Уникальные педагогические идеи и новшества Виталия Сластенина freepik.com

Имя Виталия Александровича Сластенина известно каждому педагогу и психологу, а его идеи до сих пор пользуются спросом. Именно он определил концепцию содержания и структуры среднего образования, повлиял на принятие Федеральных образовательных стандартов по нескольким специальностям и на подготовку нового поколения педагогов и учебно-методических материалов.

Подробнее о новаторских идеях заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора, основателя и декана факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, — расскажем в этом тексте.

Человек на первом месте

Влияние научной школы Виталия Александровича на систему педагогического образования сложно преувеличить. Он фактически сформулировал новую модель, где на первый план выдвинул педагога-гуманиста, а также формировал набор качеств, которыми должен был обладать учитель. Прежде всего – человеческих, гуманистических. Сегодня многие из них называются hard skills (жесткие навыки) и soft skills (мягкие навыки).

По мнение Сластенина, педагог должен признавать ценность ученика как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Сам же учитель должен постоянно развиваться и учиться, искать и анализировать информацию, развивать критическое мышление.

«Педагог – это новатор, который открыт для экспериментов с одной стороны, но и толерантный к существующей традиционной организации образовательного процесса», – говорил Сластенин.

Что еще должно быть в арсенале педагога:

  • знание основ экономики;
  • компьютерная грамотность;
  • иностранный язык, чтобы обучаться и делиться опытом, а также иметь возможность публиковаться в научных изданиях и вносить свой вклад в науку;
  • умение быть хорошим организатором;
  • способность проводить воспитательную работу с детьми.

Личностные качества учителя, по мнению Виталия Александровича, очень важны. Они не должны противоречить профессиональным знаниям, ведь это может вызывать дисгармонию личности и помешать всестороннему развитию. Личностные качества должны быть каркасом для профессионализма.

Особое место занимает развитие коммуникативных навыков учителя, а также умение понятно и доступно донести информацию до каждого ученика, найти подход к каждому.

Что касается обучения в колледжах и вузах по специальности «педагогика», то по теории Виталия Александровича, студенты должны были получать практические навыки в дискуссиях и спорах, вед только так рассматриваются разные точки зрения. То есть, будущей учитель должен был еще во время обучения соприкасаться с трудностями, которые могут возникнут в школе. Педагог, выходя из вуза, должен был знать, как выходить из той или иной образовательной ситуации, а не просто передавать знания ученикам.

Большое внимание уделялось и научной теоретической базе. Успешный педагог должен был овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, которые позволяют мыслить, действовать и самостоятельно анализировать педагогические явления. 

Фактически Сластенин установил стандарт по подготовке конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста. 

Стандартизация педагогического образования

В 1999 году Виталий Александрович принял участие в разработке концепции содержания и структуры общего среднего образования в 12-летней школе. Была проведена большая работа по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. Так были созданы инновационные учебно-методические материалы и документация для учебных заведений по подготовке педагогов. Это были в том числе и принципиально новые модели учебного плана, где уравновесили базовые и национально-региональные компоненты образования. Учебные планы носили вариативный характер и сочетались с разработкой гибких технологий профессиональной подготовки будущих учителей. 

Также Сластенин разработал диагностику профессиональной пригодности педагога, стандартизировал сквозную систему подготовки и переподготовки кадров, задал тренд опережающего характера развития для учителей. Все это сделало систему подготовки педагогических кадров современной, отвечающей всем вызовам времени и новым трендам.

Его научная школа «Личностно-ориентированное профессиональное образование» является ведущей школой подготовки научно-педагогических кадров не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.

Школа Сластенина продолжается в его учениках. Под его руководством было защищено более 170 кандидатских диссертаций, а более 50 его учеников стали докторами наук. И сегодня нет ни одного педагогического вуза, где бы не преподавали его последователи.

 

 

1099 просмотров