Современные технологии, особенно искусственный интеллект (ИИ), всё больше влияют на нашу жизнь. Мы уже видим, как ИИ помогает в медицине, образовании, транспорте и даже в творчестве. Однако важно объяснить детям, что несмотря на все преимущества ИИ, уникальность человека всегда будет ценна. Понимание возможностей и ограничений ИИ поможет ребёнку осознать свою роль в будущем и задуматься о том, как технологии могут быть полезны для общества.
Начните разговор с простых примеров использования ИИ, которые дети видят каждый день, например, голосовые помощники, рекомендательные системы в приложениях или роботы-пылесосы. Объясните, что ИИ может помогать людям, но не способен думать и чувствовать, как человек. Поделитесь своими мыслями о том, как технологии облегчают нашу жизнь, но требуют ответственного подхода, чтобы приносить пользу.
Обсудите с ребёнком ценность человеческих качеств, таких как критическое мышление, творческое воображение, эмпатия и способность принимать сложные решения. Объясните, что ИИ способен выполнять задачи быстрее и точнее, но не может заменить человеческую интуицию и сочувствие. Эти разговоры помогут ребёнку понять, как важно развивать свои способности и использовать ИИ как инструмент для улучшения жизни, а не как замену живого общения и творческой работы.
Вопросы для обсуждения с детьми разного возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Какие технологии ты уже знаешь, которые помогают людям? Как они делают жизнь удобнее?
- Как ты думаешь, может ли робот думать или чувствовать, как человек? Почему?
- Как бы ты хотел использовать роботов, чтобы помогать людям, если бы у тебя была такая возможность?
Средние школьники (5–8 класс):
- Как, по-твоему, технологии помогают нам в повседневной жизни? А в каких ситуациях они могут создавать трудности?
- Как ты думаешь, чем отличаются человеческие решения от тех, которые принимает компьютер?
- Какие навыки или качества, по-твоему, важны для человека в мире, где есть ИИ? Как ты можешь развивать их в себе?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Какую роль, по-твоему, должен играть человек в мире, где всё больше задач выполняет ИИ?
- Как, по твоему мнению, использование ИИ может повлиять на общество и на то, как люди взаимодействуют друг с другом?
- Какие, на твой взгляд, есть опасности или риски в применении ИИ? Как их можно минимизировать, чтобы технологии оставались полезными?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Фильмы/мультфильмы
Мультсериал «Фиксики»,
серия «Программа», 6 минут, режиссёр Милана Федосеева, 0+
Профессор Чудаков создал манипулятор: машину, у которой есть зрение, слух и даже голос. Но с первым же заданием – помыть кружку ученого – искусственный интеллект не справляется, кружка разбита. Фиксики смеются, а профессор изъявляет желание «очистить лабораторию от посторонних предметов». Задание принято манипулятором буквально: тот начинает борьбу и с фиксиками, и с хозяином. О том, как герои смогут одолеть искусственный интеллект и какие сделают выводы – в этой серии.
Серия обогащает научную картину мира, а также воспитывает умение анализировать, быстро ориентироваться и делать выбор в пользу взаимодействия с реальными людьми, а не компьютерными программами.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое программа? Для чего она нужна?
- В каких жизненных ситуациях искусственный интеллект может помогать? А вредить?
- Чему нас учит эта серия?
Мультсериал «Барбоскины»,
серия «Искусственный интеллект», 5 минут, режиссёр Анна Миронова, 0+
Гена изобретает аппарат, наделенный искусственным интеллектом. Теперь у него всегда есть собеседник для научных рассуждений. Однако так ли хорош гаджет, наделенный логикой и умом, но не имеющий эмоций и чувств? Гене предстоит узнать разницу между настоящей дружбой и общением с искусственным интеллектом.
Серия обогащает общую картину мира, а также воспитывает умение анализировать и делать выбор в пользу реального общения.
Вопросы для обсуждения:
- Какой вывод сделали герои серии?
- В чем разница между общением с искусственным интеллектом и живым человеком? Что ценнее? Почему?
- В каких жизненных ситуациях искусственный интеллект может помогать? А вредить?
Кинофильм «Робо», 2019,
семейный фантастический фильм, 90 минут, режиссер Сарик Андреасян, 6+
Трогательная история дружбы одинокого мальчика и одинокого робота.
Родители Мити занимаются разработкой робота-спасателя по имени Робо и очень мало времени уделяют сыну, лишь твердят, как сильно важна в жизни математика. А сам Митя мечтает о рисовании. Волею случая Робо сбегает из лаборатории и знакомится с Митей – и с этого момента начинаются их приключения, в ходе которых каждый обретает в лице другого настоящего друга.
Фильм учит верить в себя и в свои мечты, быть ответственным и бережно относиться к самым близким – семье.
Вопросы для обсуждения:
- Чему Митя научил Робо? А чему Робо научился у Мити?
- Что такое настоящая дружба? Какие негласные правила дружбы ты знаешь? Какие из них соблюдали Митя и Робо?
- Что помогало Мите и Робо преодолевать трудности на пути?
- В чем состоит главная мысль фильма?
- В каких жизненных ситуациях искусственный интеллект может помогать? А вредить? Давайте порассуждаем на эту тему.
Кинофильм ««Будущее за нами?» Вся правда об искусственном интеллекте и новых технологиях»,
документальный, 63 минуты, 12+
В рамках этого фильма главные эксперты нашей страны поведают о том, как устроены технологические компании. Также мы узнаем, в чем минусы и плюсы искусственного интеллекта, и какие новые необычные гаджеты можно использовать уже сейчас. Мы узнаем, почему настоящее время – самый лучший момент для продвижения по карьерной лестнице.
Фильм значительно расширяет общую картину миру, дает понимание о научном прогрессе в наше время, мотивирует интересоваться новыми открытиями.
Вопросы для обсуждения:
- Какое научное открытие поразило вас больше всего?
- В чем состоит ценность технологического процесса, а в чем опасность? Давайте порассуждаем на эту тему.
- Какие окна возможностей открылись вместе с технологическим прогрессом с точки зрения карьеры?
- В чем состоит главная мысль этого фильма?
Проект «Человек наук»,
серия «Эстафетная робото-палочка от Антона Рогачева», 06:47, 0+
Человек-наук – это проект, призванный разрушать стереотипы об ученых.
Мы познакомимся с миром науки с помощью молодых специалистов и научных сотрудников, увлеченных своим делом, а также сможем увидеть изнутри самые топовые научно-исследовательские центры и лаборатории.
Проект прививает интерес к познанию в области науки, дает пример достижения успеха в профессиональной деятельности , значительно обогащает научную картину мира.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а, а с чем уже был/а знаком/а?
- Какая из научных профессий кажется тебе наиболее полезной?
- Какие качества присущи героям этих роликов? Что помогло им не свернуть с пути развития?
Книги
«Искусственный интеллект. 5 больших идей» – Альпина PRO – 192 страницы, 6+
Книга познакомит юного читателя с таким понятием как искусственный интеллект. Как и когда появились умные устройства? Могут ли компьютеры говорить и слушать человека? Как искусственный интеллект распознает нашу речь? Каким образом принимает решения? Как происходит машинное обучение? Какие задачи решает ИИ? Кому приносит пользу, а кому может навредить? На все эти и другие вопросы читатель узнает ответ на страницах книги.
Книга значительно обогащает общую и научную картины мира, развивает смекалку и любознательность.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое ИИ?
- В каких сферах жизни ИИ может помогать человеку? (Например, в освоении космоса – а еще?)
- Что такое «метод кластеризации»? Как его использует ИИ?
- Какие еще методы работы использует ИИ?
- В чем разница между общением с искусственным интеллектом и живым человеком? Что ценнее? Почему?
- В каких жизненных ситуациях искусственный интеллект может помогать? А вредить?
Людмила Литвинцева «Искусственный интеллект. Беседы со школьниками» – наука, BHV – 312 страниц, 12+
В формате диалога между учеными и школьниками книга рассказывает о том, что представляет собой наука «искусственный интеллект». Читатель узнает основные векторы развития этой науки, а также ближе познакомится с такими направлениями как нейросети и робототехника.
Книга значительно обогащает научную картину мира, побуждает познавать новое, развивает любознательность и аналитический подход к изучению информации.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы поняли, что такое «искусственный интеллект»? Назовите три ученых кита науки «искусственный интеллект». На что способен современный ИИ?
- Расскажите об эволюции систем обработки знаний. Что вас особенно поразило?
- Как научить робота логически мыслить? Давайте порассуждаем, для чего это может быть полезно человечеству? А в чем может навредить?
- Какая связь между генетическим алгоритмом, генетикой и оптимизацией? Как эта связь нашла отражение в развитии ИИ?
- Что такое мягкие вычисления?
- Что такое нейросети? В чем может состоять их польза? А вред?
- Какая из глав книги показалась интереснее других? Почему?
Сергей Шумский «Воспитание машин: Новая история разума» – Альпина нон-фикшн, 2021 – 174 с., 0+
Сергей Шумский, эксперт в области машинного обучения и искусственного интеллекта, посвятил эту книгу рассмотрению различных проблем, связанных с изучением и внедрением ИИ в нашу жизнь. На взгляд автора достаточно лишь сформулировать единые этические правила для разработки и использования искусственного разума. Также автор рассматривает ретроспективу, разбираясь в причинах неизбежного перехода к машинному интеллекту и объясняет читателю, почему создание сверхчеловеческого искусственного интеллекта – это естественный этап, который продиктован эволюцией человеческого разума.
Книга значительно обогащает общую и научную картины мира, показывает новые возможности в поиске решений для различных задач.
Вопросы для обсуждения:
- В чем состоит ценность технологического прогресса?
- В чем состоит опасность технологического прогресса?
- Как устроена экономика цифровых платформ?
- В чем состоят социальные проблемы цифровой революции?
- Какой путь ведет к сильному искусственному интеллекту?
Исай Давыдов «Я вернусь через 1000 лет» – часть 1, повесть, издательство Средне-Уральское книжное издательство, 256 страниц
Будучи написанным в 1965 году (и пережившим 5 переизданий вплоть до 2018-го года!), произведение стало любимейшим романом многих советских детей и взрослых. Но именно сейчас, когда ценностные ориентиры у подростков часто сбиваются и рушатся, погружение в мир Исая Давыдова особенно целительно. Книга относится к жанру гуманистической научной фантастики. Главный герой Саша вместе со своими товарищами заслужили участие в почетной миссии – полет в составе второй экспедиции на далекую планету Риту. Это билет в один конец, и героям предстоит обустроить свой новый дом – Риту – и полюбить ее, соединившись с аборигенами в единое общество.
Книга наполнена светом надежд целого поколения, которые сбылись благодаря общему труду и верности общей цели. Каждый герой – Личность, достойная быть примером для детей любой эпохи. Книга учит тому, что чистота помыслов и усердный труд всегда будут вознаграждены. Что даже нерешаемые, на первый взгляд, задачи и трудности (например, окультуривание диких племен Риты) при желании можно выполнить и преодолеть, если взглянуть на них нестандартно. Очень важный пример «Я вернусь через 1000 лет» дает в вопросах экологии и… правил пребывания в гостях. Земляне прибыли на Риту как гости, а не как захватчики, и избрали цивилизационный, а не революционный подход, постаравшись устроиться с максимальной бережностью к ее природе и обитателям.
Вопросы для обсуждения:
- Как думаешь, благодаря чему такое общество сумело отыскать и населить Риту?
- Саша – лидер, на твой взгляд? Если да, какие черты делают его лидером?
- Согласен ли ты с убеждением, что лидер — это тот человек, рядом с которым другие тоже становятся лидерами?
- Какое влияние на человека оказывают его товарищи и друзья? Зависит ли характер человека от компании, в которой он долго находится? Какими качествами должны обладать товарищи из твоей компании, чтобы тебе было с ними интересно и хотелось совершать вместе что-то интересное?
- Почему Бирута, на твой взгляд, встретила именно такую судьбу?
- Что для тебя – бережное отношение к окружающему?
- Каким ты видишь далекое будущее? Почему?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.