В современном мире цифровые устройства всё больше вытесняют традиционные печатные издания. Газеты и журналы, когда-то неотъемлемая часть повседневной жизни, сейчас реже оказываются в руках детей, уступая место электронным устройствам. Тем не менее, печатная пресса сохраняет свою значимость: она помогает быть информированными, учит анализировать и расширяет кругозор.

История российской печати уходит глубоко в прошлое. Первые письменные памятники создавались вручную, а с появлением славянской письменности в X веке благодаря Кириллу и Мефодию началось развитие культуры и образования на Руси. В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу «Апостол», положив начало книгоиздательству в России.

С появлением массовой прессы в эпоху Петра I началась новая эра распространения информации. В 1703 году вышла первая российская газета — «Ведомости», которая служила источником знаний и повышения грамотности. В XIX веке печать стала важным инструментом общественного диалога: литературные журналы, такие как «Современник» и «Русский вестник», обсуждали ключевые культурные, политические и социальные вопросы.

Вопросы для обсуждения с детьми

Младшего школьного возраста

  • Как ты думаешь, что изменилось бы в мире, если бы не придумали буквы?
  • Какие журналы или книги тебе нравятся больше всего? Почему?
  • Было ли что-то удивительное или интересное, что ты недавно узнал из книг, журналов?

Среднего школьного возраста

  • Как ты думаешь, каким бы был наш мир без книг, газет, журналов?
  • Если бы у тебя была возможность создать свою газету или журнал, о чём бы ты рассказывал?
  • Как ты представляешь себе первые российские газеты? Почему они могли быть важны для людей?

Старшего школьного возраста

  • Как ты думаешь, какое влияние изобретение печати оказало на образование и культуру в России?
  • Почему газеты и журналы настолько значимы для государства в разные времена?
  • Сегодня информация быстро распространяется в интернете. Как ты думаешь, почему печатные издания все ещё актуальны?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Плаксунова Д., Прохоцкая Ю. Чем пахнут книги. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 72 с., 6+
Прекрасное издание из серии книг, которые рассказывают в доступной, увлекательной и прекрасно иллюстрированной форме о различных профессиях, предметах жизни и увлечениях. Авторы затрагивают как историю книжного дела, так и его современные аспекты.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие новые слова ты узнал из книги? Попробуй назвать три и объяснить их своим товарищам.
  2. Почему создавать и оформлять книги интересно авторам и художникам?
  3. Чем отличаются книги разных времён?
  4. Давай придумаем название книги, которую ты бы обязательно прочитал. О чём она будет? Как будет издана?

Титов А. Детское телевидение. – Интеллектуальные решения, 2015, 12+
Книга раскрывает азы телевизионной журналистики для подростков, на основе жизненного, педагогического, профессионального журналистского опыта автора раскрывает специфические знания, умения и навыки, необходимые журналисту, привлекает в качестве аргументов позиции и принципы классиков духовной культуры, литературы, режиссуры как мирового, так и российского уровней.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что удивило тебя среди необходимых для журналиста навыков и знаний?
  2. Какие принципы должны быть в деятельности журналиста? Можно ли следовать только собственному любопытству или увлечению?
  3. Назови три черты характера, которые пригодятся журналисту в любой сфере и в любую эпоху.
  4. Как ты думаешь, технические решения меняют суть журналистики или делают её достоинства ярче? Почему?

Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны. – М.: Книга, 1964. – 384 с., 12+
Издание содержит глубокое исследование истории книгопечатания в различных странах. Раскрываются традиции оформления и отношения к книге. Однако, речь в издании идет не только о печатных версиях книг, но и о зарождении письменности, о роли письменной культуры в истории человечества. Представлены как динамика книгоиздания и своеобразной “моды” на оформление книг, так и разнообразие книгоиздательских практик. В доступной и увлекательной форме книга может вызвать интерес, внести вклад в профессиональную ориентацию читателей, послужить источником для подготовки докладов, рефератов, самостоятельного исследовательского поиска читателей. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Как культура народа меняется, когда на его языке публикуются книги?
  2. Почему определённой технологии дают имя? Почему имя важно в культуре?
  3. Какое из имён в книгопечатании ты узнал из книги? Чем этот человек заслужил своё место в истории?
  4. Какой факт из истории письменной культуры тебя удивил?
  5. Важна ли для тебя “одежда” книги? Оцени книги в своей библиотеке: влияет ли оформление на твой интерес к ним?

Муравьева Т.В. Иван Федоров. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 338 с. (Серия “Жизнь замечательных людей”)., 12+
Судьба великого русского первопечатника Ивана Федорова раскрывается в форме художественной повести. Однако этот формат не исключает, в данной книге, а наоборот, включает исторически достоверные сведения о том, как формировалось книгопечатание в России, через какие трудности, сопротивление и испытания пришлось пройти первопроходцу. Судьба печатного двора и издания первой печатной книги раскрывается через связь с судьбой страны.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему первой книгой, изданной на русском языке, стала “Апостол”?
  2. Как связаны исторические события, укрепление Руси и появление книгопечатания?
  3. Как личность первопроходца влияет на внедрение новых идей?
  4. Какое испытание Ивана Федорова ты считаешь самым тяжёлым? Почему?

Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с., 16+
История книгопечатания и личностные характеристики и судьба первопечатника России Ивана Федорова тесно связаны с духовной культурой народа. Достижения техники, поставленные на службу развития и укрепления народного духа, ценностей и нравственной культуры раскрыты в книге с опорой на серьезные историко-филологические изыскания. В книге представлены исторические факты, в которых раскрывается роль книгопечатания в судьбе страны и народа. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Что в судьбе Ивана Федорова произвело на тебя впечатление?
  2. Какие личностные качества нужны первопроходцу?
  3. Что изменилось в твоём отношении к книгам после прочтения?

Серебряный век русской журналистики. – М.: Пальмира-Классика, 2024. – 314 с., 16+
Изумительное собрание классиков российской журналистики и литературы начала ХХ века погружает читателя не только в культуру соответствующей эпохи, но и формирует критический взгляд на деятельность и произведения современных журналистов. Смысложизненные вопросы о культуре. ценностях, духовных поисках людей оказываются помещенными вне времени, носят универсальный характер. Острое слово, отточенный стиль, высочайшее писательское материнство, проявляющееся даже в небольших произведениях А. Аверченко, А.Чехова, М.Горького и др. раскрывают значение писательской профессии, повышают культуру слова, формируют литературный вкус и стиль читателя. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Что объединяет произведения книги?
  2. Какие черты характера или свойства воспитывают авторы?
  3. Какой из авторов показался новым для тебя?
  4. Зачем нужна острая сатира в журналистике?
  5. Какой из материалов остался актуальным? Почему?

Мультфильмы / фильмы 

Мультфильм «Наш друг Пишичитай», 1978–1980 годы, образовательный мультфильм, три выпуска продолжительностью по 10 минут, режиссер Юрий Прытков, 6+

Красочный советский мультфильм отлично подойдет для дошкольников и младших школьников, которые начинают свое знакомство с грамотой. Мультфильм описывает приключения пятилетнего мальчика Коли и его наставника Пишичитая. В каждой серии Пишичитай дарит Коле новую букву и учит уважать её и правильно применять. Поначалу мальчик обижает буквы, не бережет их, из-за чего случаются необычные ситуации: так, Коля теряет свое имя и становится Олей, а посидеть в тени клена уже невозможно – вместо него теперь огромное поле льна. Но в каждой ситуации добрый Пишичитай приходит на помощь и возвращает буквы на свои места. Коля понимает: каждая буква должна быть на своем месте.

Вопросы для обсуждения: 

  • Как ты думаешь, ценный ли подарок сделал Пишичитай Коле на день рождения? Почему этот подарок ценен?
  • Почему буква «К» огорчилась?
  • Чему нас учит этот мультфильм?
  • Давай познакомимся с буквами твоего имени. На что похожа каждая из них? Какие слова могут начинаться с каждой буквы твоего имени? Давай напишем их.

Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве», 1965 год, фильм-сказка, 19 минут, режиссер Борис Степанцев, 0+

Школьник Вовка, лентяй и озорник, мечтает попасть в мир сказок, ведь там любые чудеса происходят «по щучьему веленью, по моему хотенью», безо всяких усилий. На удачу школьная библиотекарша помогает Вовке осуществить мечту: по инструкциям из книжки «Сделай сам» она создает двойника мальчишки и отправляет его в сказочную страну. Однако там Вовку ждут испытания: оказывается, в сказках тоже многое приходится делать собственными руками – даже царь красит заборы, а юные Премудрые Василисы собираются на слеты по обмену премудростями. Неужели Вовке так и не удастся пожить в свое удовольствие в безделье?

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладал Вовка? Как он их проявлял? К каким результатам приводили Вовку его поступки?
  • Чему учит Вовку каждая встреча со сказочными героями?
  • Почему двое из ларца так напортачили с исполнением желаний? Возможно, Вовка неправильно их сформулировал? Как ты думаешь, как правильно формулировать свои желания?
  • Почему важно достигать своих целей именно своим трудом?

«Код Кирилла. Рождение цивилизации», 2013, документальный, 50 минут, режиссёр Александр Бруньковский, 12+

Картина повествует о том, как появилась славянская азбука – кириллица, и какую роль в этом сыграли святые Кирилл и Мефодий. Кроме того, фильм охватывает этапы истории развития русской азбуки, все перипетии и сложности на пути её сохранения.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой универсальный принцип создали Кирилл и Мефодий?
  • Каким образом на базе кириллицы создавались азбуки для прежде бесписьменных языков народов России?
  • Какие сложности переживала русская азбука в 20-х годах 20-го столетия? Что спасло русскую азбуку?
  • Каким образом Россия спасла своих братьев по кириллице от 400-летнего османского ига?
  • В чем состоит главный посыл фильма?

Документальный двухсерийный фильм «Фотомгновения ТАСС. В кадре и за кадром», каждая серия по 39 минут, режиссёр Александр Сидоров, 16+

Фильм освещает историю становления и развития крупнейшего информационного агентства страны – ТАСС. Его фоторепортеры фиксировали практически все знаковые события последнего столетия, произошедшие в России и мире. Медиа-архив ТАСС насчитывает более 43 млн единиц контента! За каждой фотографией стоит своя, порой удивительная история.

Вопросы для обсуждения: 

  • В чем состояла ценность фотохроники ТАСС в прошлом столетии? В чем она заключается в этом столетии?
  • Назовите имена знаковых фотокорреспондентов ТАСС. Как вы думаете, почему именно их имена вошли в историю?
  • Какие фотографии и истории запомнились вам ярче других? Почему?
  • Как вы думаете, в чем состояла миссия работы фотокорреспондентов ТАСС?
  • В чем состоит ценность этого фильма?

Документальный фильм телеканала «Россия-Культура» «Книга», 44 минуты, режиссёр Михаил Трофимов, 16+

Фильм приобщает зрителя к искусству создания рукотворной книги. Мы узнаем, как в наши дни создаются уникальные книги, за право обладания которыми соперничают мировые музеи. Также наглядно показано, что, несмотря на цифровизацию жизни, книга все еще имеет большую ценность.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими знаниями, навыками и умениями должны обладать мастера по изготовлению книги?
  • В чем состоит ценность рукотворных книг с точки зрения информационной и визуальной преемственности разных эпох?
  • Какую книгу можно назвать произведением искусства?
  • Какой из мастеров произвел на вас большее впечатление? Почему?
  • Вдохновляют ли мастера из этого фильма на что-то? На что?
  • Какое впечатление оставила после себя картина?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

138 просмотров