Современные дети ежедневно сталкиваются с бизнесом и технологиями: смотрят блогеров, играют в мобильные приложения, выбирают товары в интернет-магазинах. Казалось бы, такой простой процесс — нажать на кнопочку, и деньги автоматически списываются с карты. Уже не нужно долго ходить по разным магазинам в поисках того самого товара, не нужно складывать монетки в копилку, а потом считать, хватает ли на желаемую игрушку. Есть исследования, говорящие о том, что, используя физические деньги, человек менее склонен совершать необдуманные покупки, потому что видит, как деньги исчезают у него на глазах. Однако деньги все больше переходят в цифровой формат — даже у некоторых младшеклассников уже есть детские банковские карты, а наличные они видят все реже.
Родителям важно объяснять, что деньги не появляются сами по себе, а зарабатываются трудом, и даже если они существуют в виртуальном виде, то они всё равно могут заканчиваться. Можно начать с простого примера: «Когда мы идем в магазин и платим картой, это не значит, что деньги появляются из ниоткуда. Мы заранее заработали их, выполняя работу». Хорошо, если ребенок сможет увидеть процесс зарабатывания денег на конкретных примерах из жизни родителей и попробует вместе с ними распределить бюджет на покупки.
Также можно обсуждать с ребенком профессии: кто за что отвечает в магазине, кафе, на заводе, в офисе. Подумайте вместе, почему один товар стоит дороже другого, что влияет на стоимость товаров и услуг. Дети любят задавать вопросы: почему у одного мороженого цена выше, чем у другого? Почему в одном кафе всегда очередь, а в другом — пусто? Это отличный повод поговорить о конкуренции и качестве продукта. Если ребенок интересуется технологиями, расскажите ему, как создаются мобильные игры, почему в них есть реклама или покупки, как работают интернет-магазины.
Разговоры о деньгах, предпринимательстве и цифровых инструментах помогают воспитать финансовую грамотность. Главное — объяснять все доступно и на примерах из жизни, чтобы ребенок мог не просто слушать, но и применять знания на практике.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от их возраста:
С учащимися младшей школы (1–4 классы):
- Нравится ли тебе самому покупать что-то в магазине? Почему?
- Как ты думаешь, почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле? Что влияет на цену?
- Почему не стоит тратить все деньги сразу?
С младшими подростками (5-8 классы):
- Что такое бюджет, и почему его важно планировать?
- Почему нельзя сообщать данные банковской карты? Какие правила финансовой безопасности ты знаешь?
- В какой профессии тебе бы хотелось работать?
Со старшими подростками (9-11 классы):
- Как устроена реклама, и как она влияет на людей?
- Что такое налоги, и зачем их платят?
- Почему одни профессии оплачиваются лучше, чем другие?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Мультфильмы / Фильмы
Киноурок «Первое дело», 27 минут, режиссер Елена Дубровская, 6+
В картине звучит внутренний диалог главного героя Олега с самим собой. Казалось, все в жизни мальчика не задалось: телефон кнопочный, а не модный, как у всех; одноклассники стали свидетелем его плохой физкультурной подготовки; оценки одна хуже другой. Но случайная встреча с девочкой Сашей и спасение щенков дали Олегу тот внутренний ориентир, в котором так нуждался герой. Теперь Олег мечтает стать социальным предпринимателем, чтобы помогать приюту для бездомных собак, и совершает уверенные шаги на пути к мечте.
Вопросы для обсуждения:
- После неудачного дня в школе Олег принес свои переживания к маме. Стала ли мама решать за Олега его проблемы? Сумела ли она поддержать сына? Каким образом?
- Олег испытывал желание и стремление менять свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Как вы думаете, не будь у него этих ощущений, обратил бы он внимание на случайный разговор на скамейке? Давайте порассуждаем на эту тему.
- Как Олег повлиял на окружающих? Кто ему в этом помог? Получилось бы в одиночку такое дело?
- Давайте вспомним, какие правила помогли Олегу достичь желаемого результата. В каких сферах вашей жизни их возможно эффективно применить?
- Какие слова сказал предприниматель Олегу в конце киноурока? Как вы понимаете значение этой фразы?
К/ф «Приключения Буратино», детский фильм, мюзикл, фэнтези, приключения, 2 серии, 1975, 130 мин., реж. Леонид Нечаев, 0+
Благодаря блестящему актерскому составу и потрясающей музыке композитора А. Рыбникова этот мюзикл останется в памяти юных зрителей на долгие годы. История, известная по сказке А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» повествует о приключениях чудесного, доброго, смелого и находчивого мальчика с длинным носом по имени Буратино, а также его друзей.
Картина учит сочувствовать и сопереживать, дружить и приходить товарищу на помощь, а также грамотно обращаться со своими финансами.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Буратино продал свою азбуку?
- Какие навыки приобрел Буратино в ходе своих приключений?
- Почему Коту Базилио и Лисе Алисе удалось обмануть Буратино? Какими навыками Буратино не обладал?
- Как НЕ оказаться в Стране Дураков?
- «Ты хочешь чтобы я променял деньги на какое-то счастье?» – говорит Дуремар Черепахе Тортилле. Как вы думаете, случайно ли Дуремара зовут именно так? По какой причине он носит такое имя?
- Давайте придумаем, что будет дальше с героями фильма? Например, через год?
М/ф «Смешарики 2D_Азбука финансовой грамотности. Все серии», 24:46, режиссёр Александра Ковтун, 0+
https://vk.com/video-103768265_456239059
В сборник вошли серии, которые повествуют о разных аспектах финансовой грамотности: опасности скидок, заключении договора, инвестициях и многом другом. Сборник будет полезен детям при знакомстве со сферой финансов, а также для обретения ответственности и самосознания в товарно-денежных отношениях.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы поняли, что такое капиталовложение на примере серии «Благородное дело»? Кто из героев оказался «с носом»? Почему так произошло?
- Благодаря кому в серии «Райский остров» герои смогли дождаться спасателей? Как вы поняли значение слова «инвестирование» на примере действий Ежика?
- В серии «Золотое яблоко» Барашек говорит: «Думать надо прежде, чем что-то покупаешь». Бывали ли в вашей жизни необдуманные покупки, о которых вы после сожалели? Какой вывод можно из такой ситуации?
- В чем состоит опасность кредита? Так ли Нюше было необходимо платье в серии «Золушка»?
- Как вы поняли из серии «Кактус в мешке» значение слова «договор»? Каким образом следует относиться к этому документу?
- Почему важно оставлять часть денег про запас?
- Как вы поняли значение слова «страховка»? Для чего она нужна?
- Что такое финансовый план? Для чего он нужен? Как его составлять?
К/ф «Самая нужная профессия в России #ПроБыть швеей», фильм из цикла док. фильмов «PROБЫТЬ. Ремесленные мастерские», 2021, 12+
В интересном формате – синтезе практической работы и интервью – картина рассказывает о профессии швеи и работе ателье. Что важно знать и уметь на этом поприще, а также как создавать новое изделие – в этом фильме.
Картина воспитывает стремление к созидательному труду, обогащает знаниями о профессии швеи, формирует тягу к изучению своих сильных сторон для выбора будущей профессии.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового и интересного вы узнали о швейном производстве?
- Какое свое умение монетизировала героиня серии?
- Какие знания, умения и навыки должны быть присущи в ремесле, представленном в фильме?
- Как вы думаете, есть ли универсальные для любого ремесла знания, умения и навыки?
- Какую роль играет команда в любом деле? Возможно ли создавать что-то большое и важное без команды? Давайте порассуждаем на эту тему.
К/ф «Стеклянная сказка Тулуна» из киноальманаха «Люди дела», 2022, документальный, режиссер Владимир Головнев, 6+
Серия посвящена возрождению стеклодувного народного промысла в небольшом городке под названием Тулун. Местная активистка Юлия вместе с командой восстанавливает родной город после наводнения и прилагает много сил для популяризации стекольного производства.
Фильм формирует активную гражданскую позицию, воспитывает стремление к развитию и реализации, побуждает заботиться о своей малой родине и сохранять ее наследие, используя современные методы работы.
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы, что такое социальное предпринимательство? Можно ли так охарактеризовать комплекс работ, представленный в фильме?
- Знаете ли вы значение слова «наследие»? Почему важно его сохранять? Каким образом в современных условиях возможно это делать?
- Какой народный промысел возможно возродить в вашем населенном пункте? Как бы вы могли это сделать?
- Какую роль играет команда в любом деле? Возможно ли создавать что-то большое и важное без команды? Давайте порассуждаем на эту тему.
«Стартапы российской Империи», документальный, серии по 10-15 минут, режиссер Илья Эмануэль, 12+
https://rutube.ru/plst/42069/?ysclid=m0fejcfui6382447854
«Стартапы Российской Империи» – это серия фильмов, рассказывающих об истории дореволюционного предпринимательства. Русские народные промыслы – гжель и хохлома, жостовские подносы и павлопосадские платки – у современной молодежи сегодня ассоциируются с чем-то старомодным. Между тем, почти все это – гениальные бизнес-проекты, реализованные без большого стартового капитала, иностранных инвестиций и готовых маркетинговых стратегий.
Сериал прививает интерес к истории родной страны, воспитывает уважение к ее мастерам и наследию, даёт пример успешного исхода дела при нестандартном подходе и мышлении.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из роликов тебе понравился больше других? Почему?
- Какой из предпринимателей того времени вдохновил тебя больше других? Какой пример он подаёт?
- Знаком ли ты с продукцией какого-либо «стартапа», описанного в роликах? А с какой продукцией хотел бы ознакомиться?
К/ф «Солнце в силе. Время действовать», 2022, документальный, 25 минут, режиссёр Илона Вашкелите, 12+
Успешный бизнесмен Александр возрождает свою малую родину – деревню в далекой Мордовии. Восстанавливая сельское хозяйство и постройки инфраструктуры предприниматель сталкивается с непониманием местного населения, однако не сдается в своих стремлениях.
Фильм формирует активную гражданскую позицию, воспитывает стремление к развитию и реализации, побуждает заботиться о своей малой родине и сохранять ее наследие, используя современные методы работы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие события и ситуации в жизни Александра повлияли на создание бизнеса на малой родине?
- Как вы понимаете значение словосочетания «созидательные мечты»? Есть ли у вас подобные мечты?
- Знаете ли вы, что такое социальное предпринимательство? Что движет такими предпринимателями?
- Какими знаниями, умениями и навыками необходимо обладать предпринимателю?
- Какой пример подает Александр?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.