
Дошкольный возраст — это время активного формирования саморегуляции, способности ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и познавательными процессами (памятью, вниманием, мышлением, планированием, воображением, речью и т. д.). Насколько хорошо ребёнок научится управлять своим поведением в дошкольном возрасте, во многом определяет его будущие академические достижения, успешность социальной адаптации, психологическое благополучие и благополучие в целом. В краткосрочной перспективе развитие саморегуляции помогает ребёнку подготовиться к школе. Дошкольники, которые не умеют направлять своё внимание, контролировать поведение и справляться с задачами, могут столкнуться с трудностями в учёбе.
Игра является доминирующим видом активности в дошкольном возрасте и может способствовать развитию саморегуляции. Особенно ценна для этого сюжетно-ролевая игра: принятие роли (исполнение роли персонажа), игровое замещение (использование предметов «как будто они что-то другое») и взаимодействие со сверстниками.
Вот несколько игр, способствующих развитию саморегуляции:
1. Игра «Мемо»
Классическая игра на развитие памяти и внимания. Можно играть как индивидуально, так и в группе. Для игры используется набор карточек с изображениями. Карточки кладутся лицевой стороной вниз, и игроки по очереди переворачивают две из них, пытаясь найти пару с одинаковыми картинками. Если изображения совпадают, игрок забирает пару, если нет — возвращает карточки на место и ход передаётся следующему игроку.
Как играть:
Игроки по очереди открывают по две карты, запоминая их расположение. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
2. «Вместительный чемодан»
Эта игра развивает память, внимание, концентрацию и умение следовать правилам. Участвует несколько игроков, каждый из которых по очереди называет предмет, который «помещается» в воображаемый чемодан.
Как играть:
Первый игрок говорит, например: «Вместительный чемодан! Я кладу туда шляпу!»
Следующий игрок повторяет список и добавляет свой предмет: «Я кладу туда шляпу и мяч!»
Игра продолжается, пока кто-то не забудет предмет или ошибётся.
3. «Вспомни фигуру»
Игра направлена на развитие памяти и внимания, помогает тренировать способность к восстановлению информации.
Как играть:
Покажите ребёнку несколько фигур (например, треугольник, квадрат, круг) на несколько секунд, затем уберите их и попросите назвать все увиденные фигуры.
Усложнённый вариант: добавьте больше фигур или попросите ребёнка не только назвать, но и описать их.
4. «Отгадай предмет»
Игра развивает ассоциативное мышление, внимание и способность к логическому анализу. Один из игроков описывает предмет, не называя его, а остальные должны угадать, о чём идёт речь.
Как играть:
Игрок говорит, например: «Это круглое, зелёное, с хвостиком» — ответ: яблоко.
Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.
5. «Стоп-сигнал»
Игра направлена на развитие самоконтроля, внимания и способности быстро переключаться между задачами.
Как играть:
Ведущий даёт команду, например: «Бегите!» — дети начинают движение. По сигналу «Стоп!» они должны немедленно прекратить действие.
Эта игра помогает тренировать способность к самоконтролю и быстрому реагированию на изменения условий.