
Почему нас тревожит бездействие?
Что именно вызывает раздражение?
Две разные задачи
Почему подростки выбирают бездействие?
- Физическое и эмоциональное истощение.
- Потребность в восстановлении и расслаблении.
- Интерес к контенту, который воспринимается как лёгкий и доступный.
- Потребность в общении со сверстниками.
- Стремление избежать тревожных или неприятных переживаний.
- Недостаток навыков организации времени.
Часто родители считают главной причиной — скуку. Но, как видно, за этим могут стоять более глубокие процессы.
Как реагировать?
Запреты и ограничения — привычная, но малоэффективная стратегия.
- Предложить занятие, соответствующее интересам ребёнка. Это требует времени и внимания, но открывает возможности для включения в реальную активность.
- Помочь ребёнку справляться с эмоциями. Это возможно только в контексте доверительных отношений.
- Формировать у ребёнка навык самостоятельного досуга.
- Договориться о временных рамках использования гаджетов. Это не запрет, а разумное распределение времени.
Что происходит, когда подросток ничего не делает?
Прежде чем осуждать бездействие, стоит задать себе вопрос: что на самом деле происходит в этот момент?
- Ребёнок восстанавливается после нагрузки.
- Он обрабатывает эмоции и переживания.
- Общается, пусть и в цифровом формате.
- Развлекается, что тоже важно для психологического благополучия.
- Постепенно начинает формировать собственные интересы и цели.
Почему это важно? Многие родители стараются наполнить детство ребёнка «максимумом возможностей»: образование, кружки, занятия. В этом — желание дать лучшее. Но часто в этом же — замена собственной мотивации на мотивацию ребёнка.
Подростковый возраст — это период отделения. Подросток начинает говорить «нет», отказывается от навязанных активностей. Не потому, что он «ленив», а потому, что на этом этапе формируется внутренняя автономия — в том числе и мотивационная. Без тишины, без пауз, без пространства для собственного выбора эта мотивация не появляется. Чтобы ребёнок начал понимать, чего он сам хочет, ему нужно время — в том числе на то, чтобы ничего не делать.
Что делать родителям?
- Наблюдать за поведением ребёнка без осуждения.
- Проявлять интерес, а не контроль.
- Искать возможности для совместного времяпрепровождения.
- Договариваться, а не приказывать.
- Разрешайте подростку уставать и отдыхать.
- Признать, что его свободное время — это тоже его право.
И главное — не стремиться до минуты расписать день ребенка и дать ему право, как и любому нормальному человеку, уставать и ничего не делать или провести время так, как ему действительно хочется. Все это очень трудно совмещать с требованиями, давлением, попытками отнять телефон, контролем и обесцениванием.