Умение заботиться об окружающих формируется на основе умения заботиться о самом себе. Относиться к себе и другим с бережностью, вниманием, уважением и добротой важно учиться с раннего детства. Самые близкие люди — родители — становятся первыми примерами того, как важно проявлять заботу.
Поговорите с детьми о том, что значит забота. Она включает не только физическую помощь, но и понимание, поддержку, умение слушать и быть внимательным к эмоциям. Важно показать ребенку, что забота начинается с самого себя: сохранения здоровья, эмоционального равновесия и уважения к своим желаниям и границам. Только научившись заботиться о себе, человек может искренне помогать другим.
Расскажите о том, что забота о себе включает простые, ежедневные, рутинные дела, такие как чистка зубов, сбалансированный завтрак, зарядка, прогулка на свежем воздухе, чтение книг, развивающих мышление и речь.
Начните разговор с личного примера. Расскажите ребенку, как вы заботились о ком-то в детстве или кто заботился о вас. Поделитесь трогательной или поучительной историей, которая помогла вам понять ценность заботы. Например, вспомните, как друзья или родственники поддерживали вас в сложный момент, или как вы помогли кому-то и почувствовали радость от этого. Подчеркните, что особенно важно уделять время заботе в трудные жизненные периоды, ведь забота — это лучшая поддержка.
Познакомьте ребенка с историями людей, посвятивших свою жизнь заботе о других. Это могут быть биографии благотворителей, врачей, волонтеров, меценатов, таких как Антон Чехов, Павел и Сергей Третьяковы, Савва Морозов. Изучите вместе их поступки, обсудите, какие качества помогли этим людям совершать добрые дела.
После беседы предложите ребенку поразмышлять и обсудить, что он сам понимает под заботой и как он может проявлять её в своей жизни.
Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Как ты понимаешь, что значит заботиться о себе?
- Как, по-твоему, можно проявлять заботу о других?
- Расскажи, как ты в последний раз кому-то помог(ла).
Средние школьники (5–8 класс):
- Почему важно заботиться о себе? Как это связано с заботой о других?
- Как ты думаешь, что помогает людям быть добрыми и внимательными?
- Что бы ты хотел(а) изменить в своём окружении, чтобы всем было уютнее и радостнее?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Как взаимная забота влияет на отношения между людьми?
- Как ты считаешь, может ли забота стать основой для изменений в обществе?
- Какие качества, на твой взгляд, нужно развивать, чтобы быть заботливым человеком?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Кузьмин Л. Привет тебе, Митя Кукин!
Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Качели”, 2022. — 112 с., 6+.
Митя и Саша — главные герои книги. Они живут в интернате, потому что война разбросала ребят далеко от их семей, родных и близких. Но добрая учительница и воспитательница интерната Павла Юрьевна поддерживает ребят и заботится о них. А еще в жизни героев есть письма с фронта, которые сначала получал Саша Елизаров от своего отца, а затем товарищи отца стали писать письма и отправлять посылки для Мити Кукина.
Разные характеры, обстоятельства, навыки и умения: Митя ловко колет дрова, а Саша опережает всех в учебе и даже получил прозвище “полиглот” за свои знания иностранных слов. Хозяйственный Митя однажды допустил непростительную ошибку — не послушался Филатыча, завхоза, и подвел лошадь Зорьку к самой проруби. Дело едва не закончилось трагедией. Какой урок из этого вынесли ребята, читатели смогут узнать, открыв книгу.
Книга учит товариществу, коллективизму, показывает ценность труда и поддержки, убеждает, что достоинства есть у каждого человека.
Вопросы для обсуждения:
- Как получилось, что Мите Кукину тоже стали приходить письма? Благодаря кому? Какие качества проявил этот герой?
- С кем у тебя больше общего — с Сашей или с Митей?
- Чего не хватило ребятам, чтобы избежать ошибки? Почему они все-таки подвели Зорьку к проруби?
- Смогли ли ребята признать свою ошибку? В чем это проявилось?
- Почему они хотели убежать на фронт? Помогло бы это им забыть происшествие?
- Чем можно брать пример с Саши? А с Мити?
Житков Б. Как я ловил человечков: рассказы
СПб.; М.: Речь, 2014. — 24 с., 0+.
Книга включает два рассказа: “Как я ловил человечков” и “Белый домик”. В основе сюжетов — яркие детские воспоминания автора.
Прекрасно иллюстрированная книга повествует о тонких детских переживаниях, открытиях и фантастическом мире, где игрушки превращаются в настоящие сокровища и словно действуют на самом деле. Одним словом, в книге автора — все как у детей в реальном мире.
Рассказы Б. Житкова учат честности, заботливому отношению к младшим, смелости и ответственности.
Вопросы для обсуждения:
- В рассказе “Белый домик” мама одновременно сердилась и радовалась, когда увидела своих детей-путешественников. Как ты думаешь, можно ли радоваться и сердиться одновременно?
- Нина вспоминала слова мамы: “Если с вами что-то случится, я с ума сойду”. А как твоя мама выражает свою тревогу за тебя?
- Главный герой рассказа про человечков Боря наврал бабушке, сказав, что у них дома всегда горит ночник. Почему он это сделал, как ты думаешь?
- Боря несколько раз обманывал бабушку. Зачем он это делал? Хорошо ли это?
Алексин А. Переводчик с собачьего: повесть
М.: Нигма, 2020. — 96 с., 6+.
Повесть состоит из множества небольших сюжетов, выполненных в различных литературных жанрах. В одной книге можно найти эпопею, сказку, трагедию, миф, басню и даже детектив. Особенно интересны геометрический этюд и водевиль, а фантастика и вестерн наверняка понравятся большинству читателей.
Все сюжеты объединяют два главных героя — Андрей и щенок Альфа. Их приключения и взаимоотношения открывают мир доброты, понимания, поддержки, теплоты и уважения к людям и животным. Забота об Альфе становится для Андрея заботой о себе и окружающем мире.
Книга учит понимать окружающий мир, рефлексировать собственные стремления, цели и желания. Она помогает читателю найти свое место в мире и самоопределиться.
Вопросы для обсуждения:
- С собакой можно быть уверенным в одном: если она что-то натворила, она сама об этом расскажет. А с людьми? Всегда ли видно по человеку, что он виноват?
- Как повел себя Андрей, когда Альфа засыпала перед операцией? Какие качества ему понадобились?
- Елене Ивановне понравился геометрический этюд Андрея. Если у тебя есть любимое животное, попробуй нарисовать его в форме геометрического этюда.
- Андрей постоянно меняет мечты о будущей профессии. Почему это происходит? Может, он несерьезный? Или ему просто все интересно?
- Чистый пол — женского рода, а грязный пол — мужского рода, так решил Андрей. Ты согласен? Какие еще примеры можно привести?
Житков Б. Что бывало: рассказы
М.: Оникс, 2006. — 160 с., 6+.
Сборник рассказов классика советской детской литературы Бориса Житкова включает произведения, посвященные теме взаимопомощи и поддержки.
В рассказе “Обвал” доктор преодолевает трудности с помощью товарищей и техники, спасая девочку. В рассказе “На льдине” рыбакам приходит помощь с баржи. А в рассказе “Наводнение” капитан баржи помогает людям, пострадавшим от наводнения, в то время как его семье помогают другие люди. Это круговорот добра в мире!
Книга учит верить в людей, взаимопомощи и показывает, что помощь всегда придет в трудную минуту.
Вопросы для обсуждения:
- Как повел себя сын рыбака Володя, когда льдина оторвалась от берега?
- Что больше всего впечатлило тебя в рассказе “Обвал”?
- Трудно ли было капитану помогать людям в наводнении? О чем он думал в этот момент?
- Автор пишет, что капитан забыл о жене и сыне. Так ли это? Или он на самом деле не забывал о них ни на минуту?
- Чему нас учат рассказы Б. Житкова?
Давыдчев Л.И. Лелишна из третьего подъезда. – М.: “Махаон”, 2022. – 224 с., 12+.
Чудесная и весёлая история, в которой главные герои попадают в приключения, проявляя характер, волю, учатся поддерживать товарищей, заботиться о животных, уважать талант и уникальность каждого. В них воспитывается уважительное отношение к взрослым, и рождается понимание, что все взрослые “нельзя”, запреты и требования обусловлены не плохим характером или нелюбовью к детям, а заботой и ответственностью.
Истории в книге развиваются по аналогии с цирковым представлением, но за лёгкостью, весельем и фокусами скрывается глубина. Автор раскрывает через цирковое представление саму жизнь во всей её сложности, с трудностями, достижениями и победами.
В книге также встречаются небольшие авторские отступления, где создатель объясняет, почему, зачем и как строит своё произведение. Это делает чтение ещё интереснее, создавая эффект “истории в истории”.
Книга учит дружить, быть настоящими товарищами, защищать добро, сохранять оптимизм и чувство юмора, поддерживать друг друга.
Вопросы для обсуждения:
- Как можно понять, что у Лелишны “мужественный характер”? В чём он проявляется? Сможешь перечислить?
- Кто из героев тебе понравился больше всего? Может быть, есть кто-то, чья судьба напоминает твою?
- Мартыш постоянно аплодирует сам себе. Как тебе такая привычка? Стоит ли её перенять? Или всё-таки нет? Как думаешь?
- Головешка считает себя смелым, но другие видят в его смелости наглость. Что ты об этом думаешь? В чём разница между смелостью и наглостью?
- Лелишна на протяжении всей книги заботится о дедушке. Легко ли ей это даётся? Почему она не сдаётся? Как ты думаешь?
- Смех – дело очень серьёзное, утверждает автор. Согласен с этим? Почему?
Каликинская Е.И. 1111 слонов, или Мы из живого уголка: Школьная повесть. – М.: Аквилегия-М, 2016. – 208 с., 12+.
Увлекательная история трёх друзей – Васи Петрика, Саши Колокольникова и Алисы Лужиной, которых объединяет любовь к животным и стремление их спасать и защищать. Их стремление превращается в цель – ребята создают тайное общество по спасению слонов и организуют живой уголок в заброшенной комнате школы.
Однако далеко не все разделяют их мечты: в дело вмешиваются учителя и одноклассники. Стойкость, мужество, верность и дружба помогают ребятам преодолеть трудности. Через испытания герои открывают мир взрослых, который оказывается гораздо сложнее, чем кажется. Среди взрослых есть те, кто в детстве был очень похож на героев и ещё помнит это.
Книга учит дружить, уважать товарищей, заботиться о природе, поддерживать лучшие мечты друзей и достигать общей цели в коллективе.
Вопросы для обсуждения:
- Почему именно слоны так увлекли ребят? Что особенного в этих животных?
- Увлекаться компьютерами и играми – это понятно. А как можно увлечься спасением животных? Что в этом интересного?
- Вася называет себя “заморышем” и “киселём”, потому что упал в обморок. Он прав? Или так говорить о себе не стоит? Почему?
- Какие качества Саши тебе симпатичны? Есть ли среди них такие, которые есть у тебя? Или, может, чему-то стоит у него поучиться?
- Как ты думаешь, почему Людмила Петровна ставит несправедливые оценки?
- Алиса заявила директору, что в школе нет возможностей проявить себя. А как с этим обстоят дела в твоей школе?
- “Надо уметь прощать себя и других – это важнее математики и естествознания,” – говорит дядя Миша. Согласен ли ты с ним? Почему?
Дурова Н. Арена. Повесть. – Татарское книжное издательство, 1969 г., 14+.
В книге автор в увлекательной форме раскрывает историю взросления юной гимнастки Надежды в сообществе работников цирка, где подлость и двуличие встречаются со смелостью, честностью и верностью. “Зорко одно лишь сердце” – эти слова хорошо описывают жизнь главной героини.
Автор показывает сложную закулисную жизнь артистов цирка, благодаря чему читатель ещё больше ценит тот невероятный праздник силы, радости, доброты и света, который артисты дарят зрителям.
Книга учит честности, смелости, искренности, заботе об окружающих, уважению к труду и товариществу.
Вопросы для обсуждения:
- Как можно описать отношение артистов цирка к животным? Назови 3-5 характеристик.
- Что придаёт силы на арене? Откуда они берутся?
- Какие качества необходимы артисту цирка?
- В чём основные сложности этой профессии? А в чём её интерес?
- Стоит ли чему-то поучиться у главной героини? Чему именно?
Мультфильмы / Фильмы
Мультфильм «Крошка Енот», 1974 год, короткометражка, 9 минут, режиссёр Олег Чуркин, 0+
Красочный, поучительный советский мультфильм повествует об одном дне из жизни Крошки Енота — о дне его рождения. Чтобы доказать себе, что он уже совсем взрослый, малыш отправляется к пруду за сладкой осокой. Но там его ждёт серьёзное испытание: в отражении пруда ему видится какое-то чудище. В страхе Крошка Енот прибегает к маме и получает волшебный совет: «А ты ему улыбнись!»
Мультфильм показывает, как благодаря улыбке мы легко можем находить друзей, и учит, что добрые дела начинаются с улыбки. Также он напоминает, что большинство наших страхов могут быть просто выдуманными.
Вопросы для обсуждения:
– Говорят: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? Как она проявляется в мультфильме?
– Какие чувства вызывает у вас песня про улыбку из мультфильма? Какие строчки понравились больше всего?
– Чему учит нас пример Крошки Енота? А чему — его мамы?
Мультфильм «Приключения кота Леопольда», 11 серий, 1975–1987 годы, мультфильм, детский, 63 минуты, режиссёр Анатолий Резников, 0+
Добрый советский мультсериал о миролюбивом коте Леопольде и двух вредных мышах, которые при любой возможности стараются досадить коту. Но неизменно в ответ на шалости Леопольд говорит свои знаменитые слова: «Ребята, давайте жить дружно!»
Мультфильм учит отзывчивости, развивает милосердие и умение радоваться мелочам, а жизненные невзгоды воспринимать как временные трудности.
Вопросы для обсуждения:
– Давайте вспомним слова из песни кота Леопольда, которая начинается со слов «Дождик босиком по земле прошёл…». О чём для вас эта песня? Какие чувства она вызывает?
– Какие качества помогают Леопольду сохранять доброту и радость в сердце, несмотря на жизненные трудности? Как их можно развить в себе?
– Как вы думаете, почему мыши такие шалуны? Что может помочь им направить свои силы на что-то хорошее?
Мультфильм «Возвращение блудного попугая», 1984–2006 годы, сказка, 6 серий продолжительностью от 9 до 26 минут, режиссёры Валентин Караваев, Александр Давыдов, 0+
Примечание: присутствует сцена курения.
Мультсериал рассказывает о приключениях хитрого и артистичного попугая Кеши. Кеша живёт в квартире школьника Вовки, но из-за своего вспыльчивого характера периодически сбегает, попадает в неприятности и, в конце концов, осознаёт, что его настоящий дом — рядом с Вовкой. Мультфильм наполнен яркими красками, юмором и большим воспитательным потенциалом.
Сериал учит ответственности за свои решения и поступки, а также важности любить и ценить близких, которые проявляют заботу и понимание.
Вопросы для обсуждения:
– Какие качества присущи Кеше?
– Прав ли Кеша, уходя из дома после каждого конфликта? Почему?
– Нарушает ли Кеша личные границы Вовки? В каких ситуациях? Как реагирует Вовка?
– Почему Вовка всегда прощает друга?
– Чему нас учит мультсериал?
Киноурок «Пять дней», 12 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Ссылка на видео
Переехав в новый город Красногорск, Максим думал, что будет жить спокойно и тихо, никому не мешая. Однако случайная встреча с Машей изменила всё. Максим не ожидал, что один человек может сделать так много и что дружба и помощь другим имеют огромное значение. За 5 дней его жизнь меняется: он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям.
Киноурок учит отзывчивости, доброте, бескорыстности и смелости быть собой.
Вопросы для обсуждения:
– Сравнивали ли вы себя с героями фильма? С кем именно? Почему?
– Почему Маша сразу уверена в Максиме?
– Догадывалась ли Маша, какое влияние она оказала на Максима и его отношение к миру?
Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Ссылка на фильм
Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына в электричке становится старушка Галина Фёдоровна, которая возвращается с дачи. Любое её высказывание – это критика: молодёжи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением наблюдает за такой ворчуньей. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже достались счастливые билеты.
На каждое любознательное или доброе высказывание ребёнка старушка реагировала недоверчиво:
– Ох ты, «спасибо» говорит… Молодец! А то ведь от нынешней-то молодёжи не дождёшься.
Галину Фёдоровну услышали молодые ребята – соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Лица пассажиров озарились улыбками, некоторые задумались, а Галина Фёдоровна тихонько загрустила. Прозвучали мудрые песни: «Есть только миг», «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Фёдоровна в конце концов разулыбалась и угостила соседей пирожками.
Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит этот киноурок?
- Мальчик неординарно думает, свободно высказывает свои мысли и не боится проявлять доброту. Как вы думаете, судя по такому поведению ребёнка, какими качествами обладает его мама?
- Почему, на ваш взгляд, сердце Галины Фёдоровны стало черствым? Легко ли ей было изменить своё отношение к окружающим?
- Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ добро от окружающих. В чём, по вашему мнению, заключается ответственность каждого человека в общении с другими?
- Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какие чувства они передают?
- Какие другие мудрые песни вы знаете? Составьте их список.
Кинофильм «Приключения Электроника», 1979 год, фантастика, детский, приключения, комедия, семейный.
3 серии по 64 минуты, режиссёр Константин Бромберг, 0+
Фильм о приключениях мальчика-робота, страстно желающего стать человеком, стал одним из самых популярных детских художественных фильмов в истории советского кинематографа. Динамизм, яркость, музыкальность, а также прекрасный актёрский ансамбль детей и взрослых сделали ленту культовой.
При просмотре мы погружаемся в мир приключений, фантастических событий, юмора и искромётной игры актёров. Песни, звучащие в фильме, остаются современными даже в наши дни.
Фильм воспитывает готовность к активной творческой и социальной деятельности, развивает умение работать в команде, формирует пример дружбы и успешной коллективной работы.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете заявление Электроника профессору Громову: «Я хочу стать человеком»? Почему Электроник хотел стать человеком? Зачем он перед каждым поступком спрашивал у Сергея: «А это будет по-человечески?»
- Как Электроник стал человеком? Какие качества у него отсутствовали в начале фильма, а какие он приобрёл? Разберите эпизод игры в хоккей, когда профессор Громов наконец находит Электроника. Чему научился Электроник?
- Какие собственные негативные черты удалось преодолеть Сыроежкину благодаря Электронику, одноклассникам и взрослым? Можно ли сказать, что Сергей тоже стал человеком?
- Как в фильме добро побеждает зло? Какие образы и эпизоды вам понравились?
К/ф «Я – медведь», 2024, семейный, комедия, 97 минут, режиссёр Кирилл Кемниц, 6+
Картина повествует о жизни семьи Ковалёвых, оказавшейся в трудной ситуации. Из-за серьёзной травмы папе Саше приходится оставить пост капитана местной хоккейной команды. Мама Ира бесконечно устала от общей ответственности за семью. Старшая дочь Лиза проживает переходный возраст, а у младшего сына Жени вовсе нет друзей. Однажды, волею судьбы, Женя находит маленького медвежонка, и с этого момента в семье Ковалёвых начинаются настоящие приключения.
Фильм прививает добрые семейные ценности, воспитывает уважение и любовь к братьям нашим меньшим, ярко иллюстрирует примеры отваги, нестандартного мышления и милосердия.
Вопросы для обсуждения:
– Почему Женя принёс мишку домой?
– Как мишка повлиял на атмосферу в семье?
– Как важно относиться к животным? (Бережно). Что значит проявлять бережность? Нужно ли узнать больше о питомце (его породе, повадках, особенностях организма), который попал к нам на попечение? Почему?
– В какие моменты к медвежонку относились небережно? Кто?
– Кто первым почувствовал, что всё, что происходит вокруг медвежонка, может ему навредить?
– Почему второй капитан команды совершал злые дела? Часто ли бывает так, что у человека доброе сердце, но товарищи могут подтолкнуть его к проказам и нарушениям? Видел/а ли ты примеры таких ситуаций?
– Чему нас учит этот фильм?
К/ф «Девчата», 1961, мелодрама, комедия, 92 минуты, режиссёр Юрий Чулюкин, 12+
Художественный фильм рассказывает о непростых буднях молодых людей — девушек и юношей, приехавших трудиться на лесоповал в глухую тайгу. Труд оказывается не только тяжёлой обязанностью, но и даёт радость и успех. Он становится мерилом человечности в коллективе и межличностных отношениях, а отдых — заслуженным, приносящим радость и влюблённость.
Фильм учит трудолюбию, уважению к товарищам, честности и ответственности, а также вере в то, что самые светлые мечты сбываются.
Вопросы для обсуждения:
– Какие качества главной героини кажутся вам наиболее привлекательными? Как эти качества помогают ей на жизненном пути?
– Как вы думаете, если бы у фильма было продолжение, то каким бы оно было? Продолжила ли бы главная героиня работать или перестала бы трудиться?
– В суровых условиях тайги трудиться тяжелее, чем в комфорте? Возможно, в удобных условиях герои стали бы другими людьми и не работали бы так усердно?
Кинофильм «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссёр Александр Домогаров мл., 6+
В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, который улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма — умная и верная собака. Она остаётся в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них вернётся её хозяин. Но время идёт, а он так и не появляется.
Другим героем истории является девятилетний мальчик Коля. Недавно он потерял маму и приехал к отцу, пилоту самолётов. Мальчик знакомится с Пальмой, и они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.
Фильм учит дружбе и преданности, даёт пример доброты, милосердия и бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Вопросы для обсуждения с детьми:
– Какие качества проявляли люди, которые заботились о Пальме?
– Что помогло папе найти общий язык с Колей?
– Какие чувства остались после просмотра фильма?
– Чему нас учит этот фильм?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.