В современном мире изменений и вызовов, важно, чтобы дети ценили знания. Учёба — это не только факты и навыки, но и ключ к возможностям, развитию талантов и обретению своего места в жизни.

Интерес к учёбе с раннего возраста — залог будущих успехов. Знания помогают анализировать информацию, решать задачи и принимать решения. Поддерживайте любознательность детей, показывайте, что стремление к новому — путь к развитию и инновациям.

Когда ребёнок понимает, что знания дают свободу выбора и возможность влиять на свою судьбу, учёба становится источником вдохновения и уверенности. Постарайтесь показать учёбу не просто как школьную обязанность, а как путь к самопознанию и реализации мечтаний.

Цель занятия: Формирование у школьников позитивного образа будущего, понимание ценности учения для успешной жизни и развитие мотивации к обучению.

Поделитесь своими историями, расскажите детям о своих школьных годах: что вы чувствовали, какие события были важны, с какими трудностями вы сталкивались и как их преодолевали.

Вопросы для обсуждения

Для младших школьников

  • Какой предмет тебе нравится больше всего и почему?
  • Какие знания помогут тебе осуществить мечту? Приведи пример.
  • Если бы ты мог создать свой предмет, о чём бы он был?

Для средних школьников

  • Какое новое знание удивило тебя недавно? Как ты его используешь?
  • Как изучение новых предметов помогает понимать мир? Приведи пример.
  • Какие цели по учёбе ты ставишь в этом году? Как их достигнешь?

Для старших школьников

  • Что важнее для тебя: увлечения или стабильный доход? Почему?
  • Какие знания и навыки ты считаешь важными для будущего?
  • Как ты можешь использовать знания, чтобы помочь обществу? Приведи пример.

Пусть учёба станет для ваших детей источником радости, вдохновения и уверенности в будущем. Поддерживайте их в стремлении к новым знаниям и открытиям.

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Томин Ю. Шел по городу волшебник / Юрий Томин: худож. Н.Демидова. – Москва: Махаон, 2022. – 192с.

Толик Рыжков врать любит, но не умеет – так решил милиционер, к которому за свои проступки попался этот озорной мальчишка. Но возможно все дело в воображении и богатой фантазии? Толик верит, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно сбудется, даже если желание совершенно невероятное, сказочное.  Например, когда человек по фамилии Зайцев превращается в голубя или учительница, только что поставившая в журнал двойку без всякого правильного ответа ученика сама переправляет ее на оценку “отлично”. Только имеют ли смысл все эти превращения? И кто захочет дружить с тем, кто все время поступает нечестно, не по человечески? Ребята в классе Толи помогли главному герою разными способами осознать это

Книга увлекательно и содержательно объединяет юмор, фантазию, мечты, ребячью дружбу, развивает умение отвечать за свои слова и поступки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, если все учителя станут под воздействием волшебных сил переправлять плохие оценки на хорошие, это будет здорово? Это будет хорошо?
  2. Давай задумаемся про коробки. Зачем мальчик, который их считал? Он хотел чтобы их было очень много, больше чем у всех других людей? Зачем ему это?
  3. Что не умеет делать робот в книге, но умеет современный робот? Подумай. Научился ли робот чувствовать, сердиться, например? А когда-нибудь такое возможно, как ты считаешь?
  4. Что значит “правильно” загадать желания?

Носов Н. Незнайка на Луне. – М.: Махаон, 2021 – 480с.

Заключительная история трилогии Н.Носова отправляет в путешествие на Луну любимых персонажей, главный из которых дает заглавие книги- Незнайка. С таким именем можно не сомневаться, что приключения будут удивительными, а открытия – масштабными. И невесомость, и смысл денег, и серьезные научные диспуты, которые вели Знайка и профессор Звездочкин, и привычка все время кушать у Пончика, и отказ оставаться на Дурацком острове – все интересные моменты книги и не перечислить!

Книга учит ценить дружбу, быть верным товарищем, смело фантазировать и сохранять дружелюбие, заботу, быть верным справедливости и честности.  А еще – любить родную землю и стремиться возвращаться  к ней из любых, даже самых невероятных путешествий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты считаешь, почему Незнайка все время попадает в нелепые, смешные и непростые ситуации? Чего ему не хватает?
  2. А что оказалось самым нужным для Незнайки в его путешествии на Луну? Какие черты характера и на Луне ему пригодились?
  3. Давай представим, что Дурацкий остров, куда отправили Незнайку существует. Хотел бы на нем оказаться? Почему Незнайка оттуда сбежал? Что ты об этом думаешь?
  4. Что нового ты узнал о невесомости, читая книгу? Хотел бы в ней оказаться?
  5. Знайка умеет удивлять, правда? Чем Знайка тебя удивил?
  6. Автор книги отправил и Знайку, и затем Незнайку с Пончиком на Луну. Как ты думаешь, случайно? Или они друг без друга не смогут справиться с трудностями?

Для среднего и школьного возраста

Булычев К. Сто лет тому вперед. – М., Яуза, 2023. – 288с.

Удивительные приключения во времени и пространстве стали основным содержанием этой книги, по которой снят один из самых известных детских художественных фильмов в нашей стране.

Коле Наумову и Алисе Селезневой оказалось доступным путешествие во времени, которое является давней и заветной мечтой всего человечества. Но и в воображаемой Москве 2082 ребятам пришлось столкнуться с хитростью, понадобилась уметь различать добро и зло, бороться с трусостью и подлостью, проявлять отвагу и смелость. Прибор для чтения мыслей, основанный на редчайших кристаллах – миелофон – одновременно и объект, вокруг которого закручивается сюжет истории и повод задуматься читателям о такой сверхспособности. Благополучный финал истории воодушевляет образом светлого будущего, в котором добро и дружба побеждают зло и хитрость.

А книга учит читателей верить в себя, быть смелым, надежным товарищем, учит мечтать, воображать и достигать поставленных целей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, кому нужен ли прибор для чтения мыслей ? Родителям? Друзьям? Доктору? Учителю? Полицейскому? Педагогу?  А зачем и что будет, если он у них появится?
  2. Чем отличаются школьники в книге от современных школьников? А в чем похожи?
  3. Давай представим на месте миелофона мобильный телефон со встроенным искусственным интеллектом. Что ты об этом думаешь?
  4. Главный секрет путешественника во времени – никому не говорить о своем путешествии. Как ты думаешь, почему? Что если все будут знать свое будущее наперед? Какая тогда будет у человека жизнь?

Жвалевский А. Время всегда хорошее / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; худож. В.Калныш. – Москва: Время, 2021. – 240с.

Два пятиклассника из разных эпох – 1980 и 2018 года встретились и поменялись эпохами жизни и все это не без помощи волшебства и чудесных сил, конечно. Оля Воробьева впервые увидела школу, в которой нет компьютеров и сети, а Витя Шевченко узнал, что возможно учиться используя не только печатные учебники и письменные принадлежности. Но конечно, не предметы и техника стали главным открытием ребят, а какие-то другие, вероятно, более значимые вещи.  Вера, дружба, умение понимать и слушать оказываются важными вне зависимости от времени, в котором живут герои.

Книга учит преодолению трудностей, отстаиванию принципов, настоящей дружбе. А еще, книга показывает, что как бы ни изменилась техника, этот лучший помощник человека, ему все равно придется многому научиться и многое сделать для того, чтобы можно было сказать “время всегда хорошее”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ник – самая наисекретнейшая информация, считает Синичка. Как ты думаешь, почему? А для тебя это так? Зачем вообще ребята придумывают себе ники?
  2. Что ты думаешь насчет поступка Архипыча, когда он отказался подчиняться требованиям класса и говорить неправду о бабушке и куличе? Какие качества проявил Женька?
  3. Отец Вити говорит “Время всегда одинаковое”. Согласен? Найдешь доказательства этому утверждению?
  4. От чего или от кого зависит характеристика времени? Можешь быть от настроения? Или от самочувствия? Или от поступков?
  5. Представь, что у тебя была бы возможность путешествовать во времени. И тогда в какой бы год ты отправился в будущее? А что бы с собой обязательно взял из настоящего? Давай договоримся, что не более трех вещей.

Для старшего школьного возраста  

Мурашова Е. Дом за радугой / Екатерина Мурашова. – Москва: Самокат, 2020. – 303с.

Книга рассказывает о молодом человеке, который вспоминает свое детство и рефлексирует собственный процесс взросления, обретения навыков общения и взаимодействия с разными людьми, разных возрастов и способностей, осознает опыт дружбы и понимания способностей, возможностей и личностных особенностей. Приключения, события, например Карнавала Разнообразия или поездок и походов во многом напоминают событийный ряд жизни современного подрастающего поколения, но в концентрированном виде представляют глубоко человеческие переживания, составляющие суть человека вне зависимости от уровня развития техники.

Книга учит доброму отношению к миру и к бережному отношению к людям, их внутреннему миру, позволяет сформировать мировоззренческую позицию гуманизма в условиях быстро развивающегося технического прогресса.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как бы ты описал прабабушку главного героя Би? Попробуй подобрать три характеристики, которые тебя наиболее сильно впечатлили в ней.
  2. В чем главное отличие общества, семейных отношений, воспитания и обучения, описанных в книге, от того, каким образом существует общество в наши дни?
  3. В чем отличия и-мира от э-мира?
  4. Что героям удалось сохранить из нашего мира и принести в будущее? Что стоит переносить в будущее в принципе?

Донценко Т. Эрго набирает сообщение / Татьяна Донценко; худож. Е.Эллер. – Москва: Пять четвертей, 2021. – 375с.

Ученик 11 класса в последние для себя летние каникулы готовился к научной конференции, занимался любимым делом – программированием и сумел написать потрясающую программу – чат-бот, способный вести переписку с ребятами с учетом всей той информации, которую они выложили про себя в сети. Искусственный интеллект, находящийся под властью человека, очень полезная и продуктивная вещь, а вот когда он выходит из под власти создателя, то…. здесь то и возникают вопросы о доверии, подлинности чувств и поступков, настоящей дружбе и целях человеческой жизни.

Книга учит осмыслению роли техники в жизни человека, обращает внимание на опасность, которую представляет бездумное отношение к достижениям технического прогресса, опасность для человеческого в человеке.

Вопросы для обсуждения:

  1. Аля ругается на свой телефон “чертов телефон”, думая, что все началось с него. А как думаешь ты? С чего на самом деле все началось?
  2. Как ты считаешь, насколько вероятны события, описанные в книге? Как скоро искусственный интеллект дойдет до такой как в книге степени самостоятельности?
  3. Попробуй дать пару советов героям книги после того, как представишь себя на их месте. Чтобы ты сделал?

Мультфильмы / фильмы

  • Мультсериал «Команда Познавалова», 6+
  • Мультсериал «Фиксики», 0+
  • Подкаст «Кругосветка со смешариками», 6+
  • ВК-КЛИПЫ «#КРЧГ», 12+ 
  • Подкаст «Биолог на перепутье», 12+
  • «Мозг. Вторая Вселенная», 12+
  • «Стартапы российской Империи», 12+
  • «Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, 12+
  • «Человек наук», 0+
  • Проект «Чёрный квадрат навсегда», 12+

«Команда Познавалова. Мультфильмы. Общее Дело», 6+

Команда Познавалова, это не только Маша, Ваня и профессор Платон Капитонович, но это каждый, кто готов задавать вопросы и находить на них ответы! Вместе с командой ребенок узнает, как правильно чистить зубы, в чем состоит вред едкого сигаретного дыма и многое-многое другое.

Мультфильмы призваны сформировать у ребёнка ценность здорового образа жизни, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
  • Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
  • Чему нас учат эти фильмы?

М/ф «Фиксики», с 2010 г. – наши дни, мультипликационный телесериал, 0+

Многосерийный мультфильм повествует о дружбе мальчика Дим Димыча и маленьких фиксиков. Каждая серия посвящена интересной теме, дающей новые знания о мире техники и мире в целом. Фиксики – умелые и добросовестные мастера, уважающие старших и друг друга. 

Сериал учит бережно относиться не только к технике, но и к природе, уважать знания своего учителя, брать с него пример. А также быть верным другом, отвечать за свои слова и поступки.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему фиксики так любят и уважают Дедуса? Какой пример он им дает?
  • Почему фиксики доверились Дим Димычу? Чем он заслужил их доверие?
  • Какими качествами обладают фиксики? Хотел бы ты иметь таких друзей? Почему?

Подкаст «Кругосветка со смешариками. Путешествия по России», 6+

Смешарики отправляются в кругосветку! И не одни, а вместе с Николаем Дроздовым и Евгенией Тимоновой. Герои посетят Якутию и Таймыр, Мурманскую область и Дагестан. Увидят северное сияние, родственников динозавров и крапиву размером с дом! А еще познакомятся с сайгаком, поиграют с осьминогом и споют с белым китом. Подкаст содержит 12 небольших выпусков длительностью от 7 до 9 минут, каждый из которых посвящен мини-путешествию в различные регионы нашей страны.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое из путешествий удивило и поразило более всего?
  • Как огромна и прекрасна наша страна! А какие интересные факты вы знаете о своем регионе?
  • Получилось ли представить все то, о чем рассказывали нам ведущие и смешарики? Давайте найдем картинки и видео в Интернете на тему какого-нибудь из путешествий. Похоже на то, что вы себе представляли? Давайте посмотрим картинки и видео на темы остальных путешествий.

Веб-сериал «#Крчг», 12+

https://vk.com/nemolchii

«#Крчг» – это сборник коротких серий (продолжительностью около минуты), значительно обогащающих общую картину мира и медиаграмотность. В группе #НЕМОЛЧИ собраны программы о том, что активная жизненная позиция может изменить не только твою собственную жизнь, но и мир вокруг тебя.

Проект значительно расширяет научную картину мира, прививает интерес к познанию и самосовершенствованию.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из сюжетов заинтересовал больше всего?
  • Хотел/а бы ты освоить какую-то из новых цифровых профессий? Если да, то какую?
  • Что из просмотренного уже было известно, а что оказалось открытием?

«Биолог на перепутье», 12+
https://biomolecula.ru/articles/biolog-na-perepute-chto-delaiut-uchenye-biologi-v-nashe-vremia

Подкаст проекта «Биомолекула» рассказывает, как устроено профессиональное сообщество и куда податься молодому человеку, получившему биологическое образование.

Подкаст прививает интерес к познанию и изучению биологии, обогащает научную картину мира, воспитывает любознательность и дисциплину.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
  • Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
  • Чему нас учит этот подкаст?

«Мозг. Вторая Вселенная», 12+

https://rutube.ru/video/cbc3912d65e77abdc798997152e6ccb4/?ref=search 

Научно-документальный сериал, состоящий из шести серий, рассказывает о малоизученных явлениях работы мозга, над пониманием которых бьются современные ученые. Мы узнаем о синестезии, гипнозе, причинах различных видов социального поведения, нейромаркетинге и многом другом.

Программа прививает интерес к познанию, обогащает научную картину мира, воспитывает любознательность и воображение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
  • Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
  • Чему нас учит эта передача?

«Стартапы российской Империи», документальный, серии по 10-15 минут, режиссер Илья Эмануэль, 12+

https://rutube.ru/plst/42069/?ysclid=m0fejcfui6382447854 

«Стартапы Российской Империи» – это серия фильмов, рассказывающих об истории дореволюционного предпринимательства. Русские народные промыслы – гжель и хохлома, жостовские подносы и павлопосадские платки – у современной молодежи сегодня ассоциируются с чем-то старомодным. Между тем, почти все это – гениальные бизнес-проекты, реализованные без большого стартового капитала, иностранных инвестиций и готовых маркетинговых стратегий. 

 Сериал прививает интерес к истории родной страны, воспитывает уважение к ее мастерам и наследию, даёт пример успешного исхода дела при нестандартном подходе и мышлении.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из роликов тебе понравился больше других? Почему
  • Какой из предпринимателей того времени вдохновил тебя больше других? Какой пример он подаёт?
  • Знаком ли ты с продукцией какого-либо «стартапа», описанного в роликах? А с какой продукцией хотел бы ознакомиться?

«Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, документальный, история, биография, 112 мин., реж. Андрей Кравчук, 12+

Фильм красочно воплощает все перипетии судьбы Петра I,  подчеркивая величественный масштаб его деяний и свершений на благо России. Важными его эпизодами являются битва при Нарве, битва за Азов, взятие Нотебурга, Полтавская битва и другие сражения. Значительной страницей фильма  является грандиозное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Первого императора России.

Картина не только знакомит зрителей с личностью Петра Великого и той новой Россией, которую он построил, но и воспитывает уважение к родной стране, развивает патриотизм и гордость за Родину, даёт пример успешного достижения целей при условии старания и добросовестного труда.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая главная мысль содержится в этом фильме? Чему он нас учит?
  • Какие качества помогли Петру стать действии Великим?
  • В чем ты хотел бы взять пример с правителя? В каких жизненных ситуациях тебе может помочь пример правителя?

«Человек наук», 0+

https://rutube.ru/plst/43136/ 

Человек-наук – это проект, призванный разрушать стереотипы об ученых.

Мы познакомимся с миром науки с помощью молодых специалистов и научных сотрудников, увлеченных своим делом, а также сможем увидеть изнутри самые топовые научно-исследовательские центры и лаборатории.

Проект прививает интерес к познанию в области науки, дает пример достижежения успеха в профессиональной деятельности , значительно обогащает научную картину мира.

Вопросы для обсуждения:

– Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?

– Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?

– Какая из научных профессий кажется тебе наиболее полезной?

– Какие качества присущи героям этих роликов? Что помогло им не свернуть с пути развития?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

154 просмотров