freepik.com
«Снова ерундой страдаешь? Лучше бы чем-нибудь полезным занялась» — подобные фразы часто звучали в нашем детстве. А теперь мы сами нередко говорим нечто похожее своим детям, сталкиваясь с их стремлением полежать, полистать соцсети или просто «ничего не делать».
Каждое поколение осуждало безделье следующего. Бабушки критиковали родителей, родители — нас, теперь мы — своих детей. Существует убеждение, что если подростку позволить ничего не делать, особенно не ограничивать его в использовании гаджетов, то из него не вырастет ничего хорошего. Но действительно ли это так?

Почему нас тревожит бездействие?

Как только мы перестаём контролировать ситуацию, подросток берёт в руки телефон. Чем он там занят? Чаще всего — развлекательным контентом, играми, общением. Телефон остаётся с ним за столом, в школе, на прогулке. И кажется, что он больше ничем не интересуется. Это вызывает тревогу.
Родительская реакция — попытка полностью занять ребёнка: учёба, кружки, обязанности по дому. В случае отказа — запретить. Мы считаем, что имеем право так поступать, ведь мы взрослые. Но стоит признать: даже если ограничения и работают временно, они не решают сути проблемы.
Чтобы разобраться в происходящем, важно сначала понять, почему подросток выбирает такое поведение — и почему нас это так беспокоит.

Что именно вызывает раздражение?

Раздражает не сам телефон и не факт безделья. Раздражает то, что, по нашему мнению, ребёнок мог бы в это время заниматься чем-то «полезным»: учиться, читать, помогать по дому, заниматься спортом.
Эти представления — наши взрослые ожидания. В то же время мы сами часто проводим время в соцсетях или предпочитаем отдохнуть на диване после работы. Почему же подростку этого нельзя?

Две разные задачи

Подросток не хочет заниматься тем, что мы считаем важным. Он выбирает способы досуга, которые вызывают у нас внутренний протест.
Важно признать: принуждение редко даёт устойчивый результат. Даже если ограничить доступ к гаджетам, это не означает, что подросток начнёт заниматься учёбой. Он может занять себя чем-то другим, но не обязательно тем, что мы считаем ценным. Часто это будет просто другая форма «безделья».

Почему подростки выбирают бездействие?

Причин может быть много:
  1. Физическое и эмоциональное истощение.
  2. Потребность в восстановлении и расслаблении.
  3. Интерес к контенту, который воспринимается как лёгкий и доступный.
  4. Потребность в общении со сверстниками.
  5. Стремление избежать тревожных или неприятных переживаний.
  6. Недостаток навыков организации времени.

Часто родители считают главной причиной — скуку. Но, как видно, за этим могут стоять более глубокие процессы.

Как реагировать?

Запреты и ограничения — привычная, но малоэффективная стратегия.

Чтобы изменить ситуацию, важно постараться понять, почему подросток проводит время именно так.
В зависимости от причины возможны разные подходы:
  • Предложить занятие, соответствующее интересам ребёнка. Это требует времени и внимания, но открывает возможности для включения в реальную активность.
  • Помочь ребёнку справляться с эмоциями. Это возможно только в контексте доверительных отношений.
  • Формировать у ребёнка навык самостоятельного досуга.
  • Договориться о временных рамках использования гаджетов. Это не запрет, а разумное распределение времени.

Что происходит, когда подросток ничего не делает?

Прежде чем осуждать бездействие, стоит задать себе вопрос: что на самом деле происходит в этот момент?

  • Ребёнок восстанавливается после нагрузки.
  • Он обрабатывает эмоции и переживания.
  • Общается, пусть и в цифровом формате.
  • Развлекается, что тоже важно для психологического благополучия.
  • Постепенно начинает формировать собственные интересы и цели.

Почему это важно? Многие родители стараются наполнить детство ребёнка «максимумом возможностей»: образование, кружки, занятия. В этом — желание дать лучшее. Но часто в этом же — замена собственной мотивации на мотивацию ребёнка.

Подростковый возраст — это период отделения. Подросток начинает говорить «нет», отказывается от навязанных активностей. Не потому, что он «ленив», а потому, что на этом этапе формируется внутренняя автономия — в том числе и мотивационная. Без тишины, без пауз, без пространства для собственного выбора эта мотивация не появляется. Чтобы ребёнок начал понимать, чего он сам хочет, ему нужно время — в том числе на то, чтобы ничего не делать.

Что делать родителям?
  • Наблюдать за поведением ребёнка без осуждения.
  • Проявлять интерес, а не контроль.
  • Искать возможности для совместного времяпрепровождения.
  • Договариваться, а не приказывать.
  • Разрешайте подростку уставать и отдыхать.
  • Признать, что его свободное время — это тоже его право.

И главное — не стремиться до минуты расписать день ребенка и дать ему право, как и любому нормальному человеку, уставать и ничего не делать или провести время так, как ему действительно хочется. Все это очень трудно совмещать с требованиями, давлением, попытками отнять телефон, контролем и обесцениванием.

4 просмотров