«Первый раз в первый класс» – это всегда волнительно и для детей, и для их родителей. Ведь далеко не всем начало первого учебного года дается легко: бывают и капризы, и усталость, а некоторые первоклассники становятся крайне раздражительными и совсем перестают слушаться родителей. Все эти моменты так или иначе связаны с адаптацией к школе – привыканием ребенка к самому учебному заведению и систематическим занятиям в нем.
О том, что это такое и как правильно помогать детям осваиваться в школе и поддерживать их в учебе, рассказываем в нашей памятке.
От чего зависит длительность адаптации?
Период адаптации может длиться от нескольких недель до года. Это зависит:
- от уровня знаний и умений ребенка;
- от его личностных особенностей;
- от его состояния здоровья;
- от «атмосферы» в семье;
- от ситуации в классе, особенностей одноклассников;
- от профессионализма и характера первого учителя;
- от типа школы и сложности программы;
- от других факторов.
Стадии адаптации к школе
Ориентировочный этап (первые 2-3 недели) – ребенок изучает обстановку новой школы, принятые в ней правила, присматривается к детям, учителям. В это время у него может усиливаться физическое и психологическое напряжение, он может бояться что-то сделать не так или, наоборот, резко реагировать на какие-то фразы, которые раньше воспринимал спокойно, расстраиваться из-за «пустяков», быстрее уставать.
Этап неустойчивого приспособления (от 2 недель до полугода) – ребенок начинает искать и находить способы справиться с собой и с ситуацией. Он все еще нервничает, но уже более активно пробует общаться со сверстниками и отвечать на вопросы учителя.
Этап относительно устойчивого приспособления (от 6 недель до года) – ребенок привыкает к новой жизни, наполненной учебой, понемногу справляется с учебной нагрузкой. Организм перестает реагировать на нее усталостью, раздражением и другими проблемами. У первоклассника появляется уверенность в собственном поведении, он может сам себе ответить на вопрос: «Я школьник, а что это значит?»
Типы адаптации к школе
Легкая адаптация. Дети с этим типом привыкают к школе за 1–2 месяца, то есть, к концу октября они уже осваиваются со статусом ученика. Они быстро вливаются в коллектив, почти сразу находят новых друзей. В 1 классе у них почти всегда хорошее настроение, они охотно и добросовестно выполняют все, что говорит учитель. Иногда такие дети испытывают небольшие трудности с новым режимом дня, усвоением правил поведения в школе или не сразу идут на контакт с учителем и другими детьми, но все это со временем проходит.
Адаптация средней тяжести. Дети из этой группы не могут сразу принять ситуацию обучения, испытывают более серьезные сложности в общении с учителем и одноклассниками, капризничают, не хотят учиться. Обычно и усвоение школьной программы у них проходит намного тяжелее. Однако к концу первого полугодия они начинают выполнять требования, перед которыми ставит их школа. Но для этого им нужна помощь и поддержка родителей и педагогов.
Тяжелая адаптация. Дети не справляются с программой 1 класса, негативно относятся к школе, конфликтуют с учителем и ссорятся, дерутся с одноклассниками. Проблемы с успеваемостью и поведением могут быть связаны с эмоциональными, психоневрологическими нарушениями, недостаточным развитием необходимых навыков, общей неготовностью к школе или другими факторами. Таким детям необходима помощь педагогов и психологов! Специалисты обязательно помогут родителям выяснить и устранить причину тяжелой адаптации. Если же пустить все на самотек, это может навредить развитию и даже здоровью ребенка.
Адаптация проходит успешно, если:
- Все получается – ребенок в целом справляется с заданиями учителя, чаще работает самостоятельно, прилагает достаточно усилий, но не испытывает переутомления.
- Ребенок «ведет себя хорошо» – выполняет школьные требования, не проявляет чрезмерной агрессии к детям и взрослым, старается на уроках, усваивает правила поведения ученика.
- Настроение «на пятерку» – ребенок хочет учиться, относится к школе в целом положительно, идет в нее с удовольствием или с интересом, охотно делится своими открытиями с родителями и друзьями.
Чем могут помочь педагоги и психологи?
- Познакомить детей со школой и ее территорией, провести экскурсию по ней – при первом посещении (прием документов ведется обычно с апреля-мая) или в сентябре.
- Проводить спортивные занятия и «физкультминутки» на обычны уроках, оберегать физическое здоровье детей.
- Делать с детьми упражнения на развитие общего интеллекта и моторики (крупной и мелкой).
- Отслеживать результаты адаптации и по договоренности с родителями индивидуально работать с теми первоклассниками, у которых есть признаки дезадаптации (во второй четверти учебного года).
- Давать рекомендации родителям, опираясь на индивидуальные особенности каждого первоклассника, помогать сохранять психологическое здоровье и эмоциональное равновесие ребенка.
Что могут сделать родители?
- Помогать в соблюдении режима дня (лучше начать привыкать к раннему подъему заранее). Не отменять с 1 сентября дневной сон, если он необходим ребенку. Ограничивать просмотр телевизора и использование гаджетов.
- Правильно организовать рабочее место ребенка дома. Следить за его освещенностью и осанкой ученика.
- Стараться не оставлять на «продленке» в первые месяцы – первокласснику необходим отдых дома.
- Объяснять правила общения с учителями и одноклассниками. Внимательно слушать рассказы о первых успехах и неудачах, но не заставлять делиться событиями прошедшего дня. Не высмеивать, не сравнивать с другими детьми.
- Поддерживать ребенка эмоционально, хвалить за успехи и за старания, ни в коем случае не ругать за первые ошибки, не использовать физические наказания.
- Помогать с домашним заданием, если что-то не получается. Стараться показать, как правильно выполняется задание, но не делать его за ребенка.
- Проводить время вместе после школьного дня. Всем взрослым в семье стараться придерживаться одной модели воспитания. Создавать и сохранять теплую, благожелательную атмосферу дома.
- По рекомендации врача, можно подобрать витамины, если это необходимо.