Многие родители мечтают, чтобы их ребенок с одинаковой легкостью говорил и на русском, и на другом иностранном языке. Желание понятное, ведь уже сегодня знание языка считается весомым плюсом, к тому же интернет позволяет получать зарубежное образование и работать в иностранных компаниях, не покидая родного города.
Иностранный язык, открывает перед ребенком много дополнительных возможностей. Но стоит ли начинать обучение не со школьной скамьи, а с детского сада или прямо с самого рождения? В чем плюсы и минусы раннего обучения? В каких форматах это будет максимально эффективно и полезно для ребенка? Рассмотрим в этом материале.
Чем раньше, тем лучше?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от психических особенностей ребенка, места его проживания, семейных обстоятельств. Есть мнение, что дети до пяти лет могут изучить иностранный язык на бессознательном уровне. Когда с ними няня говорит, например, по-английски, или один из родителей разговаривает постоянно на иностранном языке, то есть с самого рождения наблюдается полное погружение. Тут ребенок, конечно, не будет знать правил, как и в русском языке (к семи годам дети разговаривают хорошо, но не владеют правилами). Зато в раннем возрасте малыши не боятся ошибаться, что, безусловно, снимает языковой барьер и способствует дальнейшему обучению.
У детей до пяти лет очень хорошая память. Они способны запоминать много новой информации, а любые иностранные слова будут впитаны, как губка, что тоже является положительным моментом. В эти годы формируется и артикуляционный аппарат, а это означает, что произношение будет усваиваться хорошо, звуки сразу будут правильными.
Недостатки раннего обучения
Для корректного обучения иностранному языку нужно полное погружение и вдумчивость. Маленький ребенок будет запоминать слова и фразы механически, без понимания, что они означают в контексте. Может путать их с родной речью.
Также есть риск формирования неправильного произношения русских звуков, так как для каждого языка формируется специальный речевой аппарат. Есть и риск, что ребенок будет иметь дефекты речи. Логопеды не рекомендуют изучать иностранный язык, пока не сформируется четкое произношение родного языка.
Подходящий формат
Если оценить все за и против, особенности и склонность ребенка, можно выбирать подходящий формат. Для раннего обучения должны учитываться особенности психики ребенка. Кто-то более усидчив и восприимчив к информации, а кто-то пока не готов учиться. Не просто так системное обучение начинается с семи лет, когда психика ребенка становится более устойчивой, и он способен сконцентрироваться и усидеть на месте определенное время урока.
Младенцы
С самого рождения стоит изучать язык, если семья живет в стране, где этот язык необходим для общения. Или один из родственников говорит только на иностранном языке. Тут уже подойдут мини-группы в детском саду, где все разговаривают на разных языках. Для всех остальных случаев в качестве раннего развития стоит предпочесть развитие моторики, физических навыков, эстетического и музыкального развития.
Детский сад
Стоит отметить, что дети дошкольного возраста лучше усваивают новую информацию в игровой форме, так сказать, обучаются играючи. Это означает, что в раннем возрасте могут подойти песни и стихи на иностранном языке. Можно ставить детские песни на прослушивание по несколько раз в день, придумывать танцы, а через время ребенок сможет подпевать, а потом уже и самостоятельно исполнять песню на иностранном языке. Это самый увлекательный и веселый способ обучения.
Психологи не рекомендуют детям младшего возраста частый просмотр мультфильмов, но если соблюсти возрастные и временные ограничения, то можно выбирать мультфильмы на иностранном языке. Минимум слов, максимум понятных действий у персонажей. Так язык будет запоминаться в контексте конкретной ситуации через образы.
В три года можно начать изучать иностранный в группе детей в садике. Именно групповое изучение подходит для детской психики. Индивидуальные занятия с репетитором могут отбить желание изучать новое. Общение со сверстниками в увлекательном игровом формате идеально подойдет малышу. Когда все начинают говорить на иностранном языке, не существует никаких барьеров.
Младшие классы
В начальной школе ребенок уже имеет представление о предметах и явлениях, что они из себя представляют на русском языке. Усиливается концентрация и усидчивость, увеличивается желание учиться системным знаниям, повышается дисциплина и ответственность. Тогда иностранный язык эффективно ложится в индивидуальную образовательную траекторию ребенка.
Тут уже в ход идут интересные учебники, обучающие видео и мультфильмы, песни, развивающие и познавательные игры, простые сказки и рассказы, наглядные материала на иностранном языке. Также можно проводить короткие занятия дома. Но не стоит сразу заниматься по часу, начните с 15-20 минут, чтобы ребенок заинтересовался, но не утомился. При этом создавайте мотивацию для продолжения обучения. Например, заканчивайте чтение или просмотр длинного видео на интересном моменте. Создавайте интригу для дальнейших занятий.
Средние классы
Самым интересным и результативным методом обучения являются языковые лагеря. Тот формат, когда все говорят только, например, на английском языке. Весь быт и деятельность ребенка ведутся только на английском, а воспитатели являются носителями языка. Так формируется среда, в которой у ребенка не остается выбора и пропадает страх сказать что-то неправильно. Каждый пробует донести свои мысли, как умеет, причем в реальных бытовых ситуациях, которых так не хватает в процессе обучения в школе.
Приветствуйте общение ребенка с друзьями-иностранцами или просто на иностранном языке вне школы. Сейчас социальные сети дают возможность общаться без границ, смотреть различные обучающие видео и фильмы на иностранном языке. Даже компьютерные игры могут быть на английском. Но тут важно соблюсти меру и правила безопасности. В путешествиях давайте ребенку самому сделать заказ в ресторане, пообщаться с другими людьми, решить самостоятельно какой-нибудь вопрос. Ведь погружение в языковую среду – это самый эффективный и интересный способ изучения и практики.
Ни в коем случае нельзя силой навязывать изучение иностранного языка. Первый негативный опыт может напрочь отбить желание изучать его в любом возрасте.