Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» образовано Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Оно объединило ребят из всех уголков нашей большой страны и позволило реализовать себя в разных направлениях. Зачем молодежи вступать в Движение и какие возможности оно дает ученикам 1–11 классов,расскажут в понедельник, 20 мая, в рамках «Разговоров о важном».
О чем говорить?
Основная задача занятия: подготовка детей и молодежи к жизни в обществе, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности.
Разговор с ребенком мы рекомендуем начать с рассказа о том, что 19 мая отмечается День детских общественных объединений и организаций. Расскажите про историю этого праздника. В 1922 году было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов. С этого времени праздник и отмечается по сей день. В День пионерии во всех уголках необъятной страны проходили пионерские слеты, сборы, парады, костры. Вспомните свой пионерский опыт (или опыт близких родственников) и поделитесь им с ребенком.
Затем можно перейти к современности и поговорить о Российском движении детей и молодежи. РДДМ — это единое движение, которое сплотило все детские организации, движения и объединения в стране, охватило наибольшее количество детей и подростков, дало им огромную поддержку. В Движении каждый находит для себя полезное и интересное дело, а также раскрывает свой потенциал в многогранной палитре возможностей.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:
Учениками младшей школы
- Чем тебе нравится заниматься в свободное время? Чему бы ты хотел еще научится кроме школьных предметов?
- Как думаешь, легче ли выполнять задания в команде? Как одноклассники могут помочь друг другу, к примеру, с подготовкой к школьной ярмарке?
- Летом ты не каждый день видишься со своими школьными друзьями. Подумай с родителями, как можно продолжать общаться с одноклассниками летом, посмотрите мероприятия на каникулах от РДДМ и выберите, где можно участвовать всем вместе.
Учениками средней школы
- В каких общественных мероприятиях тебе удалось принять участие в этом году?
- Какие общие интересы у тебя и твоих друзей?
- Чему бы ты хотел научиться этим летом, конечно, не забывая отдыхать?
Учениками старшей школы
- Что для тебя значит выражение «найти свое место в обществе»?
- В каких общественных мероприятиях или проектах тебе хотелось бы участвовать?
- Как ты можешь использовать свои увлечения и интересы, чтобы помогать другим?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» – повесть, Малыш, 2018, 256 с., 6+
Несмотря на то, что книга повествует об истории, произошедшей в 1939 году, она может быть актуальной и для современного читателя. Повесть читали бабушки, дедушки и родители современных детей, поэтому у вас будет возможность обсудить её всей семьей.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, зачем Тимуровцы стали помогать людям?
- Хорошо ли Тимур справляется со своими обязанностями командира?
- Как ты понимаешь фразу: «Где есть команда, должен быть и командир»?
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» – повесть, Эксмодетство, 2020 – 208 с., 6+
Поучительная светлая повесть о школьных приключениях двух друзей четвероклассников Вити и Кости. Основная мысль повести состоит в том, что школьники работают над собой и своими недостатками. Обсудите с ребёнком ситуации, в которые попадали мальчики, и что им помогало справляться с трудностями.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Ольга Николаевна так верила в ребят? Какие качества она в них видела?
- Какие качества ребята смогли развить в себе после всех пройденных трудностей?
- Случалось ли тебе попадать в похожие ситуации, как у ребят из повести?
Сергей Иванов, Сергей Александрович, Наталья Хмелик «Лето с капитаном Грантом» – сборник из 3-х повестей, Физкультура и спорт, 1990, 449 с., 12+
В сборник входят три повести: «Июнь, июль, август» С. Иванова, «Лето с капитаном Грантом» С.Александровича, «Длинные дни короткого лета» Н. Хмелик. В каждой из них рассказывается о приключениях ребят во время летних каникул. Обсудите с ребёнком, хочет ли он поехать в летний лагерь, что интересного его там ждет, как зарождается дружба между людьми?
Вопросы для обсуждения:
- Что значит – нести ответственность за свои слова и поступки? Какие герои повестей были ярким примером в этом? В чем это проявлялось?
- Захотелось ли после прочтения поехать в лагерь? Почему?
- С какого героя тебе хотелось бы брать пример? Почему?
Фильмы
Кинофильм «Байкальские каникулы», 2015, комедия, семейный, 84 мин., реж. Артём Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова, 6+
Фильм рассказывает историю мальчика Коли, который попал в нетипичное для себя место, а затем и вовсе перенёсся в 1985 год, но сумел адаптироваться и пройти испытания.
Обсудите с ребёнком, легко ли ему адаптироваться к новым условиям, сталкивался ли он с тем, что у него не получалось найти общий язык с кем-либо. Поинтересуйтесь, как он находит общий язык, встречаясь с новыми людьми.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличаются ребята-пионеры от ребят из современного лагеря?
- Почему Коле не понравилась жизнь в отряде?
- Как путешествие во времени повлияло на Колю?
Кинофильм «Нормальный только я», 2021, семейный комедийный фильм, 99 мин., реж. Антон Богданов, 12+
В фильме показан пример того, как сталкиваются два абсолютно разных детских мира – и самым удивительным образом находят общий язык и обретают дружбу и поддержку. Большую роль в этом играют их наставники и любящие вожатые.
Обсудите с ребёнком, легко ли ему находить общий язык со сверстниками и педагогами.
Вопросы для обсуждения:
- Почему трудные подростки так уважают своего наставника дядю Рому?
- Можно ли сказать, что ребятам к концу смены удалось найти общий язык друг с другом и объединиться?
- Почему директор Игорь смог переменить в себе отношение к другим и к себе?
Кинофильм «Артек. Большое путешествие», 2021, 6+, комедия, семейный, приключения, фэнтези, 105 минут, Карен Захаров и Армен Ананикян
В фильме поднимается тема недопонимания между детьми и родителями. Главным героям получается лучше понять своих родителей, пройдя через приключения. Обсудите с ребёнком, часто ли между вами случаются недопонимания, что вам может помочь лучше понять друг друга.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, удалось ли ребятам подружиться со своими родителями? Почему это важно – уметь дружить со своими родителями?
- Как ты думаешь, почему важно еще в детстве научиться взаимовыручке?
- Помогло ли путешествие в прошлое детям понять своих родителей, что они узнали о них?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.