Как обсудить с детьми День детских организаций

Наша страна занимает самую большую территорию в мире. Уникальность территории нашей страны обусловлена ее географическим положением, природными зонами, многообразным рельефом, большим разнообразием животных и растений.

Каждый регион уникален по-своему. Взрослым и детям будет интересно изучить культуру и природные ресурсы родных мест. А наблюдение за флорой и фауной во время прогулок, совместное чтение энциклопедий, изучение карт местности и просмотр тематических фильмов – прекрасный вариант для семейного досуга.

Богатая история нашей страны оставила большое культурное наследие в каждом регионе. Изучение региона поможет ребенку лучше понять культуру и социум. Это понимание способствует созданию важного чувства принадлежности и оказывает влияние на формирование идентичности.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: познакомить учащихся с природными и культурными богатствами нашей страны, мотивировать изучать историю и культуру родного края.

Предлагаем вам начать разговор с рассказа о месте, в котором вы живете, личных историй, связанных с ним. Расскажите о ваших любимых культурных объектах. Дополните свой рассказ историческими и географическими справками.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Учениками младшей школы

  • Есть ли у тебя любимые места для прогулок возле дома?
  • Знаешь ли ты, какие животные живут в нашем городе/деревне и окрестностях?
  • Где тебе хотелось бы побывать в России?

Учениками средней школы

  • Есть ли что-то уникальное в природе твоего региона, что тебе особенно нравится?
  • Что ты любишь делать на выходных или в свободное время в своем городе?
  • Есть ли истории о нашем городе/деревне, которые тебе запомнились?

Учениками старшей школы

  • Какой вклад вносит твой край в развитие страны?
  • Почему важно изучать историю места, в котором ты живешь?
  • Какие изменения ты бы предложил для улучшения жизни в твоем городе/деревне?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Светлана Кривошлыкова «Сказочная энциклопедия России» – энциклопедия, Аванта, 2022 – 240 страниц, 6+

Эта замечательная энциклопедия, собранная сказочницей и путешественницей Светланой Кривошлыковой, познакомит нас более чем с 200 сказочными героями и волшебными предметами. В удивительном путешествии по родной России мы повстречаем и якутское каменное чудовище Абаасы, и пензенского домового духа Юрт-аву, и Виткамь – водяное чудовище из Ханты-Мансийска… И многих-многих других персонажей. А небольшие боксы с советами по поиску волшебных мест и волшебных предметов помогут лучше усвоить и закрепить новые знания.

Вопросы для обсуждения:

  • Волшебный предмет из какого региона России понравился больше всего?
  • Какой волшебный предмет хотелось бы тебе иметь?
  • Нашел ли ты любимого героя из сказок в этой энциклопедии?
  • Куда бы ты хотел поехать и какое из волшебных мест хотел бы посмотреть в России?
  • Что нового ты узнал о нашей стране?

Анастасия Кудряшова «Камчатка. Снежная и огненная» – природа, Настя и Никита, 2023 – 24 страницы, 6+

Эта небольшая познавательная книга расскажет о далеком полуострове на востоке России – Камчатке. Мы узнаем об истории этого края, его удивительной флоре и фауне. Именно на Камчатке раньше всего в нашей стране восходит солнце, а жители могут похвастаться тем, что пьют утренний чай, любуясь из окна сразу несколькими вулканами!

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового ты узнал/а из этой книги?
  • Какое из чудес Камчатки понравилось тебе больше всего?
  • Если бы Камчатка была человеком, какой у нее был бы характер?

Кристина Кретова «Аста-Ураган. Путешествие по России» – Питер, 2019 – 64 страницы, 6+

В центре повествования удивительная девочка по имени Аста, названная в честь урагана, прогремевшего в день ее рождения. Аста – сокращенно Ася – отзывчивая, любознательная и очень смелая, а еще у нее есть секрет – иногда Асю ненадолго уносит в разные места волшебный ветер. На этот раз Асю ждёт необычное путешествие – по родной стране. Вместе с Асей мы увидим Уральские горы, озеро Байкал, Владивосток, Японское море и Тихий океан, узнаем интересные факты о традициях этих мест, природных особенностях и географическом положении, а также познакомимся с ребятами, которые там живут.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое из посещенных Астой и ее попутчиками мест понравилось вам больше всего? Почему?
  • Можно ли сказать после путешествия с Асей, что у нас великая страна? Почему?
  • Какими качествами обладает Ася? Как эти качества помогают ей в путешествиях?

Наталья Андрианова «Россия для детей» – ЭКСМО, 2021 – 192 с., 12+

Эта книга – уникальный путеводитель по России, представленный в виде захватывающего путешествия двух героев.

Герои путешествуют по самым разным интересным, необычным, известным и укромным местам нашей Родины. Вместе с героями мы узнаем, где найти российский пряничный рай, чем так славятся города Золотого кольца, почему Урал – драгоценная шкатулка России, а Алтай – самое заповедное место. А также, что скрывается за такими загадочными названиями, как Карелия, Камчатка и Чукотка. Заглянем на самую высокую в России гору Эльбрус, нырнём в холодное и самое глубокое на планете озеро Байкал. Благодаря увлекательным заданиям, играм и ярким красочным иллюстрациям новые знания усвоятся очень легко, в атмосфере веселья и восхищения богатствами нашей потрясающей страны.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой факт о нашей стране тебя поразил больше всего?
  • Для чего нашей такой необычной и необъятной стране нужен праздник День народного единства? В чем ценность этого праздника для России?
  • Если бы ты мог мгновенно перемещаться в пространстве, в какое из мест, о которых ты только что прочитал, отправился бы в самую первую очередь? Почему?
  • Чему нас учит эта книга?

Составитель Марк Ватагин «Сказки народов России» – сборник сказок, Стрекоза, 2017, серия Нашим детям – 64 с., 6+

Примечание: книга подойдёт как для возраста 6+, так и для 12+. В случае чтения с ребёнком категории 6+ следует совместно читать и обсуждать только сказки, пропустив развёрнутое культурологическое предисловие. С ребёнком категории 12+ можно взять в совместное чтение и обсуждение также и предисловие.

«Сказки народов России… А сколько в России народов? Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей <…> У всех народов были сказки <…> В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер».  Такими словами начинает автор этот потрясающий сборник. Действительно, каждая сказка погружает в магический мир фольклора самых разных территорий нашей страны, знакомит нас с Россией с совершенно разнообразных интереснейших новых сторон, расширяет кругозор и воображение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая сказка понравилась вам больше других? Почему?
  • В каждой сказке герои проходят испытания и обретают силу. Давайте напишем 5 качеств, которые помогают героям пройти испытания и обрести силу.
  • Хотели бы вы обладать какими-то из этих 5 качеств? Как их можно развить в себе, какие действия нужно для этого совершить?
  • Вы познакомились со сказками разных народов России, каждая из них со своими настроением, сюжетом. Все разные, но все объединены единой атмосферой российского сказочного наследия. Знаете ли вы, что за праздник – День народного единства? Для чего он нужен нашей стране: такой разнообразной и разносторонней?

Н. Л. Жуковская. Н. Ф. Мокшин «От Карелии до Урала. Рассказы о народах России» – Флинт, Наука, 1998 – 319 страниц, 12+

Книга посвящена рассказу о коренных народах, населяющим Европейский Север и Поволжье России: карелам, коми, удмуртам, марийцам, мордве, чувашам, татарам, башкирам и калмыкам. Здесь рассказывается о прошлом и настоящем этих народов, их истории и культуре, традициях и обычаях, о жилищах и одежде, о блюдах национальной кухни и народном творчестве. Подчеркивается, что история этих народов на протяжении многих веков тесно связана с историей русского народа. Яркие иллюстрации и понятный слог написания делают эту книгу лёгкой и интересной для восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  • Традиции какой из народностей удивили вас больше всего? Почему? А меньше всего? Почему?
  • Что схожего в культуре и традициях разных народностей с культурой и традициями русского народа? А что различного? Как думаете, почему так получилось?
  • Сказки какой из народностей понравились вам больше других? В чем состоит главная мысль этих сказок?

Фильмы/мультфильмы

Мультфильм «Гора самоцветов», 2005–2021, мультипликация, сказки народов Евразии, комедия, семейный, цикл серий, продолжительностью примерно 13 минут каждая, режиссер Александр Татарский, 0+

«Гора самоцветов» – грандиозный проект мультипликации, создавший образ России – многоликой, богатой, раздольной страны, бережно хранящей традиции своего великого многонационального народа. Мы погрузимся в страну задорного юмора, доброты, красоты, смелости, находчивости – всех этих и многих других прекрасных качеств нашего народа. Каждый мультфильм «Горы самоцветов» начинается с красочной заставки, созданной в уникальной пластилиновой технике. Заставка кратко создает образ России и того народа, сказку которого предстоит увидеть зрителю.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие сказки из «Горы самоцветов» вам понравились больше всего и почему?
  • Нарисуйте иллюстрацию с понравившейся вам сказкой. Расскажите, почему именно эта сказка привлекла ваше внимание и какие герои понравились вам в этой сказке.
  • Как вы думаете, почему авторы серии решили ее создать? Что и кто вдохновил их?
  • Россия – большое многонациональное государство. Знаете ли вы, сколько народов проживает в ней? Расскажите о культуре и традициях своего народа.
  • Нашли ли вы сказку своего народа в серии? Понравилась ли она вам и почему?
  • Сочините свою сказку по мотивам «Горы самоцветов». Расскажите ее одноклассникам. Какими нравственными качествами вы наделите героев своей сказки? В вашей сказке добро побеждает зло?

Цикл мультфильмов «Песнь Севера», 2023, режиссёр Екатерина Арефьева, 6+

Этот трогательный познавательный проект освещает историю, географию и традиции коренных народов Дальнего Востока, а также северных земель на территории всей России. В центре повествования юные Тиша и Дуняша, которые путешествуют по разным местам Севера с помощью солнечного оберега. Каждая серия окунает зрителя в легенду одного из народов и содержит в себе поучительную мысль.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая из легенд понравилась вам больше всего? Почему?
  • Какими качествами обладают Тиша и Дуняша? Как эти качества помогают им в путешествиях?
  • Чему нас учит этот проект?

Мультсериал «Смешарики. Азбука дружбы народов», 2022, режиссёр Алексей Горбунов, 0+

Дружные и любознательные Смешарики знакомятся с традициями и культурой разных народов России. Вместе с героями нам предстоит увидеть способы стрельбы из лука по-бурятски, узнать, что такое «кучтэнэч» из Татарстана, прокатиться на санях-нартах вместе с хантами и манси, добыть башкирское медовое сокровище, построить якутский балаган… И многое-многое другое!

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, для народу чего нужны традиции?
  • Почему важно знакомиться с традициями разных народов?
  • Традиции какого из народов вам понравились больше всего? Почему?
  • Чему нас учит пример Смешариков?
  • Что нового и интересного вы узнали из этого сериала?

Кинофильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», 2018, документальный, 55 минут, режиссёры Ирина Журавлева, Владислав Гришин, 0+

Этот удивительно красивый документальный фильм рассказывает о детстве и взрослении камчатских медвежат. Больше полугода съемочная группа вела наблюдение за одной медвежьей семьей, в которой неумелые детеныши проходят школу выживания в дикой природе. На глазах зрителей они делают первые шаги на пути к тому, чтобы стать русскими «царями зверей» – бурыми медведями. Съемки уникальной картины по захватывающему сценарию самой природы проходили на просторах живописного Южно-Камчатского заказника. Фильм собрал коллекцию наград на многих международных и тематических фестивалях и стал лауреатом премии «Золотой орел» в категории «Лучший неигровой фильм» 2018 года.

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы узнали из фильма?
  • Почему важно оберегать дикую природу?
  • Какие чувства остались после просмотра картины?
  • Какие выводы мы можем сделать на основе просмотра этого фильма? В чем состоит главный посыл фильма?

Проект «Аудиовизуальная энциклопедия культур России», с 2022-го года, 12+

Проект «Аудиовизуальная энциклопедия культур России» – это цикл документальных фильмов о культурах народов, проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время в плейлисте проекта размещено 24 документальных фильма о чувашах, татарах, удмуртах, марийцах, башкирах, хантах и многих других народах. Каждый фильм рассказывает об этнокультуре, проживающей в указанном регионе, об истории, языке, традициях, религии, обрядах, национальной кухне и современной жизни представителей этнокультур.

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать эту энциклопедию этнологическим проектом?
  • Почему этологию необходимо популяризировать и изучать? Каким образом эта видео-энциклопедия вносит вклад в популяризацию этнологии?
  • Факты о каком из народов показались вам наиболее интересными, поразительными и запомнились больше других?
  • Почему важно сохранять знания о традициях и культуре различных этносов? Какое положительное влияние на людей оказывает сохранение знаний об исконной культуре различных территорий?

Проект «Национальность.ru», с 2022-го года, 12+

Проект «Национальность.ru» – это новое интересное тревел-шоу, представляющее собой цикл небольших информативных роликов об особенностях и культурных кодах различных этносов. Популярные телеведущие ответят на множество интересных вопросов. Почему кавказцы любят низкие приоры? Что за хуурдиг пьют калмыки? Как татары сохраняют свою молодость? И точно ли грузины едят хачапури каждый день? Об этом и многом-многом другом «Национальность.ru».

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать «Национальность.ru» этнологическим проектом?
  • Почему этологию необходимо популяризировать и изучать? Каким образом «Национальность.ru» вносит вклад в популяризацию этнологии?
  • В чем состоит главная ценность этого проекта именно для вас?
  • Факты о каком из народов показались вам наиболее интересными, поразительными и запомнились больше других?
  • Что объединяет все этносы, о которых сняты ролики, между собой?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

374 просмотров