Осознанность стала модным трендом образа жизни современных людей. Интернет переполнен информацией о значимости фокуса на настоящем моменте. Сегодня в некоторых зарубежных странах практика осознанности даже включена в образовательную программу.
Специалист по профориентации и профессиональному развитию, психолог клиники СПБГУ Мария Леонтьева рассказала Сообществу специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о том, в каком возрасте у детей начинает проявляться осознанность, а также как родителям и педагогам помочь подросткам подготовиться ко взрослой сознательной жизни.
Что означает выражение «быть осознанным человеком»? Почему сегодня так популярна эта тема?
Осознанность стоит рассматривать как базовое состояние всех людей, не только подростков. Под ней, во-первых, понимают отслеживание текущих переживаний, которые поступают в мозг от разных анализаторов как некие сигналы об окружении. И во-вторых, умение находиться в настоящем моменте, здесь и сейчас, не вовлекаясь в прошлое и не перескакивая в будущее.
В целом, человек должен понимать, что он сколько угодно может строить планы на будущее, но его еще нет, и сколько угодно может вариться в идее про прошлое, но оно уже случилось. А настоящее есть настоящее. И оно происходит прямо сейчас.
Осознанность как современный модный тренд – это приобретение скорее не подросткового, а чуть более старшего возраста. Подросток тоже может увлечься темой осознанности в том случае, если она отвечает его референтным группам. Когда она работает на решение задач ребкнка, т.е. он понимает зачем ему это нужно, тогда мы можем говорить о поиске им материала на тему, рассуждении в диалоге со взрослыми или ровесниками. Но так происходит не всегда, и это вполне естественно.
В каком возрасте начинает проявляться осознанность и каким образом ее можно развивать?
Для подростка нормально находиться в ситуации «здесь и сейчас» априори, они в этом состоянии живут. Для детей младшего подросткового возраста (11-15 лет) осознанность сводится к естественной возрастной задаче и заключается, в первую очередь, в ответе на вопрос «какой я сейчас?». Им важно получать обратную связь от взрослого окружения (родителей и педагогов) и от своих ровесников. Понимать, какие они среди тех, кто на них похож, попутно проверяя границы и выстраивая систему ценностей.
Когда понимание себя на том уровне, на котором оно есть, произошло, у ребенка формируется временная перспектива – представление о настоящем, прошлом и будущем. Перед ним встает ключевой вопрос – «А кто я в будущем с точки зрения профессиональной деятельности? Кем бы мне вообще хотелось быть?». Он является маркером перехода от младшего подросткового возраста к старшему и помогает детям решать задачи, связанные с личностным и профессиональным самоопределением.
Получив ответ на этот вопрос, пусть даже неточный и размытый, ребенок может вернуться в настоящий момент и сфокусироваться на задачах, двигающих его в намеченном направлении. Важно понимать, что путь будет корректироваться по разным внешним и внутренним причинам. Потому что подросток взрослеет, меняется его представление о себе. Ему предстоит отслеживать, верно ли он двигается в контексте своей дальней задачи, и возможность заглянуть туда, далеко, как раз связана с тем уровнем осознанности, который может быть в принципе у подростка. Так формируется понимание последствий, причинно-следственных связей, появляется осмысленность в принятии решений.
Проявлению осознанности способствуют абсолютно любые увлечения и хобби, которыми подросток занимается по своей инициативе. Потому что у взрослых множество ожиданий, они часто думают, как можно использовать хобби подростка в будущем. А у детей должны быть увлечения просто ради самого процесса. Ради понимания, нравится им это или нет, если нравится, то что именно, как связаны между собой «нравится» и «получается», и как хобби соотносится с их общим состоянием. Это как раз про отслеживание того, насколько ребенок находится в моменте здесь и сейчас. Даже если занятие, с точки зрения взрослых, какое-то несерьезное и никуда не ведет, то самому подростку хобби может давать очень многое.
Для решения задач профессионального самоопределения важна не длительность, с которой подросток занимается одним хобби, а был ли у него разнообразный опыт. Речь о возможности понять – «это мне нравится, и я хочу продолжать», «это я один раз попробовал, и больше не хочется», «а вот на это я посмотрел со стороны и даже пробовать не хочу».
Какую роль в развитии осознанности у ребенка играет школа, а какую родители?
В первую очередь, на развитие осознанности у подростков влияет обратная связь, которую дают им родители в разной форме. Для задач развития важно в принципе наличие обратной связи. Потому что ее игнорирование или отсутствие гораздо страшнее, чем если бы она была негативной.
Подросткам необходимо получать отклик от родителей по поводу своих переживаний, являющихся в этом возрасте для них нормой. Во-первых, эмоциональные всплески могут быть обусловлены гормональными изменениями, во-вторых, отсутствием механизмов владения своей эмоциональной сферой настолько, насколько ожидают взрослые. Здесь имеет место быть разновременность процессов взросления: по одной шкале подросток уже шагнул во взрослость, по другой – он еще совсем ребенок.
Чтобы помочь подростку подготовиться к осознанной жизни, нужно не мешать и вовремя отдать ребенку его зону ответственности. Если подросток говорит, что уже взрослый, дайте ему возможность попробовать самому, не вмешиваясь, и обязательно предоставьте обратную связь. Важно не просто отдать зону ответственности и устраниться из процесса, а остаться с поддерживающей позицией – «я здесь, я рядом, если будет нужно, я готов включиться в этот процесс».
На первом этапе действительно может оказаться, что желание быть взрослым у подростка есть, а инструментальной готовности еще нет. И поделиться инструментами решения разных жизненных задач – это уже ответственность родителей и педагогов.
Стоит обратить внимание на осознанность у взрослых, которые взаимодействуют с детьми. Тут уместна фраза: «Взрослый, всегда помни, что ты тоже был подростком». Если ближайшее взрослое окружение проявляет моменты осознанности, ребенок через механизмы научения тоже этому учится. Причем родители тут играют ключевую роль, ведь именно они являются главными спарринг-партнерами для детей. Нормально, когда у ребенка есть конфликты с родителями, странно, когда их нет. Значит, подросток вступает в конфликты где-то в другом месте, и на это стоит обратить внимание.
Сегодня существует много книг, блогов и других ресурсов, пропагандирующих осознанность. Как определить, каким из них подростку можно доверять, а каких лучше сторониться?
Ресурсов для развития осознанности существует много. Некоторые источники действительно полезны, некоторые содержат пустую, ненужную информацию. И это хорошо, ведь есть возможность выбора. Но обратится к ним подросток в любом случае только тогда, когда созреет потребность в этих инструментах. Важно, чтобы появилась мотивационная составляющая.
Иногда для того, чтобы сформировать свою позицию, нужно познакомиться с тем, что не работает. Правда такая информация может начать вытеснять то, что полезно. Но это тоже к вопросу осознанности: «Если этот инструмент для меня работает и решает мои задачи, значит, нужно его оставить. Если инструмент не приводит к результатам, значит, нужно его сменить». Бывает и так, что человек долгое время использует информацию, а потом отказывается от нее, перестраивает свой маршрут. Когда происходит переосмысление, это ведь тоже про осознанность.
Как осознанность влияет на склонность подростка к деструктивным действиям? Может ли ее развитие стать инструментом, который поможет обезопасить ребёнка от деструктива, научит распознавать и отфильтровывать негативную информацию?
Если подросток начинает удовлетворять потребности деструктивным способом, скорее всего он не знает других инструментов для решения своих задач. И осознанность приходит ему на помощь как расширение, как возможность предложить альтернативу для удовлетворения тех же самых потребностей – в любви, принятии, одобрении, принадлежности, ощущении своей значимости. Это как раз про создание для себя благополучного положения.
Когда мы работаем над профилактикой разрушающего поведения, нужно заглядывать в будущее, разбираться в том, что нам делать сейчас, чтобы дети выросли и стали осознанными подростками, а затем взрослыми. Очень важно сохранить устойчивость родителям, ведь они не только за себя отвечают. Конечно, стрессовые ситуации происходят всю жизнь. Но ребенка не волнует, что вы ведете себя определенным образом из-за стресса. Тут снова речь о расширении – родителю подростка нужно понять, что есть «я» и «он», который на меня смотрит и автоматически считывает мои стратегии совладания, принимая их за свои собственные. И иногда собственными стратегиями совладания становятся деструктивные действия. Ровно потому, что они оказались доступны подростку через разные агенты влияния, включая не только ближайшее взрослое окружение, но и информационное поле, в котором современные дети находятся.
Ребенок должен познакомиться с инструментами осознанности и узнать о существующем деструктиве в мире, и тут особую роль играет оценочная позиция. Необходимо говорить, что плохое – это плохо, и рассказывать почему. Если мы не будем этого делать, подросток все равно получит интересующую его информацию, просто тогда место референтной значимой фигуры займет не родитель, а кто-то другой.
Чтобы подрастающее поколение научилось осознанности, взрослым необходимо создать благоприятную среду, а у детей должна появиться готовность принять разные инструменты. Принять – значит стать частью того сообщества, в котором они растут, семьи и ближайшего окружения.