Сегодня среди подрастающего поколения много инфантильных людей. Они не любят и не умеют принимать решения, безынициативны, предпочитают отсиживаться в сторонке. Им сложно понять свои желания, найти себя. Они теряются в возможностях, которые предоставляет жизнь. Такие люди вырастают из детей, которые не ставили перед собой цели или не научились доводить дело до конца. Гиперопека родителей, которые из лучших побуждений доделывали все за ребенка, выливается в инфантилизм во взрослой жизни. Как научить ребенка ставить цели и доводить их до результата? Без достигаторства и с удовольствием.
Лень лениться
Наш мозг состоит из нескольких отделов. Главенствует над всеми самый древний мозг, его еще называют «рептильным». Он отвечает за выживание, обеспечение базовых потребностей. Одна из его задач – обезопасить человека и максимально сохранить его силы и энергию на базовые нужды. Именно поэтому ничего не хочется делать, страшно идти в новое.
Лень – это нормально! И если вам все лень, примите поздравления, ваш рептильный мозг работает отлично. Как говорится, лежал бы целыми днями на кровати. Это касается человека любого возраста, в том числе и детей. Поэтому-то их и невозможно заставить что-то сделать. Мозг диктует свои условия и это одна из причин «ничегонеделания».
То есть, чтобы что-то сделать, нужно приложить усилия. Включить другие части мозга, активировать самую молодую его часть – неокортекс. Именно новый мозг отвечает за сенсорное восприятие, осознанное мышление, выполнение моторных команд, речь.
Но для чего нам прилагать усилия? С какой стати мы должны что-то делать, а тем более еще успешно доводить дело до конца? Каждое действие должно быть оправдано целью, чтобы мы понимали, ради чего все старания.
Целимся в десяточку
Итак, не из-под палки можно приступать к действиям только после того, как будет четко сформулирована цель, ради чего, собственно, все это? Учим ребенка чистить зубы и объясняем – чтобы зубы были здоровые и ты мог хорошо кушать, нужно следить за гигиеной полости рта, чистить зубы два раза в день. А не «я что тебе сказала» или «потому что я так сказала». Такая формулировка не объяснит ребенку необходимость действий. Каждая цель должна быть четко сформулирована и обоснована с конкретной выгодой. Сравните формулировки: ты должен ходить в школу, потому что все ходят, иначе останешься без образования и пойдешь дворником. Или: ты должен ходить в школу, чтобы получить знания, которые пригодятся тебе в жизни, и аттестат, который даст тебе возможность получить специальное образование и обрести профессию, если ты захочешь дальше учиться. Все, у ребенка формируется цель, понятно ради чего усилия, и какая конкретно выгода будет у него.
Дедлайн
У каждой цели должны быть измеримые временные рамки. Так ребенку будет понятно, что к определенному сроку он должен завершить действие и получить результат. Например, ты играешь с конструктором час (до такого-то времени), а потом складываешь все я ящик для игрушек. И напоминайте ребенку о конкретном времени. Планируйте время с запасом, чтобы хватило на «еще чуть-чуть», но в целом придерживайтесь расписания. Так, начиная с мелочей, ребенок будет понимать и цену времени.
Зачем нужен результат?
Когда человек завершает действие и достигает цели, вырабатывается дофамин, гормон счастья и радости. Человек на некоторое время получает удовлетворение от сделанного. Гормон мотивирует человека на новые цели. Именно поэтому так важно доводить дело до результата, чтобы получать заслуженные ощущения.
Когда родители перебивают детей и пытаются доделать что-то за ребенка, малыш не получает удовлетворения от завершения задачи, раздражается, плачет и больше не хочет приступать к активностям. Дайте ему возможность самостоятельно получить результат. Пусть это будет дольше по времени, пусть он ошибется, но достигнет своей цели. Помним – дофамин и родительское терпение мотивируют на дальнейшие свершения.
Концентрация
Человек существо однозадачное. То есть эффективно он может выполнять только одну задачу. Взялся за дело, завершил, приступил к новой задаче. Представьте компьютер, в котором открыты десятки вкладок. Через какое-то время он просто начинает зависать и система перестает работать. Плюс для эффективного выполнения любой задачи нужно умение сконцентрироваться. Если человека отвлечь от деятельности, то для нового включения в задачу понадобится от 15 до 30 минут! То есть начинаем все заново. Поэтому так важно научить ребенка не отвлекаться, не трогать его, а дать возможность сконцентрироваться на время выполнения задачи. Как говорится, сделал дело – гуляй смело.
Какую оценку поставить?
Чтобы у ребенка каждый раз была мотивация на выполнение новых целей необходимо отмечать каждое достижение. Похвала по делу очень важна для малыша. Собрал игрушки – молодец, сам завязал шнурки – отлично. Не воспринимаем эти результаты, как должное. Но и не устраиваем овации. Находим золотую середину. Такой подход позволяет и во взрослой жизни ценить свои успехи, не обесценивать их. Дети, чьи достижения воспринимались как должное, не ценят свои результаты, часто не довольны своей жизнью и собой. Хотя объективно вполне есть чем гордиться. И себя не забываем похвалить.