shutterstock.com

Выбор школы — один из самых острых вопросов, которые встают перед родителями первоклассника. Будет ли ребенку там комфортно? Сможет ли учитель найти к нему подход? Готов ли ребенок к учебе или стоит еще год посидеть дома? Эти и другие темы начинают волновать родителей задолго до того, как перед их чадом распахнутся двери школы под звуки первого звонка. В этой статье мы подготовили чек-лист по выбору учебного заведения.

По какой программе идет обучение?

Существует несколько основных программ, на которые опираются образовательные учреждения России. Они отличаются друг от друга ценностными подходами и уровнем сложности. Выбирая школу, уточните, по какой системе обучения преподают в начальной школе.

«Школа России»

Это модернизированная версия классической школьной программы, существующей еще с советских времен. Она отвечает требованиями ФГОС и пользуется большой популярностью во многих российских школах. Программа рассчитана на средний уровень учащихся. Научный руководитель — А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук.

Ее цель — научить детей работать с информацией, сформировать навыки коммуникации, заложить основы толерантности и бережного отношения к природе и приобщить к духовно-нравственному развитию. Из плюсов можно отметить комплексное обучение по всем предметам, простоту подачи материала, а также большую программу по предмету «Окружающий мир».

Из минусов — повторение одного и того же материала, упор на средний уровень учеников, упрощенный курс математики.

«Школа 2100»

Программа ориентируется на учащихся среднего и высокого уровня подготовки. У нее целый коллектив авторов: Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др. К особенностям относят преемственность на всех этапах, так как она рассчитана на детей с дошкольного возраста до 11 класса, а также четкую логическую структуру, которая формирует у школьника систему знаний. Программа предполагает углубленный процесс обучения, школьнику предлагаются мнения разных сторон, которые нужно критически анализировать.

Из минусов выделяют сложность некоторых предметов (математика С. А. Козловой и окружающий мир А. А. Вахрушева). Также программа ограничена для использования в школах, так как учебные пособия не вошли в федеральный перечень.

«Планета знаний»

Программа разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов и соответствует ФГОС.

«Планета знаний» делает акцент на развитие у школьников творческих способностей. Она отличается своей системностью, все учебники разработаны по единой структуре с одинаковым форматом заданий. Много творческих упражнений и коллективных заданий. Программа развивает нестандартное мышление. Любая тема включает задания базового уровня (необходимый минимум) и 2–4 более сложных, направленных на расширение кругозора.

Родители отмечают, что программа творчески развивает детей, делая упор на коммуникацию и взаимодействие со сверстниками, но критикуют за недостаточность теории и много самостоятельной работы.

«Развивающая система Занкова»

Систему разработал Л. В. Занков — академик в области педагогики, психологии, дефектологии. Программа направлена на развитие познавательных навыков у детей. Она позволяет ученикам творчески развиваться, познавая окружающий мир. Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен сам «добыть» новое знание. Еще одна особенность программы — это отсутствие оценок в первый год обучения. Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными. Таким образом, программа предусматривает особенности тонкой детской психики. Из минусов — большой объем домашних заданий и проектов, а также отсутствие повторения пройденного материала. Поэтому если ребенок заболел, то может всего за неделю сильно отстать от программы.

Пока система Занкова исключена из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не ведется.

«Система Эльконина и Давыдова»

Программа основана на материалах и тезисах Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

Главная ее цель — сформировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии. Ученик — это не объект образовательного процесса, а субъект, он исследователь. Его задача — посредством дискуссий и обсуждений найти ответы на вопросы и учебные задачи.

Программа опирается не на хорошие или плохие оценки, а новые знания, умения и достижения детей. В начальной школе отметок не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения, что создает психологический комфорт. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Ответив себе на главные вопросы этой статьи, вы сможете самостоятельно выбрать подходящее образовательное учреждение, чтобы школьные годы стали самым добрым и приятным воспоминанием детства.

693 просмотров