Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и выражать свои собственные эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей. В процессе своего развития ребенок сначала учится понимать свои чувства, а затем на основании этого навыка он старается распознать эмоции и других. В дальнейшем развитая эмпатия помогает выстраивать успешную коммуникацию с разными людьми.
В этом тексте мы расскажем, для чего нужно развивать эмоциональный интеллект, а также какие упражнения для дошкольников помогут это сделать.
Для чего развивать эмоциональный интеллект?
- Если малыш будет понимать, какие эмоции он испытывает, ему будет легче ими управлять.
- Понимая свои эмоции, ребенок учится понимать эмоции других, а это является одним из условий установления хорошего общения, как в мире детей, так и взрослых. С ребенком, который не понимает, что его действия или слова могут обидеть другого, гораздо меньше хотят дружить и принимать его в свою компанию.
Эмоциональный интеллект формируется в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребенком и через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции. Важно, чтобы взрослые объясняли ребенку всю палитру чувств, рассказывали что испытывать те или иные чувства абсолютно нормально, даже если это такие чувства как злость, страх или обида.
При этом занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, очень важно учитывать его возрастные особенности. Дети младшего дошкольного возраста еще только учатся регулировать свои эмоции. Поэтому очень важно учить их определять свои чувства и эмоции. В этот период постепенно закладываются чувства, регулирующие и определяющие отношение к тому или иному сверстнику. Реакция взрослых на действие ребенка подсказывает ему положительную или отрицательную оценку его поступков, что такое «хорошо», что такое «плохо».
Учимся играя: упражнения для развития эмоционального интеллекта
Помимо бытового общения родители могут использовать для развития эмоционального интеллекта ребенка специальные игры и упражнения:
- Эмоциональные пиктограммы
Понадобятся: карточки с изображениями эмоций, предпочтительно лица людей.
Ход игры: Ребёнок выбирает карточку и изображает нарисованную эмоцию, а остальные участники пытаются её угадать. - Что я чувствую
Используйте те же карточки с эмоциями. Каждый день предлагайте ребёнку выбрать карточку, отражающую его сегодняшние чувства, и расскажите о них. - Угадай эмоцию по голосу
Произносите фразы с разными интонациями, а ребёнок угадывает, что вы чувствуете. Можно поменяться ролями и использовать фразы: – «Сегодня я пойду в магазин»- «Я люблю есть мороженое». - Горячо-холодно
Спрячьте сюрприз и предложите ребёнку его найти. Если ребёнок удаляется от цели, ваше лицо становится грустнее; если приближается, оно становится радостнее. Когда сюрприз найден, все радуются и обнимаются. - Угадайка
Закройте лицо ладонями, а затем откройте его, изображая эмоцию. Пусть ребёнок угадает её. Затем поменяйтесь ролями. - Кукольный театр
Поставьте представление с игрушками, комментируя чувства и эмоции персонажей. Предложите ребёнку принять участие в спектакле. - Зеркало
Предложите ребёнку представить, что он зашёл в магазин зеркал. Пусть он изображает разных животных, а вы, как зеркало, должны точно повторять его движения и выражения лиц.
Взрослые, окружающие ребенка, должны помнить, что эмоциональное благополучие малыша — главное условие его физического и душевного здоровья. Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди.
Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный эмоциональный и воспитательный микроклимат в семье или детском саду, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в воспитании дошкольника.
Ранее мы писали о способах развития эмоционального интеллекта подростков и их родителей, а также о методах развития эмпатии у школьников.