Научить эмпатии? Может показаться странным, что все еще есть люди, считающие сопереживание врожденной и фиксированной чертой. Своего рода талантом, которым одни люди наделены от рождения, а другие лишены. Эмпатия – это не «все или ничего». Это не то, что проявляется автоматически в любой ситуации. Это даже не одна способность или навык.
В этом тексте мы расскажем, что такое эмпатия, можно ли ей обучиться самому и привить ребенку школьного возраста.
Что такое эмпатия?
Как утверждают исследователи, слово «эмпатия» стало всеобъемлющим термином для обозначения, по крайней мере, трех различных процессов:
- чувствование эмоций другого человека (например, если вам страшно, то и мне страшно);
- рассуждение о перспективах другого человека (например, вы «ставите себя на место другого» и пытаетесь представить, что он думает или чувствует);
- желание помочь — то самое сочувствие и забота о том, кто уязвим или испытывает страдания.
И каждый из этих процессов формируется в процессе обучения.
Возьмем, к примеру, способность чувствовать эмоции другого человека. Эта способность — так называемая «аффективная эмпатия» — кажется очень базовой и врожденной. Она встречается у новорожденных детей и у различных животных. Но это не значит, что на развитие аффективной эмпатии не влияет обучение.
Например, ваш ребенок может почувствовать себя расстроенным, услышав плач другого младенца. Но может ли он разделить ваши собственные эмоции? Нет. Он еще не знает, как расшифровать все выражения вашего лица. Он еще не понимает ту гамму чувств, которую можете испытывать вы, равно, как и ситуации, которые их вызывают.
Развитие аффективной эмпатии отчасти зависит от опыта ребенка: как люди общаются с ним, какие у него социальные взаимоотношения, помогают ли ему справляться с общими эмоциями, которые могут показаться неприятными или подавляющими. То же самое можно сказать и о других эмпатических процессах.
Ниже представлены несколько советов, которые помогут направить детей в нужное русло обучения эмпатии.
Совет №1. Обеспечьте детям поддержку, необходимую для развития сильных навыков саморегуляции
Чувствовать чужую боль неприятно, поэтому ничего удивительного, что первой реакцией ребенка будет желание отступить. Но чтобы стать сочувствующими помощниками, а не сторонними наблюдателями, дети должны научиться контролировать этот импульс.
Во-первых, родители могут помочь, практикуя «позитивное воспитание», позволяющее детям чувствовать себя в безопасности в освоении чего-нибудь нового. Десятилетия исследований подтверждают преимущества чуткого и отзывчивого подхода. Благодаря ему дети чувствуют, что могут рассчитывать на эмоциональную и физическую поддержку, что приводит к более крепким и надежным отношениям между родителем и ребенком. А что происходит, когда дети чувствуют себя в безопасности? Они с большей вероятностью пойдут на эмоциональный риск — примут участие, когда увидят кого-то, кто нуждается в сочувствии и помощи.
Во-вторых, родители могут помочь, научив детей конструктивно справляться со своими собственными негативными эмоциями. Дети, которые лучше регулируют свои негативные эмоции, как правило, проявляют больше эмпатии к другим.
Совет №2. Поймите, как чувство вины и стыда может повлиять на эмпатические реакции ребенка
Представьте себе двух детей: малыша и его старшего брата. Малыш плачет. Он упал и поранил колено. У него идет кровь, и сам он выглядит крайне расстроено. Старший брат наблюдает за происходящим. Проявит ли он эмпатию? Попытается ли помочь?
Это зависит от обстоятельств. Предположим, малыша сбила с ног слишком восторженная собака. В этом случае старший ребенок, скорее всего, почувствует эмпатию и проявит ее.
Но что, если старший брат сам виноват в падении малыша? Возможно, это был несчастный случай. А может быть, он был зол и на мгновение вышел из себя. В любом случае, он сыграл свою роль в падении. Теперь все стало еще сложнее. Реакция старшего включает в себя переживания о себе, о том, что он сделал. И эти самосознательные чувства могут помешать эмпатическому отклику.
С большей вероятностью старший брат проявит эмпатию и попытается загладить свою вину, если будет испытывать чувство вины, которое отличается от стыда. Когда мы чувствуем вину, мы размышляем о своем неправильном выборе и сосредотачиваемся на том, какой вред наши ошибки причинили другим. В результате чувство вины побуждает нас к конструктивным действиям. Мы перестаем ощущать беспомощность. Не чувствуем обиду или злость. Мы сожалеем о страданиях других и хотим исправить ситуацию. Поэтому для того, чтобы дети реагировали на такие ситуации с эмпатией, нужно избегать чувства стыда.
Совет №3. Используйте каждый день для включения режима эмпатии у вашего ребенка
Дети с младенчества проявляют способность к сопереживанию. Но, как и мы, они не всегда используют ее. Как же побудить ребенка к эмпатии? Исследования показывают, что нужно просто спросить. Просьба подумать о том, что чувствуют другие люди может изменить всю ситуацию.
Например, в ходе эксперимента с участием более 400 школьников (в возрасте от 8 до 13 лет) ученые представили детям гипотетическую ситуацию, связанную с одноклассником. Половине учеников было предложено представить, что одноклассник — друг. В то время как для другой половины он таковым не является. Ситуация же была следующей: «Настала очередь вашего одноклассника задержаться и прибрать в классе. Но он хочет как можно скорее пойти домой, потому что его мама очень больна. Он просит вас помочь ему. Как вы поступите?».
Как думаете, каким был ответ детей? «Зависит от дружеских отношений». Школьники выражали меньшую готовность помочь, когда одноклассник не изображен их другом. Но результаты изменились, когда исследователи добавили в эксперимент дополнительный шаг, который заставил детей остановиться и задуматься. Вместо того чтобы сразу спрашивать детей, готовы ли они помочь, экспериментаторы сначала попросили школьников подумать об однокласснике и оценить, насколько грустным или расстроенным он может быть. После оценки эмоций дети не проявили никакого предубеждения в пользу друга. Они с одинаковой вероятностью сказали, что помогли бы однокласснику, независимо от того, связывает их дружба или нет. Дополнительного напоминания было достаточно, чтобы изменить суждения детей.
Совет №4. Помогите детям узнать, что общего у них с другими людьми
Взрослые склонны испытывать большее сочувствие к человеку, если считают, что он похож на них. Им также легче сопереживать тому, кто им знаком. Исследования показывают, что и у детей есть подобные предубеждения.
В результате, хороший способ поощрения эмпатии — сделать так, чтобы дети осознавали, что у них есть общего с другими. Например, ряд экспериментов показал, что школы способствуют развитию эмпатии у учащихся, когда они поощряют мультикультурализм — инклюзивное, теплое отношение к культурному разнообразию.
Совет №5. Помогите детям улучшить навыки чтения лиц
Трудно проявлять эмпатию, если вы не умеет хорошо читать по лицам. Некоторые дети, особенно дошкольники, находятся в невыгодном положении, потому что неправильно интерпретируют выражения лиц. Если показать им фотографии людей, изображающих различные эмоции (счастье, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение), эти дети, как правило, неправильно определяют, что они видят. И их трудности могут привести к социальным проблемам.
Попробуйте тренировать этот навык, например, во время просмотра фильмов или прогулок по парку.
Совет №6. Покажите детям, как «делать лицо», когда они пытаются представить, что чувствует другой человек
Предположим, вам скажут сделать грустное лицо. Или счастливое. Или вовсе сердито нахмуриться. Кажется, простой игрой, не так ли? Но все же не совсем. Эксперименты показывают, что простое «выполнение движений» при создании выражения лица может заставить испытать соответствующую эмоцию.
Когда исследователи просили людей имитировать определенные выражения лица, они обнаружили изменения в активности мозга, характерные для соответствующих эмоций. Люди также испытывают соответствующие эмоциям изменениям в сердечном ритме, кожной проводимости и температуре тела. Поэтому кажется вероятным, что можно усилить эмпатические способности, имитируя выражения лиц людей, которым хотим сопереживать.
Совет №7. Помогите детям развить чувство морали, которое зависит от внутреннего самоконтроля, а не от внешних поощрений и наказаний
Дети способны быть спонтанно отзывчивыми и сочувствующими. Но, как показывают экспериментальные исследования, склонны помогать другим меньше, если за это их поощряют материально.
Другие опыты показывают, что карательный подход к дисциплине побуждает детей говорить неправду. И, как мы говорили ранее, личная критика и тактика посрамления обычно проводит к обратным результатам.
Так как же воспитать в ребенке чувство морали? Каждый родитель хочет, чтобы дети регулировали себя изнутри. Ученые доказали, что вероятность развития у детей внутреннего чувства добра и зла выше, если родители используют индуктивную дисциплину — подход, который подчеркивает рациональные объяснения и моральные последствия, а не произвольные правила и жесткие наказания.
Например, дети с большей вероятностью усвоят моральные принципы, если родители будут говорить с ними о том, как неправильные поступки влияют на других людей.
Совет №8. Расскажите детям о «разрыве между горячей и холодной эмпатией»
Всем известно, что на эмпатию влияет прошлый опыт. Если вы никогда не страдали, трудно представить себе, каково страдание другого человека. Но даже опыта может быть недостаточно, чтобы обеспечить эмпатию. Почему же? Потому что мы попросту забываем. Исследователи называют это «разрыв между горячей и холодной эмпатией», и, похоже, это универсальный недостаток человеческого разума.
Когда мы в безопасности, спокойны и нам комфортно, нам легко быть «холоднокровными». Но нам также трудно вспомнить, каково это – быть в «горячем» психологическом состоянии. Мы не можем вспомнить с полной силой, каково это — чувствовать боль, голод, истощение, страх, гнев или отчаяние. Эта забывчивость может быть защитной. Она помогает нам оправиться от пережитых страданий. Но она также может подорвать способность принимать разумные решения. Если вы не помните, насколько неприятно что-то, вы с меньшей вероятностью сможете предотвратить это снова. И это может помешать способность сопереживать другим.
Поэтому важно рассказать ребенку о существовании разрыва между горячей и холодной эмпатией и о том, как это может повлиять на суждения. Прежде чем решить, что кто-то ведет себя неразумно, спросите: «Не забыл ли ты, каково это – быть в его или ее ситуации?».