как их можно развить в себе, какие действия нужно для этого совершить?

– Ты познакомился со сказками разных народов России, каждая из них со своими настроением, сюжетом. Все разные, но все объединены единой атмосферой российского сказочного наследия. Знаешь ли ты, что за праздник – День народного единства? Для чего он нужен нашей стране: такой разнообразной и разносторонней?

Юрий Нагибин «Книга о старой Москве. Всполошный звон» – Рипол-Классик, 2012 – 312 страниц, 6+

 Эта замечательная книга – признание автором в любви столице нашей Родины – Москве. Москва для писателя – его малая родина, любимая, родная сердцу. Каждое воспоминание детства Юрий Нагибин бережно сохранил и в своей последней книге переплел с историей столицы. На страницах этой книги мы увидим как известные, так и забытые вехи истории Москвы, познакомимся с ее уникальной архитектурой, заглянем в каждый из уголков города. Книга пронизана чувством глубокой трепетной любви, восхищения и уважения к столице. Автор завещает «молодым ее хозяевам» обратить к Москве «душевное внимание», проникнуться силой ее и историей.

Вопросы для обсуждения:

– Давайте обсудим фразу: «Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому». Какие чувства она затрагивает внутри?

– Какими поступками может выражаться любовь к малой родине? Давайте приведем примеры.

– Какие факты из истории Москвы показались вам наиболее интересными?

– В чем качественное различие между этой книгой и другими книгами об истории Москвы?

– Напишите небольшое сочинение на тему «Моя малая родина».

Фильмы

Кинофильм «Добровольцы», 1958 год, военный фильм, героическая драма, экранизация, 91 минута, режиссер, Юрий Егоров, 12+

«Добровольцы» – это кинорассказ о судьбе поколения, участвовавшего в строительстве первой очереди Московского метрополитена, а позже сражавшегося против фашистов в Испании на Великой Отечественной войне. Это повествование о поколении, на чью долю выпала война и  послевоенное восстановление страны, о людях, чей пример и по сей день может вдохновлять силой духа, мужеством, трудолюбием и неугасающей надеждой.

Вопросы для обсуждения с детьми:

– Почему фильм называется «Добровольцы»? Что стоит за этим названием? Знаете ли вы стихи поэта Евгения Долматовского?

– Какие великие всесоюзные стройки того времени вы знаете? Какие из них происходили в вашем крае? (городе, области)

– Кого из героев фильма вы запомнили? Попробуйте коротко рассказать историю его (ее) жизни. Какую роль в их жизни играл комсомол?

– Понравились ли вам песни из этого фильма? Уточните, кто был композитором – автором песен. Расспросите своих бабушек и дедушек об этом фильме и об этих песнях (какие воспоминания связаны у них с этими песнями).

– Посмотрите финал фильма. Где это снято, как вы думаете? Почему именно там?

Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минут, режиссер Александр Галибин, 6+

 Пронзительный фильм о судьбах двух совсем разных детей, Ямиля и Оксаны, сумевших стать друг другу верными братом и сестрой.

      Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.

      Фильм учит милосердию, доброте, отзывчивости, а также не отступать перед трудностями и тревогами. Показывает пример смелости, силы духа. Воспитывает уважение к семье и своему дому.

Вопросы для обсуждения:

– Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?

– Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого ужаса?

– Какой из персонажей тебе понравился больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?

– Чему нас учит этот фильм?

– Можно ли сказать, что в сердцах отцов Ямиля и Оксаны, и в сердце мамы Ямиля любовь к детям тесно переплетается с любовью к Родине? Как это проявляется? Давайте порассуждаем на эту тему.

Кинофильм «Надо мною солнце не садится», 2019 год, драма, комедия, 108 минут, режиссер Любовь Борисова, 12+

 Невероятно сильный, глубокий фильм о переосмыслении жизненных целей и смыслов со стороны молодого героя Алтана и спокойном, наполненном мудростью и силой закате жизни старика Байбала. Алтан, приглашённый дядей поработать, оказывается на острове в море Лаптевых, на песцовой ферме, совершенно отрезанный от цивилизации. Его сосед, старик Байбал, обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит парня захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно соседи начинают дружить, и дружба эта приносит каждому из них дни, полные смеха и радости, исполнений желаний и обретение мира на сердце.

Картина учит тому, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать свое сердце и не бояться говорить близким важные слова; что человек жив, пока о нем помнят, а все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь».

Вопросы для обсуждения:

– Какую главную мудрость передал Байбал Алтану?

– Алтан на острове впервые использовал Интернет не для того, чтобы просто повеселиться и собрать лайки, а как инструмент достижения цели. Как ты считаешь, он получил от съёмок на острове больше удовольствия, чем от съёмок в городе? Почему?

– Байбал говорит, что все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь». О чем эта фраза для тебя?

– Какое ощущение осталось после просмотра?

– Как вы думаете, какое значение имеет Родина для Байбала? Почему для него так важно жить на острове и закончить дни своей жизни именно здесь? Давайте порассуждаем на эту тему.

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

523 просмотров