«Яблоко от яблони далеко не падает» – гласит народная мудрость. «От осинки не родятся апельсинки» – вторит ей другая. И вроде бы скрытый смысл выражений всем ясен и понятен. Однако зачастую родители, глядя на свое дитя, недоумевают, откуда у ребенка взялся такой противоречивый характер, дурные привычки, у кого научился тем или иным поступкам, не всегда приличным моделям поведения. И невдомек им, что это они – родители – главные творцы и привычек, и убеждений, и характера, и в целом судьбы своего ребенка.
Психологи утверждают, что основы мировоззрения (образа окружающего мира) формируются в сознании ребенка в первые годы жизни -в возрасте до трех лет, а к пяти годам этот процесс приближается к завершению.
В возрасте пяти лет ребенок уже имеет свое сложившееся представление об окружающем мире, о нормах и правилах,принятых в обществе, о взаимоотношениях между людьми и т.д., и свое (позитивное или негативное) отношение к этому окружающему миру.
Естественным образом возникает вопрос: «Как формируется мировоззрение ребенка, что влияет на этот процесс?» Ответ достаточно прост, представление об окружающем мире складывается под влиянием той среды, в которой ребенок растет. Если в раннем детстве его окружаютдобрые, отзывчивые, честные люди, обстановка в семье спокойная и доброжелательная, то такие условия существования становятся для ребенканормой, и впоследствии, будучи взрослым, он будет стремиться воссоздать такую же атмосферу в своей собственной семье и окружить себя добрыми и честными людьми. Если ребенок растет в атмосфере жестокости, зла, насилия, то эти модели поведения также становятся для него нормой, поскольку в раннем детстве ребенок не способен критически оценивать окружающую действительность и поступки взрослых людей. Он воспринимает окружение в том виде, в котором оно существует, и считает это нормой. Соответственно впоследствии он будет неосознанно стремиться к воссозданию негативной окружающей обстановки.
В раннем возрасте для ребенка самыми значимыми и авторитетными людьми являются родители. Их образ жизни, их убеждения, поступки, привычки, увлечения ребенок принимает безоговорочно, как говорится, на веру. Этот механизм можно обозначить как синдром утенка, который считает своей мамой любой объект, который попался ему на глаза первым после появления на свет (кошка, мышка, щенок, человек и др.), и везде следует за ним. Этот психологический феномен характерен и для малолетних детей, и проявляется в том, что ребенок при первой встрече с чем-либо или с кем-либо запоминает это событие или этого человека как самое правильное, идеальное, полезное, приятное, красивое и т.д. Опасность этого феномена кроется в отсутствии адекватной оценки ситуации, критического осмысления поступков взрослых людей. Ребенок как губка впитывает все из окружающей его реальности, должным образом не оценивая ее, и формирует на этой основе (иногда безнравственной) свое отношение к людям, животным, природе, усваивает образцы поступков, примеров поведения.
Вывод из вышеизложенного очевиден, если родители подают ребенку достойные примеры для подражания, то и проблем с такими детьми, как правило, не бывает. В противном случае, ребенок будет автоматически повторять ошибки родителей и, скорее всего, повторит их незавидную судьбу в целом. Наверное, в этом и кроется сакральный смысл выражения о том, что грехи родителей падают на плечи их детей. То есть родители собственным примером воспитывают в детях негативные убеждения, черты характера, привычки. А за эти ошибки потом приходится расплачиваться детям, которые в раннем возрасте усвоили такие модели поведения как норму. Например, если родители не являются честными, ответственными и дисциплинированными людьми, то и для их детей эти личностные характеристики не станут ценными, не будут возведены в ранг нормыповедения, а это может повлечь за собой массу негативных последствий, начиная от мелких проступков и заканчивая серьезными правонарушениями.
У англичан есть такая мудрая пословица: «Не тратьте время на воспитание детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Очень жаль, что не все родители следуют этой истине. Хотя объяснение этому тоже найти не сложно. Осознать свои негативные стороны, честно признаться себе в этом и начать работать над изменением себя гораздо сложнее, чем морализировать и осуждать поведение ребенка, учителей или соседей, которые им не довольны.
Еще одной важной составляющей воспитания хорошего ребенка является наличие родительской любви к нему. Наверное, правильнее будет сказать, ощущение ребенком любви и принятия его родителями.Представляется, что подавляющее большинство родителей любит своих детей, однако дети не всегда ощущают эту любовь на себе. Иногда родители думают, что чем строже они ведут себя по отношению к ребенку, проявляют меньше эмоций, уделяют меньше внимания, тем лучше. Но это не так. Если ребенок не ощущает родительскую любовь, не чувствует их поддержки, помощи и защиты, и не важно по какой причине (убеждения, чем строже, тем лучше или отсутствие времени на общение с ребенком) у детей может возникнуть уверенность в том, что родители их не любят, что они не нужны маме или папе. Дети, лишенные родительской любви или ее проявления со стороны родителей, отличаются демонстративным поведением, отрицанием всех и вся. В средствах массовой информации мы довольно часто сталкиваемся с ситуациями, когда молодые люди из разряда «золотой молодежи» ведут себя недопустимо, совершают недостойные, а то и противоправные деяния. Дети руководителей организаций, бизнесменов, да и учителей тоже нередко оказываются в стане нарушителей. Основная причина таких поступков в том, что родители заняты работой, тратя на нее все силы и время, а собственные дети остаются в стороне, на заднем плане и начинают по-своему, порой сами того не осознавая, «мстить» родителям за невнимание,за то, что их часто нет рядом. Справедливости ради, надо отметить, что работа очень важна для взрослого человека, особенно для мужчины, ведь она является источником материального дохода семьи, без которого невозможно создать необходимые условия для обучения, воспитания и развития ребенка. Однако здесь надобно соблюсти принцип «золотой середины», и не отодвигать общение с ребенком на второй план. Попытка заменить живое внимания к ребенку материальными благами (дорогие подарки, карманные деньги и др.) не сработает и не принесет родителям ожидаемого результата.
Дети, лишенные внимания родителей, обладают неадекватной самооценкой. У одних она завышена, у других занижена. Ни тот, ни другой вариант не способствует полноценному развитию ребенка, его самореализации и успешной социализации в обществе. Человек с заниженной самооценкой довольствуется малым, с завышенной – претендует слишком на многое.
Мудрые родители, даже если они очень заняты, будут использовать любую возможность побыть рядом с ребенком, поговорить на интересующие его темы. Это позволит вовремя заметить изменения в поведении ребенка, понять, чем они вызваны и, если, необходимо, обсудить вместе какие-то проблемные моменты. Кстати, никогда не следует забывать и о критическом отношении к своим поступкам и привычкам. Позитивные личностные изменения самих родителей всегда отразятся на детях и дадут положительный эффект.
Проблема воспитания детей не нова, она постоянно волновала умы людей. В свое время Л.Н. Толстой писал: «…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя. Удивительно, но эти постулаты актуальны и по сей день и могут для многих родителей, педагогов служить методическим путеводителем в вопросах воспитания детей.
Таким образом, следует заключить, что если родители хотят видеть своих детей достойными, успешными, счастливыми, то самый надежный путь к достижению этой цели – развить желаемые качества в себе и жить счастливой полноценной жизнью, в которой важное место займут дети.