В современном мире изменений и вызовов, важно, чтобы дети ценили знания. Учёба — это не только факты и навыки, но и ключ к возможностям, развитию талантов и обретению своего места в жизни.
Интерес к учёбе с раннего возраста — залог будущих успехов. Знания помогают анализировать информацию, решать задачи и принимать решения. Поддерживайте любознательность детей, показывайте, что стремление к новому — путь к развитию и инновациям.
Когда ребёнок понимает, что знания дают свободу выбора и возможность влиять на свою судьбу, учёба становится источником вдохновения и уверенности. Постарайтесь показать учёбу не просто как школьную обязанность, а как путь к самопознанию и реализации мечтаний.
Цель занятия: Формирование у школьников позитивного образа будущего, понимание ценности учения для успешной жизни и развитие мотивации к обучению.
Поделитесь своими историями, расскажите детям о своих школьных годах: что вы чувствовали, какие события были важны, с какими трудностями вы сталкивались и как их преодолевали.
Вопросы для обсуждения
Для младших школьников
- Какой предмет тебе нравится больше всего и почему?
- Какие знания помогут тебе осуществить мечту? Приведи пример.
- Если бы ты мог создать свой предмет, о чём бы он был?
Для средних школьников
- Какое новое знание удивило тебя недавно? Как ты его используешь?
- Как изучение новых предметов помогает понимать мир? Приведи пример.
- Какие цели по учёбе ты ставишь в этом году? Как их достигнешь?
Для старших школьников
- Что важнее для тебя: увлечения или стабильный доход? Почему?
- Какие знания и навыки ты считаешь важными для будущего?
- Как ты можешь использовать знания, чтобы помочь обществу? Приведи пример.
Пусть учёба станет для ваших детей источником радости, вдохновения и уверенности в будущем. Поддерживайте их в стремлении к новым знаниям и открытиям.
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Томин Ю. Шел по городу волшебник / Юрий Томин: худож. Н.Демидова. – Москва: Махаон, 2022. – 192с.
Толик Рыжков врать любит, но не умеет – так решил милиционер, к которому за свои проступки попался этот озорной мальчишка. Но возможно все дело в воображении и богатой фантазии? Толик верит, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно сбудется, даже если желание совершенно невероятное, сказочное. Например, когда человек по фамилии Зайцев превращается в голубя или учительница, только что поставившая в журнал двойку без всякого правильного ответа ученика сама переправляет ее на оценку “отлично”. Только имеют ли смысл все эти превращения? И кто захочет дружить с тем, кто все время поступает нечестно, не по человечески? Ребята в классе Толи помогли главному герою разными способами осознать это
Книга увлекательно и содержательно объединяет юмор, фантазию, мечты, ребячью дружбу, развивает умение отвечать за свои слова и поступки.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, если все учителя станут под воздействием волшебных сил переправлять плохие оценки на хорошие, это будет здорово? Это будет хорошо?
- Давай задумаемся про коробки. Зачем мальчик, который их считал? Он хотел чтобы их было очень много, больше чем у всех других людей? Зачем ему это?
- Что не умеет делать робот в книге, но умеет современный робот? Подумай. Научился ли робот чувствовать, сердиться, например? А когда-нибудь такое возможно, как ты считаешь?
- Что значит “правильно” загадать желания?
Носов Н. Незнайка на Луне. – М.: Махаон, 2021 – 480с.
Заключительная история трилогии Н.Носова отправляет в путешествие на Луну любимых персонажей, главный из которых дает заглавие книги- Незнайка. С таким именем можно не сомневаться, что приключения будут удивительными, а открытия – масштабными. И невесомость, и смысл денег, и серьезные научные диспуты, которые вели Знайка и профессор Звездочкин, и привычка все время кушать у Пончика, и отказ оставаться на Дурацком острове – все интересные моменты книги и не перечислить!
Книга учит ценить дружбу, быть верным товарищем, смело фантазировать и сохранять дружелюбие, заботу, быть верным справедливости и честности. А еще – любить родную землю и стремиться возвращаться к ней из любых, даже самых невероятных путешествий.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты считаешь, почему Незнайка все время попадает в нелепые, смешные и непростые ситуации? Чего ему не хватает?
- А что оказалось самым нужным для Незнайки в его путешествии на Луну? Какие черты характера и на Луне ему пригодились?
- Давай представим, что Дурацкий остров, куда отправили Незнайку существует. Хотел бы на нем оказаться? Почему Незнайка оттуда сбежал? Что ты об этом думаешь?
- Что нового ты узнал о невесомости, читая книгу? Хотел бы в ней оказаться?
- Знайка умеет удивлять, правда? Чем Знайка тебя удивил?
- Автор книги отправил и Знайку, и затем Незнайку с Пончиком на Луну. Как ты думаешь, случайно? Или они друг без друга не смогут справиться с трудностями?
Для среднего и школьного возраста
Булычев К. Сто лет тому вперед. – М., Яуза, 2023. – 288с.
Удивительные приключения во времени и пространстве стали основным содержанием этой книги, по которой снят один из самых известных детских художественных фильмов в нашей стране.
Коле Наумову и Алисе Селезневой оказалось доступным путешествие во времени, которое является давней и заветной мечтой всего человечества. Но и в воображаемой Москве 2082 ребятам пришлось столкнуться с хитростью, понадобилась уметь различать добро и зло, бороться с трусостью и подлостью, проявлять отвагу и смелость. Прибор для чтения мыслей, основанный на редчайших кристаллах – миелофон – одновременно и объект, вокруг которого закручивается сюжет истории и повод задуматься читателям о такой сверхспособности. Благополучный финал истории воодушевляет образом светлого будущего, в котором добро и дружба побеждают зло и хитрость.
А книга учит читателей верить в себя, быть смелым, надежным товарищем, учит мечтать, воображать и достигать поставленных целей.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, кому нужен ли прибор для чтения мыслей ? Родителям? Друзьям? Доктору? Учителю? Полицейскому? Педагогу? А зачем и что будет, если он у них появится?
- Чем отличаются школьники в книге от современных школьников? А в чем похожи?
- Давай представим на месте миелофона мобильный телефон со встроенным искусственным интеллектом. Что ты об этом думаешь?
- Главный секрет путешественника во времени – никому не говорить о своем путешествии. Как ты думаешь, почему? Что если все будут знать свое будущее наперед? Какая тогда будет у человека жизнь?
Жвалевский А. Время всегда хорошее / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; худож. В.Калныш. – Москва: Время, 2021. – 240с.
Два пятиклассника из разных эпох – 1980 и 2018 года встретились и поменялись эпохами жизни и все это не без помощи волшебства и чудесных сил, конечно. Оля Воробьева впервые увидела школу, в которой нет компьютеров и сети, а Витя Шевченко узнал, что возможно учиться используя не только печатные учебники и письменные принадлежности. Но конечно, не предметы и техника стали главным открытием ребят, а какие-то другие, вероятно, более значимые вещи. Вера, дружба, умение понимать и слушать оказываются важными вне зависимости от времени, в котором живут герои.
Книга учит преодолению трудностей, отстаиванию принципов, настоящей дружбе. А еще, книга показывает, что как бы ни изменилась техника, этот лучший помощник человека, ему все равно придется многому научиться и многое сделать для того, чтобы можно было сказать “время всегда хорошее”.
Вопросы для обсуждения:
- Ник – самая наисекретнейшая информация, считает Синичка. Как ты думаешь, почему? А для тебя это так? Зачем вообще ребята придумывают себе ники?
- Что ты думаешь насчет поступка Архипыча, когда он отказался подчиняться требованиям класса и говорить неправду о бабушке и куличе? Какие качества проявил Женька?
- Отец Вити говорит “Время всегда одинаковое”. Согласен? Найдешь доказательства этому утверждению?
- От чего или от кого зависит характеристика времени? Можешь быть от настроения? Или от самочувствия? Или от поступков?
- Представь, что у тебя была бы возможность путешествовать во времени. И тогда в какой бы год ты отправился в будущее? А что бы с собой обязательно взял из настоящего? Давай договоримся, что не более трех вещей.
Для старшего школьного возраста
Мурашова Е. Дом за радугой / Екатерина Мурашова. – Москва: Самокат, 2020. – 303с.
Книга рассказывает о молодом человеке, который вспоминает свое детство и рефлексирует собственный процесс взросления, обретения навыков общения и взаимодействия с разными людьми, разных возрастов и способностей, осознает опыт дружбы и понимания способностей, возможностей и личностных особенностей. Приключения, события, например Карнавала Разнообразия или поездок и походов во многом напоминают событийный ряд жизни современного подрастающего поколения, но в концентрированном виде представляют глубоко человеческие переживания, составляющие суть человека вне зависимости от уровня развития техники.
Книга учит доброму отношению к миру и к бережному отношению к людям, их внутреннему миру, позволяет сформировать мировоззренческую позицию гуманизма в условиях быстро развивающегося технического прогресса.
Вопросы для обсуждения:
- Как бы ты описал прабабушку главного героя Би? Попробуй подобрать три характеристики, которые тебя наиболее сильно впечатлили в ней.
- В чем главное отличие общества, семейных отношений, воспитания и обучения, описанных в книге, от того, каким образом существует общество в наши дни?
- В чем отличия и-мира от э-мира?
- Что героям удалось сохранить из нашего мира и принести в будущее? Что стоит переносить в будущее в принципе?
Донценко Т. Эрго набирает сообщение / Татьяна Донценко; худож. Е.Эллер. – Москва: Пять четвертей, 2021. – 375с.
Ученик 11 класса в последние для себя летние каникулы готовился к научной конференции, занимался любимым делом – программированием и сумел написать потрясающую программу – чат-бот, способный вести переписку с ребятами с учетом всей той информации, которую они выложили про себя в сети. Искусственный интеллект, находящийся под властью человека, очень полезная и продуктивная вещь, а вот когда он выходит из под власти создателя, то…. здесь то и возникают вопросы о доверии, подлинности чувств и поступков, настоящей дружбе и целях человеческой жизни.
Книга учит осмыслению роли техники в жизни человека, обращает внимание на опасность, которую представляет бездумное отношение к достижениям технического прогресса, опасность для человеческого в человеке.
Вопросы для обсуждения:
- Аля ругается на свой телефон “чертов телефон”, думая, что все началось с него. А как думаешь ты? С чего на самом деле все началось?
- Как ты считаешь, насколько вероятны события, описанные в книге? Как скоро искусственный интеллект дойдет до такой как в книге степени самостоятельности?
- Попробуй дать пару советов героям книги после того, как представишь себя на их месте. Чтобы ты сделал?
Мультфильмы / фильмы
- Мультсериал «Команда Познавалова», 6+
- Мультсериал «Фиксики», 0+
- Подкаст «Кругосветка со смешариками», 6+
- ВК-КЛИПЫ «#КРЧГ», 12+
- Подкаст «Биолог на перепутье», 12+
- «Мозг. Вторая Вселенная», 12+
- «Стартапы российской Империи», 12+
- «Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, 12+
- «Человек наук», 0+
- Проект «Чёрный квадрат навсегда», 12+
«Команда Познавалова. Мультфильмы. Общее Дело», 6+
Команда Познавалова, это не только Маша, Ваня и профессор Платон Капитонович, но это каждый, кто готов задавать вопросы и находить на них ответы! Вместе с командой ребенок узнает, как правильно чистить зубы, в чем состоит вред едкого сигаретного дыма и многое-многое другое.
Мультфильмы призваны сформировать у ребёнка ценность здорового образа жизни, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
- Чему нас учат эти фильмы?
М/ф «Фиксики», с 2010 г. – наши дни, мультипликационный телесериал, 0+
Многосерийный мультфильм повествует о дружбе мальчика Дим Димыча и маленьких фиксиков. Каждая серия посвящена интересной теме, дающей новые знания о мире техники и мире в целом. Фиксики – умелые и добросовестные мастера, уважающие старших и друг друга.
Сериал учит бережно относиться не только к технике, но и к природе, уважать знания своего учителя, брать с него пример. А также быть верным другом, отвечать за свои слова и поступки.
Вопросы для обсуждения:
- Почему фиксики так любят и уважают Дедуса? Какой пример он им дает?
- Почему фиксики доверились Дим Димычу? Чем он заслужил их доверие?
- Какими качествами обладают фиксики? Хотел бы ты иметь таких друзей? Почему?
Подкаст «Кругосветка со смешариками. Путешествия по России», 6+
Смешарики отправляются в кругосветку! И не одни, а вместе с Николаем Дроздовым и Евгенией Тимоновой. Герои посетят Якутию и Таймыр, Мурманскую область и Дагестан. Увидят северное сияние, родственников динозавров и крапиву размером с дом! А еще познакомятся с сайгаком, поиграют с осьминогом и споют с белым китом. Подкаст содержит 12 небольших выпусков длительностью от 7 до 9 минут, каждый из которых посвящен мини-путешествию в различные регионы нашей страны.
Вопросы для обсуждения:
- Какое из путешествий удивило и поразило более всего?
- Как огромна и прекрасна наша страна! А какие интересные факты вы знаете о своем регионе?
- Получилось ли представить все то, о чем рассказывали нам ведущие и смешарики? Давайте найдем картинки и видео в Интернете на тему какого-нибудь из путешествий. Похоже на то, что вы себе представляли? Давайте посмотрим картинки и видео на темы остальных путешествий.
Веб-сериал «#Крчг», 12+
«#Крчг» – это сборник коротких серий (продолжительностью около минуты), значительно обогащающих общую картину мира и медиаграмотность. В группе #НЕМОЛЧИ собраны программы о том, что активная жизненная позиция может изменить не только твою собственную жизнь, но и мир вокруг тебя.
Проект значительно расширяет научную картину мира, прививает интерес к познанию и самосовершенствованию.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из сюжетов заинтересовал больше всего?
- Хотел/а бы ты освоить какую-то из новых цифровых профессий? Если да, то какую?
- Что из просмотренного уже было известно, а что оказалось открытием?
«Биолог на перепутье», 12+
https://biomolecula.ru/articles/biolog-na-perepute-chto-delaiut-uchenye-biologi-v-nashe-vremia
Подкаст проекта «Биомолекула» рассказывает, как устроено профессиональное сообщество и куда податься молодому человеку, получившему биологическое образование.
Подкаст прививает интерес к познанию и изучению биологии, обогащает научную картину мира, воспитывает любознательность и дисциплину.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
- Чему нас учит этот подкаст?
«Мозг. Вторая Вселенная», 12+
https://rutube.ru/video/cbc3912d65e77abdc798997152e6ccb4/?ref=search
Научно-документальный сериал, состоящий из шести серий, рассказывает о малоизученных явлениях работы мозга, над пониманием которых бьются современные ученые. Мы узнаем о синестезии, гипнозе, причинах различных видов социального поведения, нейромаркетинге и многом другом.
Программа прививает интерес к познанию, обогащает научную картину мира, воспитывает любознательность и воображение.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
- Чему нас учит эта передача?
«Стартапы российской Империи», документальный, серии по 10-15 минут, режиссер Илья Эмануэль, 12+
https://rutube.ru/plst/42069/?ysclid=m0fejcfui6382447854
«Стартапы Российской Империи» – это серия фильмов, рассказывающих об истории дореволюционного предпринимательства. Русские народные промыслы – гжель и хохлома, жостовские подносы и павлопосадские платки – у современной молодежи сегодня ассоциируются с чем-то старомодным. Между тем, почти все это – гениальные бизнес-проекты, реализованные без большого стартового капитала, иностранных инвестиций и готовых маркетинговых стратегий.
Сериал прививает интерес к истории родной страны, воспитывает уважение к ее мастерам и наследию, даёт пример успешного исхода дела при нестандартном подходе и мышлении.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из роликов тебе понравился больше других? Почему
- Какой из предпринимателей того времени вдохновил тебя больше других? Какой пример он подаёт?
- Знаком ли ты с продукцией какого-либо «стартапа», описанного в роликах? А с какой продукцией хотел бы ознакомиться?
«Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, документальный, история, биография, 112 мин., реж. Андрей Кравчук, 12+
Фильм красочно воплощает все перипетии судьбы Петра I, подчеркивая величественный масштаб его деяний и свершений на благо России. Важными его эпизодами являются битва при Нарве, битва за Азов, взятие Нотебурга, Полтавская битва и другие сражения. Значительной страницей фильма является грандиозное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Первого императора России.
Картина не только знакомит зрителей с личностью Петра Великого и той новой Россией, которую он построил, но и воспитывает уважение к родной стране, развивает патриотизм и гордость за Родину, даёт пример успешного достижения целей при условии старания и добросовестного труда.
Вопросы для обсуждения:
- Какая главная мысль содержится в этом фильме? Чему он нас учит?
- Какие качества помогли Петру стать действии Великим?
- В чем ты хотел бы взять пример с правителя? В каких жизненных ситуациях тебе может помочь пример правителя?
«Человек наук», 0+
Человек-наук – это проект, призванный разрушать стереотипы об ученых.
Мы познакомимся с миром науки с помощью молодых специалистов и научных сотрудников, увлеченных своим делом, а также сможем увидеть изнутри самые топовые научно-исследовательские центры и лаборатории.
Проект прививает интерес к познанию в области науки, дает пример достижежения успеха в профессиональной деятельности , значительно обогащает научную картину мира.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
- Какая из научных профессий кажется тебе наиболее полезной?
- Какие качества присущи героям этих роликов? Что помогло им не свернуть с пути развития?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.