Семья — это не только место, где мы живём, но и пространство, где мы учимся заботиться, поддерживать и любить друг друга. Каждый день через простые действия и разговоры родители могут показать ребёнку, что семья — это надёжная опора, которая будет рядом на протяжении всей жизни.
Чтобы помочь ребёнку почувствовать свою важность в семье, начните разговор с личных историй о том, что для вас значит быть родителем. Поделитесь тёплыми воспоминаниями о его детстве: как вы вместе праздновали важные события или радовались простым моментам, когда он был маленьким. Эти рассказы помогут ребёнку осознать, что семья — это больше, чем просто место жительства; это источник любви, радости и взаимной поддержки.
Обсуждайте с ребёнком семейные ценности — уважение, доверие, поддержку. Объясните, что каждая семья уникальна, у неё свои традиции и особенности, но главные составляющие любой семьи — это любовь и забота друг о друге. Такие разговоры помогут ребёнку не только почувствовать свою значимость, но и понять, как он сам может вносить вклад в благополучие своей семьи.
Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от их возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Чем ты любишь заниматься вместе с семьёй?
- Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы семья всегда была дружной?
- Как ты можешь помочь, когда кому-то из семьи грустно или сложно?
Средние школьники (5–8 класс):
- Что для тебя важно в отношениях с родителями и братьями/сёстрами?
- Как ты думаешь, почему семья важна для каждого человека?
- Как мы можем поддерживать друг друга, когда у нас возникают трудности?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Как ты представляешь свою будущую семью? Какие традиции или ценности ты бы хотел перенести в неё?
- Какие качества, по-твоему, делают семью крепкой и поддерживающей?
- Как современные вызовы (стресс, нехватка времени, технологии) могут влиять на семью, и как мы можем справляться с ними вместе?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Игнатова А. Вектор пластилина. Повесть.
СПб.: ОО “Союз писателей Санкт-Петербурга”, ДЕТГИЗ, 2013. – 80 с., 6+
Семья живет в прекрасном городе Санкт-Петербурге. В семье есть мама, папа и двое детей — старший мальчик Лёша и младшая девочка Юля, вернее, Юлька, так её зовут все окружающие за её озорной и весёлый характер. Однажды папа принёс домой большую коробку пластилина, и дети начали играть в воображаемые миры — лепить персонажей, придумывать для них истории. Только это оказалось не просто игрой: придумывая характеры и истории, ребята на самом деле решали свои жизненные задачи — как определить настоящего друга, как общаться с другими ребятами, как преодолевать трудности. Родители по-разному относились к увлечению детей, но найти общий вектор чувств, переживаний и ценностей у ребят всё-таки получилось.
Книга учит семейным ценностям, любви, взаимопониманию в семье и с окружающими, формирует характер, готовность преодолевать трудности и быть верным самому себе.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, когда Юлька предложила при первом знакомстве попросить другого человека рассказать анекдот, это она хорошо придумала? Или анекдот ничего не расскажет о рассказчике?
- Юльке и Лёше очень нравился семейный ритуал при встрече с гостями. А какие ритуалы есть в твоей семье?
- Юлька, Лёша и папа совпадают в своих векторах чувств — горюют, смеются, переживают. А ты в каких чувствах совпадаешь со своими близкими? Вспомни какой-нибудь случай, когда ты это почувствовал особенно чётко.
- Вот у Юльки вектор пластилина, и он всех объединяет: и папу, который не лепит с ребятами, и Лёшу, который уже повзрослел и перестал лепить. А какой вектор у тебя?
Стихи и рассказы о маме.
М.: Астрель, АСТ: Хранитель, 2007. – 222 с., 8+
Прекрасное издание для ознакомления с лучшими образцами советской и российской прозы и поэзии, в котором гармонично отражаются семейные ценности, доброе отношение друг к другу, уважение к старшему поколению, юмор и приключения. Стихи и проза не только о маме, но и бабушке, дедушке, папе и других членах семьи. Тексты А. Усачёва, Г. Остера, В. Драгунского, А. Барто, М. Бородицкой, М. Шварца, А. Тимофеевского, русские народные сказки воспитывают уважение к российским традиционным ценностям, семье и Родине.
Вопросы для обсуждения:
- Какое из стихотворений тебе больше всего понравилось, до такой степени, что ты даже захотел его выучить? А почему?
- Одно из стихотворений А. Усачёва называется «Паповоз», а про что оно на самом деле? Посмотри повнимательнее, чем оно заканчивается (подсказка).
- Что насчёт вредных советов Г. Остера? Чему из них собираешься последовать?
- Давай разберём, чем отличаются друг от друга Наташечка и Марьяшечка в стихотворении П. Синявского «У бабушки-бабули». Ты с кем имеешь похожие черты?
Доброчасова А. Большие и маленькие приключения с хвостиком.
М.: Изд. дом Мещерякова, 2019., 6+
Серия рассказов о маленькой Соне и её старшем брате Вовке увлекут и заинтересуют казалось бы простыми событиями. Поход в цирк, встреча новогодних праздников, найденная пуговка — всё это на первый взгляд простые истории, но в них отражаются все лучшие человеческие качества: доброта, забота, ответственность, щедрость, умение дружить, веселиться, быть внимательными и ответственными.
Книга учит уважать семейные ценности, заботиться о младших и старших членах семьи, быть внимательными и ответственными.
Вопросы для обсуждения:
- Как себя проявила маленькая Валя в истории с воробышком? Почему она не испугалась выступить против хулиганов, как ты думаешь?
- Соня говорит дедушке о том, какое у него большое сердце, всё туда помещаются. Подумай, среди твоих родных и близких у кого большое сердце?
- Когда родителей Вовки вызвали вдвоём на срочную операцию в новогоднюю ночь, что ты почувствовал к Вовке? Захотелось его поддержать? А как бы ты это сделал?
Для среднего школьного возраста
Кардашова А.А. С папой в синие края: повесть.
М.: Нигма, 2015. – 56 с., 10+
История посвящена семье, в которой папа — художник, скульптор, а девочка Марьяша гордится талантом папы и изучает мир с помощью его картин, обнаруживая в мире свет, тепло, любовь, заботу. Конечно, складываются иногда непростые обстоятельства: папа в отъезде, папа заболел, друзья, например Галя, не всегда доверяют словам Марьяши, но добрый финал истории всё расставляет по своим местам.
Книга учит ценить талант и уважать членов семьи, быть ответственными и честными, хранить семейные ценности.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему Марьяша не так уж и радовалась тому, что Галя проиграла в споре? Что для Марьяши важнее?
- Почему самой любимой куклой у Марьяши была царевна, ведь она могла в магазине купить любую?
- Чему у папы научилась Марьяша? А чему самому главному научился ты у своих родителей?
Осеева В. Отцовская куртка. В кн.: Отцовская куртка.
СПб.; М.: Речь, 2021. – С. 43-76., 12+
В тяжёлые военные годы взрослеть приходилось ребятам не только сидя за школьными партами. Вот и Ленька, старший сын в семье, остался на заботах о матери, сёстрах и младшем брате. И все хозяйственные дела, и учёба, и дружба, а затем и работа на пристани — всё для семьи, чтобы выполнить обещание, данное отцу перед уходом на фронт — быть большаком, старшим в семье. Мальчик в трудной жизненной ситуации открывает для себя, что труд, забота, надежда и вера — это фундамент семейной истории и ценностей.
Книга учит беречь семью, заботиться о младших, быть мужественным, ответственным, смелым, формирует готовность защищать семью и Родину.
Вопросы для обсуждения:
- «Большак — это делу голова, а не рукам воля». Как ты это понимаешь?
- Как ты думаешь, почему поначалу Ленька отказался носить отцовскую куртку, когда тот ушёл на фронт?
- Не с первого раза Ленька написал отцу письмо на фронт. Почему?
- Как проявили себя учительница Татьяна Андреевна и ребята из школы? Какие у них качества ты видишь?
- Попробуй назвать три базовые характеристики семьи Леньки, на которых строится семья.
Воронкова Л.Ф. Девочка из города. Гуси-лебеди: Повести — М.: Дет.лит., 2005. — 223 с., 10+
История о детской жизни в трудные годы войны. Девочка Валентинка осталась сиротой, и ее приютила большая крестьянская семья, в которой отец на фронте, а дедушка, мать и трое ребят живут, учатся и взрослеют в ожидании писем и возвращения отца. Как почувствовать тепло и оттаять сердцем в суровых обстоятельствах? Как научиться дружить и поддерживать друг друга, когда у всех такие разные характеры? Как жить в семье с совсем непривычными для тебя укладом и традициями? Обо всем этом узнает читатель.
Книга учит беречь семейные ценности и уклад, уважать таланты и способности каждого, дружить и заботиться друг о друге в семье.
Вопросы для обсуждения:
- Повесть называется “Девочка из города”. Насколько это важно для судьбы девочки? Как ты думаешь, какие качества характера Валентинки самые главные?
- Почему ребята поначалу хитрили и проказничали по отношению к Валентинке?
- Груша предложила связать чулки для Валентинки. Почему? Что это означает? Что изменилось?
- От кого в семье исходил самый теплый и внимательный взгляд, дела, забота обо всех?
- Чему можно было бы научиться у героев этой истории?
Яковлев Ю.Я. Баваклава. В кн.: Яковлев Ю.Я. Рассказы и повести — М.: Дет.лит., 2012. — 268 с. С. 82-115., 12+
История о мальчике, который жил обычной жизнью и пользовался добротой и заботой своей бабушки, совершенно не задумываясь об этом. Свои небольшие обязательства — покупать в аптеке каждые два дня свежие глазные капли для бабушки — он иногда забывал, ведь было много гораздо более интересного, например, прогулки с ребятами после школы или встреча во Дворце водных видов спорта. Когда бабушка умерла, мальчик впервые увидел ее без дела, словно спящую, и постепенно стал осознавать смысл слова “никогда” и все значение семьи и бабушки для своей жизни.
Книга учит ценить семейные связи и традиции, формирует уважение к старшим, а также рефлексию собственного отношения и поведения.
Вопросы для обусждения:
- Когда главный герой впервые осознал смысл слова “никогда”? Как ты это понимаешь и в какой момент?
- Бабушка радовалась, когда отдавала, а главный герой радовался, когда брал что-то от других. Почему это осознание не пришло к нему, пока бабушка была жива?
- Что ты думаешь о семье главного героя? Что для семьи важно?
Агапова М.В. Моя невозможная мама — М.: ЭНАС-КНИГА, 2020. — 192 с., 14+
В книге раскрывается история взросления и становления ответственным и мужественным. Главным героем является Сережа Захаров, которому 12 лет. Он — сын художницы Захаровой Надежды Игоревны, и иногда называет свою маму “невозможной”. Как выясняется в финале книги, в этом определении не было ничего обидного, а заключался совсем другой смысл. Семья Сережи и Надежды Игоревны неполная, отец не живет с ними. Попадая в непростые жизненные обстоятельства, Надежда Игоревна всегда была человеком доброго и открытого сердца, талантливо писала, занималась творчеством и искренне общалась с людьми. Все это, с одной стороны, привело к трудностям и угрозе лишения ее родительских прав, а с другой — позволило проявиться лучшим чертам любящей семьи. Помощь других людей в разрешении непростой ситуации оказалась бесценной и проявлением максимума любви и заботы, на которые люди способны. Помогал в трудных обстоятельствах и отец Сережи. Так была открыта главным героем, а также читателю, ценностная основа семьи — поддержка, забота, уважение и любовь.
Книга учит ценить семейную историю и возможность каждого сохранять свою уникальность, учит сопереживанию, взрослению, пониманию, участию, смелости и ответственности, формирует мужество, волю и смелость.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогли Сереже выстоять в столь непростой ситуации и остаться с мамой?
- Как ты думаешь, прав Сережа, когда говорит: “рай не надо искать, его надо делать здесь и сейчас”?
- Психолог Кристина Ивановна описывала факты, рассказывая о визитах Сережи к ней, но что она не увидела, не учла и не смогла понять в этих фактах?
- Выглядит сказочно, но кажется, что, чтобы добиться такого результата (и дом, и работа и др.), Захаровым все помогали. Почему, как ты думаешь, люди и обстоятельства встали на их сторону?
- В каком значении Сережа говорил о своей маме “невозможная”?
- Давай попробуем представить продолжение этой книги: например, главному герою 18 лет. Чем занимается его мама, а чем он сам?
- Из чего состоит фундамент семьи главного героя?
Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтера — Москва: Волчок, 2020. — 191 с., 12+
Потрясающая в своей простоте и искренности, полная глубокой человечности и тепла к людям, история Ариши Никитиной, мама которой ходит в интернат с волонтерской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, а значит, ей помогать, заводит дневник и со временем хочет быть волонтером не только для того, чтобы проводить больше времени с мамой, но и для тех людей, кто живет в интернате. Ведя дневник, девочка от записи к записи взрослеет, задает все более сложные вопросы себе и окружающим, и самостоятельно находит на них ответы.
В книге передается атмосфера семьи, в которой забота и любовь, честность и трудолюбие, искренность и поддержка являются фундаментом взаимоотношений друг с другом и с миром. Каждый член семьи обладает уникальным характером, который раскрывается в достойных поступках и поведении.
Книга учит ценить семейное тепло и единство, ответственность, честность, формирует доброе и уважительное отношение к людям и различным трудным жизненным обстоятельствам.
Вопросы для обсуждения:
- В истории с младшей сестрой Ариша вступилась за нее в столовой, а потом задумалась, правильно ли она поступила. Что думаешь об этом ты?
- Мама говорит Арише, что в Рождество сердце смягчается. А ты как думаешь, это верно? От чего еще сердце смягчается у людей?
- Чему научилась Ариша у подопечных в интернате? Что ей открылось о себе и о своих отношениях к семье, другим людям и одноклассникам?
- Ариша назвала в своем дневнике сестру просто Ф. и язвительно приписала, что, по словам бабушки, сестер надо любить. Как ты считаешь, смогла ли Ариша от “надо любить” перейти к “просто любить”?
- Что объединяет семью Ариши, кроме того, что они живут под одной крышей? Что общего у мамы, папы, Серафимы и Ариши?
Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтера. – Москва: Волчок, 2020. – 191 с., 12+
Потрясающая в своей простоте и искренности, полная глубокой человечности и тепла к людям, история Ариши Никитиной, мама которой ходит в интернат с волонтерской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, а значит, ей помогать. Она заводит дневник и со временем хочет стать волонтером не только для того, чтобы проводить больше времени с мамой, но и для тех людей, которые живут в интернате. Ведя дневник, девочка от записи к записи взрослеет, задает все более сложные вопросы как дневнику, так и себе, а также окружающим, и самостоятельно находит на них ответы.
В книге передается атмосфера семьи, в которой забота и любовь, честность и трудолюбие, искренность и поддержка являются фундаментом взаимоотношений друг с другом и с миром. Каждый член семьи обладает уникальным характером, который раскрывается в достойных поступках и поведении.
Книга учит ценить семейное тепло и единство, ответственности, честности, формирует доброе и уважительное отношение к людям и к различным трудным жизненным обстоятельствам.
Вопросы для обсуждения:
- В истории с младшей сестрой Ариша вступилась за нее в столовой, а потом задумалась, правильно ли она поступила. А что думаешь об этом ты?
- Мама говорит Арише, что в Рождество сердце смягчается. А ты как думаешь, это верно? А от чего еще сердце смягчается у людей?
- Чему научилась Ариша у подопечных в интернате? Что ей открылось про саму себя и ее отношения к семье, другим людям и одноклассникам?
- Ариша назвала в своем дневнике сестру просто “Ф.” И язвительно приписала, что, по словам бабушки, сестер надо любить. А как ты считаешь, смогла ли Ариша от “надо любить” перейти к “просто любить”?
- Что объединяет семью Ариши, кроме того, что они живут под одной крышей? Что общего у мамы, папы, Серафимы и Ариши?
Колпакова О. Суперсилы по наследству: мои советские дедушки. – М.: Пять четвертей, 2022. – 272 с., 14+
Прекрасное автобиографичное издание, сопровождаемое профессиональными комментариями историков, раскрывает судьбу страны сквозь призму истории семьи в России XX века. Семья Русановых, в которой несколько поколений живет в Сибирской тайге, удивительна и интересна; ее жизнь — как полноводная река, в которой юные ребята перенимают у старшего поколения не фантастические, а реальные способности, навыки и таланты в атмосфере дружбы, взаимной заботы, уважения и поддержки.
Коммуникация сквозь время и расстояние, сквозь религии и национальные традиции, а также обычаи и радикальные результаты технического прогресса — все это оказывается возможным в книге и отзывается в душе читателя.
Вопросы для обсуждений:
- Попробуем посчитать, сколько суперспособностей есть у героев истории всего? А можем ли мы перечислить их?
- Как бы ты ответил на письмо от пионеров из 1968 года? В чем они оказались правы? А что бы их сегодня разочаровало, как ты думаешь?
- А что если попробовать написать короткую записку от себя в будущее? Что бы там было?
- Кто из героев книги произвел на тебя наиболее сильное впечатление? Почему?
- Как ты думаешь, какому поколению семьи Русановых досталась самая легкая жизнь? Или таких не было?
- Чему учит история этой семьи?
Бруштейн А. Дорога уходить в даль: [для сред. и старш. шк. возраста] / Издательский проект “А и Б”, 2018. – 312 с. с иллюстрациями. – (Руслит. Литературные памятники XX века)., 14+
Удивительное издание, отсылающее к знаменитой серии литературных памятников. Прекрасно изданная книга раскрывает особенности детства и взросления главной героини. Она наполнена не только автобиографическими деталями, но и содержит огромное количество исторически достоверного материала о судьбе страны в XX веке.
Бруштейн Александра до революции 1917 года жила в Вильно (современное название Вильнюс); ее отец был доктором, в доме всегда было многолюдно и весело, а трудности преодолевались сообща и стойко. Читатель откроет для себя много нового и интересного о том, как был устроен семейный быт, как проходили праздники, как относились к домашним помощникам и учителям, а также как стремились получить образование высшей пробы. Увидит читатель и неожиданные для себя вещи — как непросто было дружить, оставаться честным и добрым, что, вероятно, не зависит от исторической эпохи, а только от самих людей и их принципов.
Книга учит ценить семейные традиции и ценности, уважать страну и ее историю, ценить поддержку и дружбу, а также быть смелым и честным.
Книга может быть полезна при подготовке проектов, докладов и рефератов по соответствующим периодам истории России.
Вопросы для обсуждения:
- Нравится ли тебе правило давать домашние семейные имена? Почему это важно, как ты думаешь?
- Когда заболел отец, Сашенька отказывается от него отходить и отправляться развлекаться. Почему?
- “Сыпь свой крыжовник”, — говорит отец дочери, когда та собирается ему задавать множество вопросов. А кому в жизни ты задаешь больше всего вопросов? Есть в семье человек, готовый их выслушать и отвечать?
- С какой печалью встретилась Александра в день экзамена? Что ей открылось? А у тебя были такие открытия?
- Что можно назвать фундаментом этой семьи? А распространяется ли это на тех, кто живет с ними? Кто или что является источником этого фундамента?
Мультфильмы / Фильмы
Мультфильм «Просто о важном. Про Миру и Гошу», серия 6 «Настоящие родители», мультсериал, 2019 – 2020, 6 минут, режиссер Ольга Лопато, 0+
Мультсериал о жизни российской семьи: папы, мамы, Миры, Гоши и их собачки Сони. Как и все дети, брат и сестра Гоша и Мира познают мир, играют, иногда ссорятся и попадают в затруднительные ситуации: дома, в школе или во дворе.
В этой серии Мира и Гоша заболели и остались дома. Вместе с собачкой Соней и папой они проводят день вместе. Мира вспоминает, как Гоша стал ее братом, а Гоша рассказывает, почему важно иметь семью.
Серия отражает Традиционные семейные ценности, воспитывает доброту и отзывчивость.
Вопросы для обсуждения:
- Чему учит детей папа?
- Какие чувства испытывает Дима в семье?
- Чему нас учит эта серия?
Мультфильм «Мальчик-дельфин», 2021, приключения, фентези, комедия, семейный, 90 минут, режиссеры Мохаммад Хейрандиш, Андрей Гоглев, 6+
Добрый мальчик попадает на воспитание к дельфинам, мама-Дельфин заботится о нем, как о родном. Приходит час, и герой отправляется в захватывающее путешествие в поисках своей настоящей мамы. Рядом с ним верный товарищ – лучший друг, маленький дельфин Снежок, а также ребятам помогает отзывчивый капитан Мурварид. На пути к цели друзьям предстоит одолеть злобного Осьминога, который может подчинять других своей воле.
Мультфильм развивает фантазию и любознательность, прививает бережное отношение к экологии, даёт пример настоящей верной дружбы и преданной любви к своей семье.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Снежок не оставил в беде малыша?
- Какие качества помогали герою справляться с трудностями на пути?
- Какие негласные правила дружбы демонстрируют ребята?
- Почему мама-Дельфин отпустила своего приемного сына на поиски настоящей мамы? Легко ли ей было это сделать?
- Чему нас учит мультфильм?
Мультфильм «Бабка Ёжка и другие», 2006, приключения, 70 минут, режиссёр, Валерий Угаров, 6+
Однажды аист выронил корзинку с младенцем над дремучим лесом. Так дитя попало на воспитание к Бабе-Яге и ее товарищам Кикимору, Лешему, Кощею Бессмертному и Водяному. Баба-Яга назвала её в честь себя – Бабка Ёжка. Девочка росла отважной и любознательной и с ней происходили разные приключения: мудрый ворон показал дупло, где девочка нашла сыча Филимона, верного друга, а накануне ночи на Ивана Купалу в волшебный лес проник Змей Горыныч и утащил цветок папоротника. Бабка Ёжка сумела его перехитрить и победить с помощью своих друзей. Ну а цветку папоротника девочка загадала самое доброе и милосердное желание.
Мультфильм показывает важность проявления человечности и доброты, прививает семейные ценности, а также такие качества как отзывчивость, смелость, бескорыстие, любознательность, обогащает культурологическую картину мира.
Вопросы для обсуждения:
- Как в малышке отнеслись жители леса? О каких качествах говорят действия «нечисти»?
- Какая из песен мультфильма понравилась больше всего? Почему?
- Маленькая Ежка нашла себе друга Филина. Благодаря каким своим качествам?
- Какие новые знания о сказках и русской-народной культуре ты обрёл/а благодаря этому мультфильму?
- Почему Ежка загадала такое желание?
– Чему нас учит этот мультфильм?
Кинофильм «Хоккейные папы», 2023, семейный, 131 минута, режиссёр Андрей Булатов, 6+
Спокойную жизнь главного героя Андрея, тренера детской хоккейной команды «Тигры», нарушает новость о том, что единственный в их небольшом городе спортивный ледовый дворец собираются снести. За этим решением стоит давний недруг детства Андрея – Игорь, настроенный решительно и беспощадно. Андрею удается договориться о том, что ледовый сохранится при условии победы в турнире по хоккею. Отцы учеников тренера решают сами выйти на лед и побороться за будущее детей, но еще не знают, какие трудности их ждут на этом пути. Но трудности становятся команде не помехой, а помощью, ведь если б не было сложностей – не появилось бы таких замечательных верных и дружных хоккейных пап!
Фильм ярко иллюстрирует такие традиционные семейные ценности как любовь, верность, смелость быть собой, уважение и взаимовыручку. Показывает яркий пример патриотизма и любви к малой родине, а также искренние человеческие чувства и переживания, радение за достижения команды. Воспитывает отвагу, доброту, милосердие, умение нести ответственность не только за себя, но и за общую цель.
Вопросы для обсуждения:
- На чем строится авторитет Андрея как тренера? Почему и родители, и ученики проявляют к нему такое тотальное уважение?
- Что двигало участниками новой сборной команды? Что именно защищал каждый из них, решив отстоять Ледовый?
- Как строчка песни Дениса Клявера, прозвучавшая в его выступлении на радио, иллюстрирует этот фильм?
- Какое значение для команды имела общая поездка на автобусе? Как в этой поездке проявился тренерский талант Андрея? Что приобрел каждый из участников команды?
- Без проигрыша не бывает побед. Какая ценность содержится в неудаче?
- Чему научила гонщика ситуация, в которую он привел свою команду?
- Пройдя все испытания и тревоги команда тоже стала семьей. Почему она может ею называться?
- Продолжи фразу: «Семья – это…»
Кинофильм «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссер Александр Домогаров младший, 6+
В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, когда тот улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма – умная и верная собака. Она остается в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них прилетит её хозяин. Но время идет, а он так и не появляется. Другим героем истории является девятилетний мальчик по имени Коля. Совсем недавно он потерял маму, а теперь приехал к своему отцу, пилоту самолетов. Мальчик знакомится с Пальмой, они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.
Фильм учит дружбе и преданности, дает пример доброты, милосердия, бережного отношения к братьям нашим меньшим, а также прививает традиционные семейные ценности.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества проявляли все люди, которые заботились о Пальме?
- Что помогло папе найти общий язык с Колей?
- Какие чувства остались после просмотра фильма?
- Чему нас учит этот фильм?
Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+
Трогательная история о том, как слова вечных песен растопили сердце ворчливой старушки в электричке.
Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына становится старушка Галина Федоровна, которая возвращается с дачи. Любое ее выказывание – это критика: молодежи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением смотрит на такую ворчунью. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже попались счастливые билеты. На каждое любознательное или доброе высказывание ребенка старушка реагировала недоверчиво: «Ох ты, «спасибо» говорит… Молодец! А-то ведь от нынешней-то молодежи не дождешься…» Галину Федоровну услышали молодые ребята, соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Чьи-то лица пассажиров озарились улыбками, чьи-то приняли задумчивое выражение, а Галина Федоровна тихонько загрустила. Провучали мудрые песни «Есть только миг», «Иди мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Федоровна разулыбалась в конце концов и угостила соседей пирожками.
Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит этот киноурок?
- Мальчик неординарно думает и высказывает свои мысли свободно, не боится проявлять себя, показывать доброту своего сердца. Как ты думаешь, судя по такому поведению ребенка, какими качествами обладает его мама?
- Как ты думаешь, отчего сердце Галины Федоровны зачерствело? Легко ли ей было перенастроить свое отношение к окружающему?
- Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ то, что к ним окружающие повернулись тоже самой своей доброй стороной. Исходя из этой мысли, как ты думаешь, в чем состоит ответственность каждого человека при его общении с другими?
- Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какое состояние они передают?
- Знаешь ли ты еще подобные мудрые песни? Составь плейлист таких песен.
Кинофильм «Ненормальный», 2024, комедия, драма, 103 минуты, режиссёр Илья Маланин, 12+
Маленький Коля не такой как все. Он не встает с инвалидной коляски, с завистью наблюдает за чужой игрой в футбол из окна своей квартиры, не имеет друзей. Уже повзрослевший Николай – красивый, сильный человек, талантливый пианист, прилетевший в Шанхай на международный конкурс. А мостиком через пропасть, лежащую между болезнью и здоровьем, стал Юрий, приемный отец героя. Однажды Юрий полюбил маму Коли и твердо намерился поставить ее сына на ноги с помощью своей уникальной системы гимнастики. Когда же случайно выяснилось, что у Коли талант к музыке, обучение игре на фортепиано стало еще одним этапом на пути к исцелению. Этот замечательный фильм о том, как отцовская любовь побеждает все трудности.
Картина показывает примеры семейной поддержки и безусловной любви, проявления отваги, упорства и дисциплины. Воспитывает милосердие, доброту, прививает семейные ценности. Вдохновляет не сдаваться на пути к заветной цели.
Вопросы для обсуждения:
- Юрий говорит: «Взлетай, Николай, взлетай!» Как эта фраза описывает фильм в целом?
- В один из моментов фильма Юрий говорит про нормы окружающих. Давайте порассуждаем, какие нормы у окружающих вас людей? Подходят ли эти нормы вам? Какие нормы важны для вас?
- Почему Николай ушел гулять по Шанхаю?
- Какие чувства испытывал Юрий, когда искал Николая?
- Как маленький Николай выпускал злость? Как вы думаете, что бывает, когда не выпускаешь «колючки»? Давайте составим список способов проживания злости (беззвучно покричать, порвать бумагу на клочки, поколотить грушу, покричать в подушку и т. д.)
- Как вы думаете, «взлетел» ли Николай?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали мелодию, сыгранную Николаем в 3-м туре? Какие события из вашей жизни могла бы описать эта мелодия?
- В чем состоит главная мысль этого фильма?
Кинофильм «Когда наступает сентябрь…», 1975, драма, комедия, 91 минута, режиссёр Эдмонд Кеосаян, 0+
Примечание: в фильме есть сцена распития вина из бочонка (20:14) и сцена застолья (1:14:00).
К первому сентября из Армении в Москву прилетает пенсионер Левон Погосян, чтобы лично отвести своего внука первый раз в первый класс. Колоритный, темпераментный, невероятно добрый и искренний в проявлениях своих чувств – с первых минут картины герой располагает к себе абсолютно всех, с кем его сводит судьба. Где он – там праздник! И совсем незаметно, что Левона мучают страшные боли, что молодость его пришлась на пору Великой Отечественной Войны и принесла много горя и трудностей – ведь на каждую из них у героя обязательно есть улыбка и мудрая мысль, которая утешает и даёт силы на новый день.
Фильм воспитывает умение воспринимать жизнь как бесценный дар и проживать каждый миг честно, искренне, наполняя благодарностью, добрыми мыслями, словами и делами. Картина учит бережно относиться к чувствам близких, быть внимательным к семье и окружающим, приходить на помощь в трудную минуту и уметь разделить с окружающими веселую, не жалеть для других хорошего отношения и сохранять память о тех, кто ушёл из этой жизни.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ощущения после просмотра фильма? Какой момент запомнился больше всего? Почему?
- Почему вокруг Левона всегда столько отзывчивых людей?
- Какие качества отличают Левона от других?
- Юмор очень важная часть личности Левона. Часто ли тебе юмор помогает в трудной ситуации?
Кинофильм «Однажды 20 лет спустя», 1980 год, мелодрама, комедия, 77 минут, режиссер Юрий Круглов, 12+
Трогательная комедия «Однажды 20 лет спустя» повествует о жизни многодетной матери, радостях и горестях ее большой и полной любви семьи. Так случилось, что юбилейная встреча выпускников 10 «А» произошла на съемках телевизионной передачи. На ней всем бывшим одноклассникам были заданы 2 вопроса: «Что уже сделали в жизни?», «чего еще ждете?» Главная героиня Надежда Круглова, разговаривая с одноклассниками с огромной теплотой и ласковой улыбкой, ни словом не обмолвилась о своей жизни. Но, слушая о достижениях товарищей, Надежда время от времени погружается в свои воспоминания: рождение ребенка, потом еще и еще. Не всегда легкие будни многодетной мамы и любимой жены проносятся перед нашими глазами. Так мы узнаем, что у Надежды и ее мужа целых 10 детей! Но ответ на 1-й вопрос «Я – мама» вызвал у одноклассников недоумение. Как это? Просто мама? А где достижения и карьерные взлеты? Но это недоумение сменилось удивлением и восхищением, когда семья Кругловых всем многочисленным составом пришла навестить маму на передаче. На протяжении всего фильма мы видим, как трудно и физически тяжело быть родителем стольким детям, но на другой чаше весов всегда любовь и радость, которую дарят члены этой большой и дружной семьи друг другу. И эти чувства покрывают все трудности и печали.
Фильм воспитывает уважение к подвигу матери, учит быть принимающим, честным и открытым к миру, в любой ситуации поддерживать родных и близких. Дает пример уважительных взаимоотношений между родителями и детьми. Показывает, как много можно достичь, проявляя доброту и терпение.
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладает мама Надя? Какие качества помогли ей в воспитании своих детей?
- Какими качествами обладает папа? Какие качества помогли ему в воспитании своих детей?
- Как ты понимаешь значение слов «дружная семья»? Какими качествами обладает такая семья? В каких поступках проявляются качества дружной семьи?
- Чему нас учит этот фильм?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.