Зачастую можно услышать мнение, что массовая школа не направлена на формирование индивидуальных особенностей детей, что она старается нивелировать специфику развития отдельных личностей, а учебный процесс не развивает критическое мышление, креативность и другие гибкие навыки.
Но есть образовательные учреждения и педагоги, которые доказывают обратное. Они уверены, что школа — это то место, где рождаются личности! В этой фразе лежит основа новаторской концепции «Школы самоопределения» Александра Тубельского, кандидата педагогических наук и заслуженного учителя Российской Федерации.
Методика самоопределения
Александр Наумович Тубельский начинал свою педагогическую деятельность учителем истории, а затем, в 1992 году создал на базе Московской средней общеобразовательной школы № 734 научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения» для детей от 3 до 17 лет.
Идея его методики заключается в формировании личности каждого ребенка. То есть, к определенному периоду школьники должны сами понять, какие приоритеты расставить в своем образовании, решить, какие направления для будущей профессии интересуют их больше всего, чтобы добиться своих целей. Роль же образовательной организации проста —создание благоприятных условий для реализации этого процесса.
— С ребятами я говорю о том, что человек сам должен определиться в своем отношении к себе, к другим людям, к проблемам, с которыми он сталкивается. У него должно быть свое, личное, личностное отношение к жизни. Этот процесс, конечно, не исчерпывается школьными годами. В школе я могу лишь создать условия, которые бы помогали самоопределению, — говорил Александр Наумович.
Основные положения методиики
Если кратко, то методика самоопределения в школе Тубельского держится на нескольких постулатах:
- В школе должны быть органы самоуправления и собственные законодательные акты (Конституция, сборник законов «Имею право», общий сбор, совет школы, суд Чести и т.д.)
- Важно использовать нетрадиционные подходы к процессу обучения. В начальной школе необходимо сохранение любознательности и интереса к учебе. Методика предполагает, что в этом возрасте у школьников не должно быть жесткой программы, только выстроенная система, которая позволила бы ребенку двигаться в развитии в том темпе, который удобен именно ему.
- У каждого свой прогресс. Школьники среднего звена школы не должны просто получать знания и навыки, им должна быть предоставлена возможность попробовать себя в самых разных областях.
- В школе Тубельского нет жесткого расписания. Практически все уроки проводятся как экскурс в историческую эпоху или предметную область, причем часто предметы интегрированы. Освоение предметов не является уроками в традиционном понимании, когда учитель говорит, а дети слушают. У школьников в программе обучения есть проекты, исследования, экскурсии, дебаты.
- Старшеклассники – высшая ступень образования в школе. Задача образовательной организации – направить и помочь подросткам в самоопределении. Практически все предметы в старшей школе ученики выбирают сами, кроме обществознания, физкультуры и словесности.
- Дневники школьников заменяют зачетки, причем школьники сами информируют родителей о своей успеваемости, это записано в Уставе школы.
Педагогическое наследие
Методика и идеи Тубельского давали замечательные результаты. Директор был частым гостем на радио и телевидении. По воспоминаниям его коллег после его очередного выступления они боялись идти в школу.
— На первом этаже выстраивалась огромная очередь желающих поступить к нам со всех районов Москвы и даже Подмосковья. У каждого была особенная история в его старой школе, мы должны были помочь всем. И Тубельский брал всех, особенно проблемных, если ребенок обижен взрослыми. Родители хотели, чтобы ребенок учился в атмосфере уважения, творчества, свободы, — делились коллеги директора.
Сегодня Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского — это образовательный комплекс, объединяющий детский сад, школу и учреждения дополнительного образования детей, который характерен тем, что ставит своей целью образование и воспитание школьников в духе свободы и развития своей собственной индивидуальности и выращивания личностных способов познания культуры, общества, самого себя.
В школе функционирует свой суд чести, перед ним предстают виновные в нарушении законов. В школе построена и эффективно функционирует собственная модель общества, которая построена на основе опыта прошлых эпох. Также в школе есть научно-педагогическое объединение, которое включает детский сад, школу, школьные театры, школьное кафе, цифровой центр, спортивные залы, музей и туристический клуб.
Александра Тубельского не стало в 2007 году, но та методика, которую он реализовал в школе, сохраняется по сей день. В образовательной организации прямо таки витает творческая атмосфера, школьники активно участвуют в волонтёрских, научных и творческих проектах. А принципы свободы и изучения собственно «Я» в стенах школы, заложенные Александром Тубельским, стали востребованы во всем мире.
Федеральный проект «Школа Минпросвещения России», который был запущен в 2022 году, трактует современную школу как «центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России». Это ли не принципы методики самоопределения Александра Тубельского?