Каждый учитель сталкивается с проблемами поведения своих учеников. И будем честны, оно порой способно вызывать раздражение. Профессионал, безусловно, справится с таким поведением. Но этого недостаточно, нужно уметь помочь ребенку изменить его, превратив проблему в зону роста. Какие стратегии может применить учитель для этого?
Взрослые зрелые люди умеют осознавать причины своих реакций и эмоций, а также контролировать их. Дети и подростки только учатся этому. Мы предлагаем вам несколько стратегий, которые помогут в этой непростой задаче.
- Поймите причину проблемного поведения ученика
Прежде всего, нужно выяснить, почему ученик проявляет подобное поведение. Не понимая, что с ним происходит, вы не сможете найти причину. Поговорите с родителями и узнайте, какие изменения происходят в жизни ученика. Расставание, развод, влюбленность, появление брата или сестры и другие причины могут вызвать изменение поведения ученика. Понимая ситуацию и ее детали, эмоциональное и психическое состояния ученика, вы сможете решить, какие действия нужно предпринять, чтобы помочь ему.
- Сформулируйте желаемый результат
Начните решать ситуацию с результата. Какие изменения необходимы, чтобы помочь ребенку изменить свое поведение. Представьте пошаговую цель решения проблемы. Какие усилия вы можете приложить в этой ситуации, какие ресурсы понадобятся. Подумайте, нужна ли психологическая или другая профессиональная консультация для решения этой проблемы.
- Научитесь справляться со своими реакциями
Раздражающее поведение часто связано не столько непосредственно с учеником, сколько с восприятием учителя. Совершенно естественно чувствовать разочарование или гнев, когда ученик ведет себя неподобающим образом. Но гнев или разочарование не должны определять действия педагога. Необходимо научиться осознавать свои эмоции, признавать их и успокаиваться, прежде чем реагировать на поведение ученика.
Когда мы спокойны, то вероятнее сможем найти творческие и позитивные решения проблемы, не говоря уже, о достойном примере для детей. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с поведением (которое вызывает раздражение), дайте себе несколько минут, чтобы успокоиться и подумать.
- Помните, не нравится поведение, а не ученик
Многим из нас привычно судить человека по одному проступку, так как мало кто отделяет личность от поведения. Слова учителя, несмотря на показное безразличие со стороны подростка, способны глубоко проникать в его сознание. Это первый шаг к разрушению доверия и отстраненности от взрослых.
Будьте внимательны, что вы говорите ученику. Вам не нравится не он сам, а только его плохое поведение. Вы можете сказать: «Ты знаешь, что ты отличный ученик, но такое поведение неприемлемо». Такой подход помогает ему понять, что нужно изменить только одно плохое поведение, а не всего себя, свою личность.
- Помогите ученику, объяснить его действия
Проблемное поведение – это точка роста. Чтобы помочь ученику разобраться в ситуации, попросите его объяснить свои действия. Такой подход позволит ему оценить свое поведение и понять, как он себя вел со стороны. Часто эмоции не позволяют получить ясную картину. Но когда ребенок пересматривает свои действия, это помогает понять проблему и дальше уже менять поведение. Слушайте, уважайте и только потом отвечайте. Помните, что подобные разговоры лучше вести без присутствия посторонних.
Важно, чтобы ученики знали и понимали, что вы помогаете в решении проблем, а не выступаете как судья. Тогда они будут прислушиваться к вам и обращаться за помощью, когда это необходимо.