Сегодня Россия имеет одну из самых больших сетей железных дорог в мире. Это огромный труд множества людей: инженеров, строителей, машинистов и многих других специалистов, которые работают, чтобы поезда могли двигаться по рельсам день и ночь. Железные дороги стали неотъемлемой частью жизни страны, связывая города и деревни, а также позволяя людям путешествовать и работать.
Поделитесь с ребёнком воспоминаниями о своих путешествиях по железной дороге, расскажите забавные или интересные случаи, которые происходили в пути.
Обсудите профессии, связанные с железной дорогой: от машинистов и проводников до инженеров и диспетчеров. Это поможет ребёнку понять, насколько разнообразна и важна эта сфера деятельности, а может быть, и замотивирует связать свой профессиональный путь с железной дорогой.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:
Для младших школьников:
- Как ты думаешь, зачем нужны железные дороги?
- Какие профессии связаны с работой на железной дороге?
- А ты ездил на поезде? Расскажи о своей поездке! Может быть, что-то запомнилось особенно?
Для средних школьников:
- Как развитие дорог, по твоему мнению, изменило жизнь людей в России?
- Куда бы тебе хотелось отправиться в путешествие на поезде?
- Представь, что ты инженер, строящий дорогу. Какие решения тебе нужно будет принять?
Для старших школьников:
- Как развитие инфраструктуры дорог влияет на экономику и социальную жизнь страны?
- Как ты думаешь, как технологии могут изменить будущее дорог и железнодорожных перевозок?
- Обсуди с родителями их опыт путешествий по железной дороге. Как эти поездки изменились с тех пор?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Младший школьный возраст
Фильмы/мультфильмы
Мультфильм «Гора самоцветов» (2005–2021), мультипликация, сказки народов Евразии, комедия, семейный, цикл серий продолжительностью примерно 13 минут каждая, режиссёр Александр Татарский, 0+
«Гора самоцветов» — проект мультипликации, создавший образ России как многоликой, богатой, раздольной страны. Каждый мультфильм «Горы самоцветов» начинается с красочной заставки, созданной в уникальной пластилиновой технике. Заставка кратко создаёт образ России и того народа, чью сказку предстоит увидеть зрителю.
Вопросы для обсуждения:
- Какие сказки из «Горы самоцветов» вам понравились больше всего и почему?
- Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся вам сказке. Расскажите, почему именно эта сказка привлекла ваше внимание и какие герои вам понравились в этой сказке.
- Как вы думаете, почему авторы серии решили её создать? Что и кто вдохновил их?
- Россия — большое многонациональное государство. Знаете ли вы, сколько народов проживает в ней? Расскажите о культуре и традициях своего народа.
- Нашли ли вы сказку своего народа в серии? Понравилась ли она вам и почему?
Цикл мультфильмов «Песнь Севера» (2023), 6+
Этот познавательный проект освещает историю, географию и традиции коренных народов Дальнего Востока, а также северных земель на территории всей России. В центре повествования юные Тиша и Дуняша, которые путешествуют по разным местам Севера с помощью солнечного оберега. Каждая серия окунает зрителя в легенду одного из народов и содержит в себе поучительную мысль.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из легенд понравилась вам больше всего? Почему?
- Какими чертами обладают Тиша и Дуняша? Как эти чертами помогают им в путешествиях?
- Чему нас учит этот проект?
Мультсериал «Смешарики. Азбука дружбы народов» (2022), режиссёр Алексей Горбунов, 0+
Смешарики знакомятся с традициями и культурой разных народов России. Вместе с героями зрители увидят способы стрельбы из лука по-бурятски, узнают, что такое «кучтэнэч» из Татарстана, прокатятся на санях-нартах вместе с хантами и манси, добудут башкирское медовое сокровище, построят якутский балаган… И многое другое!
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, для чего народу нужны традиции?
- Почему важно знакомиться с традициями разных народов?
- Традиции какого из народов вам понравились больше всего? Почему?
- Что нового и интересного вы узнали из этого сериала?
Книги
Качур Е. «Корабли и мореплавание»
Энциклопедия из серии с главным героем Чевостиком отправляет читателя в мир знаний о кораблях, которые бороздят моря и океаны, следуя удивительными маршрутами. Штурвал, галеон, триера, а также гамак, киль, шпангоут и многое другое — всё это станет знакомым для тех, кто прочитает книгу и станет таким же знатоком, как главный герой этой прекрасно иллюстрированной энциклопедии. Дядя Кузя, рассказывающий о кораблях Чевостику и читателям, делает это последовательно, обстоятельно и на понятном для юных читателей языке. Авторы предлагают целый перечень интересных и простых заданий, которые позволят закрепить полученные знания.
Вопросы для обсуждения:
- Изучая корабли, малыш понял, что если хочешь, чтобы рукам было легче, нужно поработать головой. Это правило распространяется на всё или только на корабли?
- Давайте посчитаем буквы в названиях мачт. Какое из названий мачт самое длинное?
- Какие качества нужны матросам, а какие — капитану корабля? Какие из этих качеств общие, а какие различаются?
- «Плавучий город» — это преувеличение, сказка или на самом деле современные морские суда похожи на города? Чем именно?
Патаки Х. «Дороги: от тропинки до шоссе»
Истории о том, какая дорога самая длинная и почему существует поговорка «Все дороги ведут в Рим», что такое «золотой миллиарий» и какого уважения заслуживают строители дорог, как развивались дороги на Руси и что произошло в стране с запуском железных дорог — всё это станет ясно и чрезвычайно интересно юным читателям этой книги.
Вопросы для обсуждения:
- Какие регионы страны охватывают дороги к югу от Москвы?
- Почему строителей дорог очень уважали в Древнем Риме?
- Какая дорога на территории нашей страны самая длинная и одна из самых протяжённых в мире?
«Дорожные знаки для детей от 6 до 12 лет»
Юные читатели этой книги отправятся в мир увлекательных знаний и интересных открытий вместе со своими ровесниками — героями книги Димой и Алисой. Им предстоит узнать о дорожных знаках, правилах поведения на пешеходном переходе, правилах езды на велосипеде, пересечениях велосипедных дорожек, поведении на дороге, когда ведутся дорожные работы и многом другом. Вся система дорожных знаков представлена по группам: предупреждающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки и знаки сервиса. Каждая группа знаков, описанных в книге, заканчивается интересными заданиями от ещё одного героя книги — Светофорчика, которые юным читателям обязательно понравится выполнять.
Книга учит безопасному поведению на дорогах, дружелюбному отношению к окружающим, дисциплине и ответственности.
Вопросы для обсуждения:
- Вспомни свой ежедневный маршрут по улице. Какие знаки ты там видишь? К каким группам они относятся?
- Почему нельзя нарушать правила дорожного движения и требования знаков?
- Давай подумаем, может быть, ты придумаешь свои имена для дорожных знаков?
- Если твой товарищ захочет нарушить правила, что ты ему скажешь?
Средний школьный возраст, старший школьный возраст
Фильмы
Проект «Аудиовизуальная энциклопедия культур России», с 2022 года, 12+
Это цикл документальных фильмов о культурах народов, проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время в плейлисте проекта размещено 24 документальных фильма о чувашах, татарах, удмуртах, марийцах, башкирах, ханты и многих других народах. Каждый фильм рассказывает об этнокультуре указанного региона, об истории, языке, традициях, религии, обрядах, национальной кухне и современной жизни представителей этнокультур.
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать эту энциклопедию этнологическим проектом?
- Почему этнологию необходимо популяризировать и изучать? Как эта видеоэнциклопедия способствует популяризации этнологии?
- Какие факты о народах показались вам наиболее интересными и запомнились больше других?
- Почему важно сохранять знания о традициях и культуре различных этносов? Какое положительное влияние оказывает сохранение знаний об исконной культуре различных территорий?
Проект «Национальность.ru», с 2022 года, 12+
Новое интересное тревел-шоу, представляющее собой цикл небольших информативных роликов об особенностях и культурных кодах различных этносов. Популярные телеведущие отвечают на множество интересных вопросов: почему кавказцы любят низкие «Приоры»? Что за хуурдиг пьют калмыки? Как татары сохраняют свою молодость? И точно ли грузины едят хачапури каждый день?
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать «Национальность.ru» этнологическим проектом?
- В чем главная ценность этого проекта для вас?
- Какие факты о народах показались вам наиболее интересными и запомнились больше других?
- Что объединяет все этносы, о которых сняты ролики?
Кинофильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», 2018, документальный, 55 минут, режиссёры Ирина Журавлева, Владислав Гришин, 0+
Примечание: особое внимание при просмотре рекомендуется уделить титрам в конце фильма.
Этот удивительно красивый документальный фильм рассказывает о детстве и взрослении камчатских медвежат. Больше полугода съемочная группа наблюдала за одной медвежьей семьей, где неумелые детёныши проходят школу выживания в дикой природе. На глазах зрителей они делают первые шаги на пути к тому, чтобы стать русскими «царями зверей» — бурыми медведями. Съёмки уникальной картины, основанные на сценарии самой природы, проходили на просторах живописного Южно-Камчатского заказника. Фильм собрал коллекцию наград на многих международных и тематических фестивалях и стал лауреатом премии «Золотой орел» в категории «Лучший неигровой фильм» 2018 года.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали из фильма?
- Почему важно оберегать дикую природу?
- Какие чувства остались после просмотра фильма?
- Какие выводы можно сделать на основе просмотра этого фильма? В чем главный посыл фильма?
Кинофильм «Выход», 2022, биографический, короткометражный, документальный, 25 минут, режиссёры Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева, 12+
Картина номинирована на премию «Оскар». Главный герой фильма — морской биолог Максим Чакилев, который изучает жизнь моржей на Чукотке. Из-за изменения климата животные не могут отдыхать на льдах и вынуждены перебраться на сушу, что часто заканчивается трагически — моржи погибают на суше. Картина тонко передаёт особенности взаимоотношений человека и природы; Максим глубоко переживает за происходящее вокруг него.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вызывает просмотр фильма?
- Какой вывод можно сделать после просмотра?
- Какими качествами обладает Максим?
- Как обычный человек может повлиять на глобальные климатические изменения? Какие маленькие действия можно совершать каждый день?
Кинофильм «Повелитель ветра», 2023, драма, приключения, географический, 94 минуты, режиссёр Игорь Волошин, 16+
Легендарный российский путешественник Фёдор Конюхов, покоривший высочайшие вершины и пересекший моря и океаны, отправляется в новое, самое опасное и трудное путешествие. На этот раз ему предстоит в одиночестве обогнуть Землю на воздушном шаре. Полет готовит целая команда, однако все опасности, которые ждут путешественника в экстремальных условиях, предсказать невозможно. Конюхов попадает в ураган — без связи, без сна, почти без воздуха он должен идти только вперед, чтобы вернуться к тем, кого любит.
Вопросы для обсуждения:
- Какие знания необходимы для того, чтобы совершить такое путешествие?
- К чему нужно быть готовым, чтобы отправиться в одиночное путешествие?
- Как вы думаете, зачем человеку нужны путешествия?
- Какие черты характера Фёдора Конюхова проявились благодаря путешествиям?
- Как у Фёдора Конюхова получилось сделать детскую мечту делом всей своей жизни?
- Кто придаёт Фёдору Конюхову силы в трудных ситуациях? Что вдохновляет его на путешествия?
Кинофильм «Великий северный путь», 2019, документальный, 75 минут, режиссёр Леонид Круглов, 12+
Главным героем этого потрясающего документального проекта является Леонид Круглов — фотограф и путешественник. Леонид отправляется в Арктику, чтобы повторить маршрут Семёна Дежнёва. Получится ли у путешественника совершить подвиг по примеру известного первопроходца и первооткрывателя, который в XVII веке отодвинул границу Российской империи далеко на Восток?
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, для чего Леонид следует по стопам первопроходца Дежнёва? В чем ценность его путешествия?
- Какие навыки и умения помогли Леониду преодолеть этот непростой путь?
- В чем заключается ценность этой картины?
- О каких ещё географических открытиях говорит автор фильма? Что вам известно об этих открытиях?
Книги
Соболева Н. «Первые в России. Транспорт: от колымаги до электробуса»
Все сюжеты книги разделены по эпохам и видам транспорта, а объединяет их интерес к открытиям и достижениям русской и российской инженерной мысли. Книга знакомит не только с историей транспорта, но и с профессиями, необходимыми для развития транспортной отрасли. Какие-то из них уже ушли в прошлое, а какие-то популярны среди современных транспортников. Рассказ о конструктивных решениях в транспорте дополняется содержательным и обоснованным сюжетом о правилах движения и необходимости их соблюдать.
Вопросы для обсуждения:
- Чего не было в колымагах, что появилось позже в транспорте?
- Как назывались вагоны первого класса для знатных господ в первых железнодорожных составах?
- Яковлев и Фрезе — первые инженеры в создании автомобилей в России. Где они познакомились и почему оказались так далеко за пределами России?
- Где был установлен нулевой вестовой стол и в каком веке это произошло в России?
- Как назывался первый самолёт в России, в котором появились бытовые удобства и даже библиотека?
- Какие качества нужны человеку, чтобы изобретать транспорт? А чтобы им управлять?
Галлай М. «Валерий Чкалов»
Автор книги — Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, более пятидесяти лет поднимавшийся в воздух на самолётах различных типов. М. Галлай с глубоким уважением и в деталях рассказывает о жизни и подвиге Валерия Чкалова. Эта важная героическая страница в истории мировой и отечественной авиации представлена полно и подробно. Чкалов предстает не только как герой, но и как человек, чьи знания и умения позволили расширить возможности авиации. Автор искренне восхищается Валерием Чкаловым, его внутренней силой и тем, как он смог вырасти до звания Героя Советского Союза.
- Почему автор считает что одной из главных черт характера В.Чкалова было чувство справедливости? Разве это чувство необходимо летчику-герою?
- Валерий Чкалов призывал молодых людей воспитывать в себе дисциплинированность. А нужно ли современным ребятам это качество? Зачем?
- Какие препятствия преодолел Чкалов на своем героическом пути? Что на твой взгляд было самым трудным?
- Чему можно поучиться у Валерия Чкалова, как ты считаешь?
Григорьев А. «Победитель. Героическая жизнь ледокола “Красин”», 2018
Дороги России — это не только железные дороги, тропинки или автомобильные шоссе. Россия сделала свой путь во льдах Северного Ледовитого океана, и начало этому пути проложил ледокол-герой “Красин”. Судьба корабля, его команды, подвиги по спасению тонущих пассажиров, терпящих бедствие лётчиков и многое другое в истории “Красина” составляют содержание этой книги. Текст и оформление издания принадлежат блестящему художнику, архангелогородцу Алексею Григорьеву. Ответы на многие технические вопросы предваряют основной текст книги и становятся понятны принципы работы ледокола, его способности и почему он оказывается сильнее льдин.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из подвигов “Красина” вам представляется наиболее масштабным и значительным?
- Как вы думаете, почему капитан Карл Эгги в 1928 году заявил, что “Красин изнеможен”, хотя обычно говорят о том, что измождены живые существа, а не механизмы?
- Что вы можете сказать об истории и судьбе шведа Мальмгрена?
- Чему нас учит история ледокола “Красин” и его команды?
Алмазов Б. А. «Век паровозов. Первые локомотивы и железные дороги», 2016
История формирования железных дорог и паровозов представлена в этой книге подробно и детально, с указанием как технических решений, так и личной биографии смельчаков, создававших этот вид транспорта и развивавших его по бескрайним просторам нашей страны. Удивительное превращение парохода в паровоз произошло благодаря Ефиму и Мирону Черепановым, бесконечно талантливым российским инженерам. Судьба железной дороги в России тесно переплетена с судьбой страны, как в мирное, так и в военное время, раскрывается в книге чрезвычайно интересно и содержательно.
Вопросы для обсуждения:
- Какие черты характера потребовались Ефиму и Мирону Черепановым, чтобы стать пионерами железных дорог в России?
- В каком значении раньше использовалось слово “вокзал”, например у А. С. Пушкина? Вас это удивило? Осталось ли что-то от прежнего значения в современном вокзале? Вспомните примеры из фильмов или собственного опыта пребывания на вокзале.
- Почему царь не наказал железнодорожника, который вымазал вверенный ему участок рельс дегтем или черной краской, из-за чего паровоз заскользил и забуксовал?
- Не кажется ли вам лишним давать паровозам, а затем и железнодорожным составам имена? Зачем это нужно? Что вы об этом думаете?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.