freepik.com

Люди по-разному объясняют себе причины своих успехов и неудач.

Оптимисты склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, локализуя их в определённой узкой точке пространства и в определённый момент времени. Обычно они считают успехи личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается всегда и почти везде.

Пессимист, потерпев неудачу, обычно говорит: «Всё как обычно. Я неудачник. Вечно у меня ничего не получается».

Оптимист в той же ситуации скажет: «Это просто неудачное стечение обстоятельств, всё поправимо. Неприятности скоро закончатся».

То, как вы склонны объяснять ситуации, зависит от вашего привычного образа мышления, который формируется с раннего детства. Ваш стиль объяснения указывает на то, как вы видите своё место в мире, считаете ли вы себя значимым и достойным или бесполезным и безнадёжным.

Стиль объяснения формируется рано. Его можно считать уже вполне сформированным к 8-9 годам. У детей третьего класса можно наблюдать оптимистичное или пессимистичное отношение к миру.

Как в известном примере со стаканом воды: оптимист считает его наполовину полным, а пессимист — наполовину пустым, хотя реальность одинакова у обоих людей. И у пессимистичного, и у оптимистичного взгляда на мир есть свои плюсы и минусы. Однако оптимисты всё же легче переносят жизненные проблемы и трагедии.

Что влияет формирование стиля объяснений?

  1. Стиль объяснения матери. Например, мать объясняет негативные события в присутствии ребёнка, используя следующие фразы: «Со мной вечно что-нибудь случается» вместо «В данный момент неприятности с машиной»; «Я такая ленивая» вместо «Я поленилась»; «Я не хочу делать больше нескольких шагов» вместо «Мне не хотелось». Дети ловят каждое слово, которое слышат от родителей, особенно когда происходит что-то нехорошее и пугающее. Они тонко улавливают, является ли причина, о которой вы говорите, устойчивой или временной, специфичной или универсальной, коренящейся в вас самих или в ком-то другом. Тот способ, каким мама сообщала вам о мире, когда вы были ребёнком, оказал существенное влияние на ваш стиль объяснения.
  2. Критика взрослых: учителей, родственников. Задумайтесь о том, что вы говорите своим детям, когда они ошибаются или делают что-то неправильно? Дети чутко воспринимают не только то, что им говорят взрослые, но и то, как они это делают. Особенно, когда речь идет о критике. Дети верят критическим замечаниям и используют их, чтобы сформировать собственный стиль объяснения. Учитель может говорить: «Ты слаб/а в математике и очень ленив/а», вместо «Ты был/а недостаточно внимателен/а, когда решал/а этот пример». Обратите внимание, что в первом объяснении используются слова, указывающие на устойчивые и универсальные стороны. Замечания должны носить неустойчивый и специфический характер, чтобы ребёнок понимал, что проблемы разрешимы и носят специфический характер.
  3. Кризисы в жизни ребёнка. То, как ребёнок проживает потери и травмы в раннем возрасте, оказывает определяющее влияние на дальнейшую его жизнь и стиль объяснения. Если такой опыт будет смягчён, у него сформируется устойчивое мнение, что плохие события можно изменить и преодолеть. Но если этот опыт будет неизменен и всеобъемлющ, то беспомощность пустит глубокие корни.

Чему стоит обучить ребёнка, чтобы развить оптимистический взгляд на мир?

  • Активная жизненная позиция 

Оптимистов отличает активная жизненная позиция: они не идут на поводу у других людей и имеют своё собственное мнение. В связи с этим всегда спрашивайте у ребёнка его мнение. Куда он хочет сходить, что поесть, что он выберет и чем будет заниматься на каникулах?

Спрашивайте его мнение после похода в цирк или театр, после прочтения сказки обсуждайте действия и чувства персонажей и интересуйтесь, как бы поступил малыш, близко ли ему поведение персонажей.

Поддерживайте его инициативы или договоритесь, что раз в день он может сам предложить занятие на вечер, чтобы повысить его уровень активности, а не ведомости. В детском саду и школе дети уже начинают просто выполнять то, что говорит педагог, и ребята к этому быстро привыкают: ничего не нужно придумывать самому. Ему сказали – он сделал. Поэтому поощряйте любую инициативу ребёнка и его собственный взгляд на мир. Можете на большом настенном календаре приклеивать возле каждого дня наклейку, если малыш выступил с позитивной инициативой. Так наглядно будет виден прогресс, и это будет очень мотивировать.

  • Умение ошибаться

Оптимисты легко относятся к неудачам. Объясните ребёнку, что ошибок и неудач не существует, есть только опыт, который всегда идёт во благо человеку. Умение ошибаться — это один из способов познания окружающего мира. Это путь исследователя. Очень много научных открытий произошло по ошибке. Казалось бы, это неудача, казусная ситуация, где можно было расстроиться, внезапно оказалась открытием. Растаявшая шоколадка стала причиной создания микроволновой печи, когда инженер заметил, что шоколадка в его кармане растаяла во время прохождения перед магнетроном (электронная лампа, генерирующая микроволны). Кока-колу создал фармацевт в качестве лекарства от мигрени и по ошибке разбавил микстуру газированной водой. Каждая ошибка может привести к интересным результатам, поэтому учите ребёнка позитивно и оптимистично к ним относиться. Можно купить наборы с химическими или физическими опытами и проводить их вместе с ребёнком. Не важно, что получится в конце эксперимента, главное – увлекательный процесс.

  • Фокус на хорошем 

Не акцентируйте внимание сами на негативе, на том, что не получилось. Обращайте внимание на то, что получилось, искренне хвалите. Так ребёнок сможет сконцентрироваться на своих сильных сторонах, и это придаст ему уверенности в дальнейших действиях.

Научите ребёнка видеть во всём хорошее и отмечайте это. Испортилась погода и пошёл дождь? Не беда, останемся дома и почитаем любимую сказку или соберём конструктор. Не получилось попасть на день рождения к другу? Можно созвониться по видео, поздравить и договориться о личной встрече. Так даже веселее — всё внимание будет только для двоих друзей. То есть на каждое событие ищите формулировку “зато”, альтернативный вариант. Ищите альтернативы вместе с ребёнком. Человек, который может предложить несколько вариантов исхода действия, будет спокоен и настроен оптимистично, потому что он в любом случае получит какой-то из альтернативных результатов.  

  • Зона отвественности

На многое, происходящее в нашей жизни, мы не можем повлиять. Объясните это ребёнку. Повлиять на плохую погоду ребёнок не может, но может найти несколько альтернатив и изменить своё отношение к дождю. Например, поиграть дома или надеть резиновые сапоги и дождевик и побегать по лужам. Такие простые вещи формируют оптимистичный взгляд на мир. Он даёт ребёнку больше возможностей, позволяет быть уверенным в себе, не зависящим от обстоятельств. Он делает малыша радостнее, даёт заряд бодрости и энергии. С улыбкой на лице каждое занятие интересно, ведь не важно, какой получится результат, возможно, это новое научное открытие.

362 просмотров