В школе ребенку приходится иметь дело с огромным количеством информации. Формулы, теоремы, правила, исторические даты и события… Чтобы удержать все это в голове, нужна превосходная память. Но как бы ответственно ученики ни подходили к вопросу изучения школьной программы, большая часть информации остается в кратковременной памяти и довольно быстро стирается оттуда. Вернувшись в школу после каникул, школьникам часто приходится почти заново изучать пройденный материал прошлых лет. Чтобы большая часть информации оставалась в голове, необходима тренировка памяти и использование методик запоминания информации на долгий период. О самых распространенных и эффективных способах расскажем в нашем материале.
Идем от противного: чего делать не надо
Пожалуй, самый распространенный способ подготовиться к уроку — зазубрить материал. Говорим сразу — этот метод является самым плохим, так как после ответа у доски информация, которую ученик с таким трудом держал в голове, мгновенно улетучивается. Проведите эксперимент и задайте вопрос по выученному материалу ребенку вечером. Далеко не факт, что он тут же ответит. И чаще всего это происходит потому, что в голове лишь последовательность слов, некоторые из которых даже не знакомы школьнику.
Не стоит наседать на ребенка и стоять над ним в процессе подготовки, ругать, заставлять, шантажировать. Отойдите в сторону и возьмите себя в руки. Дайте своему школьнику время настроиться на работу. Если же выучить теорему или стихотворение не получается, начните уже применять более эффективные методы запоминания информации.
Что будем делать?
Способов запомнить то, что даже сложно прочитать, очень много. Есть сложные, которые позволяют удерживать в голове невероятные объемы данных. Но мы поговорим о более простых.
Гуманитарные науки, в отличие от точных, хороши наличием сюжета. Да, даже в учебнике географии можно проследить логическую последовательность описания континентов и состава почвы. Этим и пользуйтесь: попросите своего ребенка пересказать прочитанный параграф своими словами. Очень важно, чтобы школьник не использовал зазубренные слова и фразы, а старался объяснить прочитанное доступным себе языком.
Кстати, обсудить изученный материал можно и по математике, и по химии с физикой. Устройте интеллектуальную беседу за ужином. Пусть ребенок поделится с вами теми знаниями, которые получил в школе. Возможно, вы сможете не просто поддержать беседу, но и рассказать что-то новое сыну или дочери.
Написание конспекта — тоже направлено на закрепление материала в голове. Объясните ребенку, что не нужно переписывать учебник в тетрадь, а фиксировать там только ключевые тезисы, даты, цифры, определения. Этот метод подойдет и для рядового урока, и при подготовке к экзамену. Кстати, если вы заметили, что дети готовят шпаргалки, не спешите их останавливать. Написание подсказок от руки поможет запомнить материал, который обязательно вспомнится в стрессовой ситуации, а сама шпаргалка, возможно, и не понадобится.
Так как большую часть информации мы воспринимаем глазами, помогите ребенку визуализировать теорию. Найдите исторические картины и рисунки, графики по математике, географические карты, изображения литературных авторов и героев. Помогите визуализировать информацию. Сегодня это сделать не сложно. Можно даже найти видео материалы, которые усилят эффект и помогут пробудить интерес ребенка к изучаемой теме.
Иногда замученные информацией дети уже не могут усидеть на стуле с учебником в руках. Сообщите ребенку, что повторять материал можно в разных локациях. Например, на прогулке в парке, с кружкой чая в кафе, в автобусе. Но главное — давайте ребенку возможность отдыхать, напоминайте ему о том, что во время отдыха мозг продолжает свою работу, а потому переключение внимания с изучаемого предмета — это не пустая трата времени. К тому же интервальные повторения с увеличением промежутков времени между подходами помогают лучше усвоить материал.
Секреты мнемотехники
Для того, чтобы запомнить большие объемы информации, еще древние греки придумали специальные техники, помогающие ускорить и облегчить этот процесс. Один из самых известных приемов — кодирование первых букв. С детства мы знаем фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогала запоминать цвета радуги. А в школе мы изучали падежи по стихотворным строчкам «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Еще один метод — создание ассоциаций. Например, заучивать иностранные слова можно в результате поиска созвучных слов в русском языке. Ряд слов, которые необходимо запомнить, можно выстроить в стихотворение, по примеру перечисления неправильных глаголов в зарифмованных четверостишиях, или придумать с ними увлекательную историю, которая наверняка вспомнится в нужное время.
В руках современных школьников есть много инструментов, которыми можно пользоваться не только для запоминания учебного материала, но и взять их в бытовую практику. Задача же родителей познакомить детей с простыми, но действенными методами запоминания информации и, возможно, самим взять на заметку способы для тренировки памяти.