freepik.com

В России традиция читать вслух всей семьёй имеет давние корни. Многие взрослые с душевной теплотой вспоминают, как засыпали под звуки маминого голоса, как мечтали о дальних странах вместе с дедушкой и бабушкой, играли после чтения в трёх медведей или Буратино.

Чтение вслух — это особый вид чтения, ведь читающий старается не для себя: он погружает в мир книги тех, кто рядом. Такое чтение — это работа не только сознания, но и голоса, и чувства. И чтение становится небольшим спектаклем, театром одного актёра. Чаще читает мама, и мелодия её голоса навсегда остаётся в сердце детей. А уж если за дело берётся папа, то тут совсем иной тембр: он может озвучить и шалопая, и злодея, и героя, и царя. И вот уже зрители очарованы, их внутренний взор наполнен разворачивающимися картинами.

Книга для ребёнка — важный спутник взросления. Она показывает мир людских отношений, учит чувствовать природу, приобщает ко всему лучшему, что выработало человечество. Книга учит ценить Родину, семью, различать добро и зло, она позволяет приобрести колоссальный опыт, ведь ребёнок, погружаясь в художественный мир, проживает тысячи жизней: сегодня он пират, завтра — рыцарь, послезавтра — бесстрашный малыш, спасающий своих друзей. Книга будит воображение, формирует эмоциональный интеллект, развивает речь. Известно, что читающие дети намного чаще преуспевают в учёбе. Благодаря книге ребёнок входит в родную культуру и наследует ценности своего народа.

С чего начать?

Малыши любят слушать. Слушать и рассматривать картинки, слушать и играть, слушать и грызть яблоко, обниматься, теребить мамину руку, просить повторить и самим повторять за звуком родного голоса. Но когда же следует начинать семейное чтение? Большинство родителей считает, что ближе к трём годам, когда ребёнок уже привыкает воспринимать человеческую речь и понимает её основное содержание.

Но опыт показывает, что в это время у ребёнка уже сложились стереотипные представления о должном распорядке дня, развлечениях и совместных с близкими делах, а поэтому он может отказываться сидеть спокойно, слушание его не захватит. Думается, стоит начинать раньше. Просто для каждого возраста свои книжки, и даже до года малыш с удовольствием может слушать попевки, песенки и показывать знакомые предметы на картинках. Двух- и трёхлетнему близки стихотворения Агнии Барто, сказки Владимира Сутеева, народные сказки. Старшему дошкольнику органичны произведения Корнея Чуковского, Евгения Чарушина, рассказы Николая. Носова, а потом можно читать и сказочные повести, авторские сказки русских и зарубежных писателей.

Как вовлечь в чтение ребёнка, если он отказывается слушать?

Есть несколько способов и советов.

Первое: начинать с малого, всего с нескольких минут. Ежедневно прибавлять по минуточке.

Второе: соединить слушание с рассматриванием, именно такой вариант подходит для занятия с дошкольником.

Третье: выбрать удачный момент (возможно, перед сном или во время дневного отдыха), создать атмосферу уюта и гармонии. Можно использовать особый светильник, плед, как-то по-новому поставить кресла.

Подобрать интригующую книгу, остановить чтение на самом интересном и заставить с нетерпением ждать продолжения. Возможно, кого-то из детей увлечёт чтение в кроватке на ночь. Если этот ритуал станет традицией, то ребёнок уже не сможет обходиться без книги. И конечно, обязательно надо читать, если малыш приболел. В этом случае слушание и чтение как раз под силу, подвижные игры не манят малыша, а книги с картинками даже могут облегчить страдания больного.

Четвёртое: сделать из чтения игру. Можно посадить слушать всех любимых мишек или заранее подготовить атрибут из сказки (волшебную палочку или корону, к примеру), или соорудить домик для чтения из стола и одеял, или создать интригу, что-то загадать, спрятать, зашифровать — и добиваться невольного интереса, для удовлетворения которого чтение становится средством. Сочетать чтение с просмотром фрагментов: читаем фрагмент, потом смотрим мультфильм, кино или диафильм (да-да, как старшие вспоминают этот удивительный мир дома, когда семья смотрела диафильмы!).

Когда ребёнок уже не маленький, то лучший способ вовлечения в совместное чтение лежит через собственный пример: если ребёнок видит читающих родителей, слышит их восторженные слова о прочитанном, наблюдает за их возбуждённо-радостным состоянием во время предвкушения чтения, то он, скорее всего, унаследует ценностное отношение к книге. Подростка следует сделать «соучастником» процесса: поручить ему чтение за одного из героев (читать по ролям) либо читать с ним вслух для подготовки пересказа, либо вместе с ним проявить усилие для вовлечения младших детей.

Подростки тоже любят читать

Школьников средних классов приобщить к совместному чтению тем труднее, чем более они погружены в иные виды деятельности. Их, конечно, можно заставить читать, но это не принесёт хорошего результата, ведь чтение, вызванное дисциплинарным мотивом, будет поверхностным, не охватит чувства подростка. В это время сильнее других действуют два стимула: интерес и пример ровесников. Поэтому следует предложить ему книгу, которая наверняка захватит, пусть даже пока она не соответствует родительским предпочтениям, и сделать чтение интересом окружения, а тут уже нужна совместная работа семьи и школы.

Старшеклассники любят произведения, где герои совершают сложный моральный выбор в этически напряжённой ситуации. Такие произведения поможет найти учитель, он же может сделать их предметом обсуждения. А это именно то, что необходимо подростку, — разговор по душам, без протокола. Если есть родитель-энтузиаст, то лучшее, что можно придумать, — это подростковый читательский клуб.

Самостоятельное и совместное чтение: что же полезнее для ребёнка? Каждый из этих видов чтения важен по-своему. Совместное чтение сближает, создаёт семейное «мы». Ребёнок чувствует, что в такие моменты родители принадлежат не работе, не интернету, а только ему, он ощущает семейное единство. Что может быть более ценным, чем смеяться и грустить вместе? Пожалуй, только разговоры о прочитанном. Прекрасно, если взгляды и оценки совпали, но если ребёнок что-то понял по-своему, наивно, родители тонко и деликатно разъяснят свою позицию — и тут они в глазах ребёнка выглядят умными, мудрыми, растёт авторитет мамы и папы. Самостоятельное детское чтение, то есть взаимодействие с книгой один на один, тоже важно, поскольку даёт ребёнку опыт личного осмысления, свободы выбора.

Почему ребёнок отказывается читать

Вероятно, он не научился преодолевать трудности восприятия книжной речи. Мы пишем не так, как говорим. Различаются и состав слов, и длина предложений, и грамматические формы. Привыкший к устной речи ребёнок затрудняется в восприятии на слух или зрительно книжного текста. А если ещё учесть, что далеко не у всех детей в раннем и младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание, то становится понятным их желание заняться чем-то иным.

Другая причина — отсутствие перед глазами образа читающего взрослого. Если в семье нет книг, не принято читать, то приглашение к чтению ребёнок воспринимает как навязывание ему некоей обязанности, задания.

Возможно, ещё не произошла встреча с той книгой, на которую отзовутся детское сердце и разум. Тогда стоит экспериментировать и предлагать разные книги — от детских журналов и энциклопедий до книжки-игрушки, раскраски с минимальным текстом.

А если семейное чтение не поддерживает отец, то мама (а именно мать чаще бывает инициатором чтения) может, наряду с убеждением, предложить совместное путешествие в литературный музей (а там, глядишь, муж увлечётся личностью писателя) или просмотр фильма по мотивам книги, или посещение театра, или домашнюю постановку, игру, конкурс — а там и до чтения недалеко! Важно как можно больше увлечённо говорить о книге, о прочитанном, о своих переживаниях, вызванных чтением. Тема чтения и книг должна насыщать семейное общение, причём высказываться следует не назидательно и тем более не с упрёками, а живо, позитивно и искренне.

Сегодня главный враг чтения — цифровые устройства. Телефон или планшет в руках малыша — недопустимые инструменты. Казалось бы, электронный текст тоже текст, но его мы читаем совсем не так, как традиционный текст бумажной книги. К восприятию линейного текста человечество готовилось веками, в связи с необходимостью много и часто читать эволюционировал наш мозг, к такому чтению приспособилась память, моторика (например, движения глазного яблока), чтение вырабатывает особые нейронные связи. Чтение электронного текста — иное дело. Тут живут рядом картинка и текст, часто встречается текст внутри другого текста, быстро меняется изображение, мелькают всплывающие окна, а взгляд охватывает не строчку за строчкой, а целый экран. Мозг работает по-другому, отражая снимок экрана.

Казалось бы, что тут особого: меняется жизнь, а вслед за ней меняется человек. Однако детские психологи бьют в набат: угрожающе выросло число детей с неустойчивым вниманием и крайне ослабленной памятью, неспособных сосредоточиться на продолжительной работе, не умеющих выделять главное, обобщать, систематизировать. Многие дети отличаются неразвитой эмоциональной сферой, ведь, погружаясь в мир электронных изображений, они лишаются тактильных контактов, взаимодействия с предметами, живого общения с людьми.

Цифровое устройство не пахнет, у него не шуршат страницы, на нём не поставишь дарственную надпись. Электронный текст даже как будто отделяется от своего создателя, потому что, читая настоящую книгу, мы раз от разу смотрим на обложку, видим название и фамилию автора, порой думаем о нём. Электронная книга или смартфон лишают чтение этой составляющей. Таким образом, в вопросе о выборе бумажной или электронной версии книги мы однозначно голосуем за первый вариант. И также однозначно выступаем за то, чтобы в руках детей были настоящие книги и игрушки, а не планшеты и смартфоны.

Чтение вслух требует мастерства и артистизма. Читающему важно найти золотую середину: не переигрывать, но и не делать чтение скучным, монотонным и однообразным. На помощь родителям придут советы по выразительному чтению, которые рекомендуют правила использования логических ударений, пауз, изменения высоты тона голоса. Выразительное чтение родителей — образец для ребёнка. И если чтение осуществляется по очереди или по ролям, младший школьник обретает вслед за родителями умение читать выразительно.

В завершение скажем, что любое требование взрослых выполняется детьми легко, если становится традицией и поддерживается старшими. Так, не будет споров по поводу мытья рук перед едой, если все дружно идут мыть руки. То же самое и с чтением: если практиковать его не эпизодически, а системно, то оно становится традицией и тогда не возникает возражений и вопросов, ведь вся семья в определённое время садится в круг и раскрывает книгу.

30 просмотров