День Победы – одна из самых важных памятных дат в истории России и многих других стран. Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, мы сохраняем и передаем следующим поколениям историческую память о подвиге миллионов людей.
Обсуждая важность мира и того, какие усилия были приложены для достижения победы над врагом, мы учим детей ценить мир, а также противостоять насилию и ненависти.
Празднование Дня Победы сплачивает и объединяет нас вокруг общих ценностей и исторической памяти. Разговоры с детьми на эту тему помогают им ощутить свою принадлежность к своей стране и чувствовать себя частью большой истории.
О чем говорить?
Основная задача занятия: сохранение и передача исторической памяти; формирование уважения к истории родной страны.
К теме Великой Отечественной войны стоит подходить деликатно, чтобы рассказы не пугали детей, но формировали патриотические чувства и чувство гордости за своих прадедов, а также сохраняли историческую память о подвиге советского народа. Расспросите ребенка, а что он знает о событиях тех лет?
Так как знание истории своей страны — важный этап формирования личности ребенка, знакомить с историей можно через воспоминания о предках. Практически в каждой семье найдется дедушка, который воевал на фронте, или бабушка, которая была труженицей тыла. Детально расскажите, чем занимались старшие родственники ребенка во время войны и какой вклад внесли в Великую Победу.
Хорошей идеей станет обсудить Города-герои Великой Отечественной войны. Расскажите, за какие заслуги некоторые города после войны получили звание Города-героя и сколько их в нашей стране. Подробнее про эти города можно прочитать в нашем тексте «Больше, чем путешествие».
Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:
Учениками младшей школы
- Что ты знаешь про День Победы?
- Что тебе было бы интересно узнать про День Победы?
- Как мы сейчас можем выразить уважение к памяти героев войны?
Учениками средней школы
- Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»?
- Какие Города-герои ты знаешь? За что давали такое звание?
- Кто из твоих родственников внес вклад в Великую Победу?
Учениками старшей школы
- Что делают наши современники, ваши ровесники и что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить историческую память о данных событиях?
- Что символизирует Вечный огонь?
- Какой фильм о Великой Отечественной войне больше всего эмоционально тебя затронул? Какие чувства и эмоции он в тебе рождает?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» – повесть, 12+
Повесть основана на реальных событиях: во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Алексей Мересьев был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали ступни обеих ног. Несмотря на это, герой доказал, что может наравне со всеми быть летчиком, и продолжил службу.
Вопросы для обсуждения:
- Какие личностные качества помогли Мересьеву выжить в холодном лесу и дойти до своих?
- Какие ценности были для него важнее всего? Почему Мересьев на 15 день своего продвижения по лесу, обессилев, сказал: «Все-таки не плен!». Почему для летчика свобода – главная ценность даже в таких нечеловеческих условиях?
- Кто такой комиссар Воробьев? Какое влияние он оказал на Мересьева, чем вдохновил?
- Какие чувства испытывал Мересьев во время своего первого полета после госпиталя? Какое желание побуждало его к действиям?
Валентин Катаев «Сын полка» – повесть, 6+
Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Встретившие его солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.
Книгу стоит читать в память о войне, о подвиге дедов и прадедов. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, что послужило причиной усыновления Вани командиром?
- Какие качества помогли Ване выжить до встречи с солдатами?
- Какой эпизод из книги поразил тебя больше всего? Почему?
- Не имея почти ничего, ни удобств, ни развлечений, люди умудрялись проживать счастливые моменты и обретали родных и дорогих сердцу людей в самые нелегкие времена. Как ты думаешь, какое качество им в этом помогало? (Благодарность). Как это качество можно развивать в себе?
Токмакова И.П., Зощенко М.М., Пантелеев Л. и др. «Рассказы о юных героях» – стихи, 12+
В сборник вошли 28 стихотворений и рассказов разных авторов. Главные герои – дети, которым пришлось рано повзрослеть. Лёня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Таня Савичева и другие. Их подвиги, совершенные в тылу, на фронте и в немецкой оккупации, навечно сохранены в нашей памяти. Справедливость, чувство ответственности и добропорядочность сделали юных бойцов настоящими героями. Бессмертным примером силы духа, невероятной отваги и бескрайней сердечной доброты.
Вопросы для обсуждения:
- Какое из стихотворений вызвало у тебя самые сильные чувства? Какой пример ты можешь взять с героя этого стихотворения?
- Какие качества помогали героям на их нелегком пути?
- Как ты думаешь, кто был примером для самих детей?
Любовь Воронкова «Девочка из города» – повесть, 0+
Однажды во времена Великой Отечественной войны на пороге деревенского дома появилась девочка в синем капоре в сопровождении двух взрослых женщин. С этого начинается невероятно трогательная повесть о новой жизни маленькой Валентинки – круглой сироты из Ленинграда. Война отняла у нее семью, дом и родной город, но случай свел ее с Дарьей – многодетной мамой из деревни Нечаево. Говорят, не бывает чужих детей – вот и Дарьино сердце не выдержало, и осталась Валентинка на новом месте: с новыми сёстрами и братом, с новым дедушкой, новыми непривычными заботами и новой мамой.
Вопросы для обсуждения:
- Что почувствовала Дарья, впервые глядя на спящую Валентинку?
- Почему Таиска изменила свое поведение по отношению к Валентинке?
- Почему дедушка изменил свое поведение по отношению к Валентинке?
- Какие моменты помогли Валентинке почувствовать себя дома, в семье? Сразу ли это случилось или постепенно? Почему?
Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» – рассказ, 6+
Этот пронзительный рассказ ведется от имени Вали Зайцевой. Валя – сверстница той самой 13-летней Тани Савичевой, чей блокадный дневник по сей день заставляет сжиматься от горя и сочувствия многие сердца. Валя помогает сохранить память о своей подруге из другого времени, и сама берет с Тани пример в проявлении отваги и стойкости духа.
Рассказ сохраняет память о большой и страшной странице истории страны – блокаде Ленинграда. Иллюстрирует смелость, достоинство и высшую степень эмпатии и сопереживания.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Валя считает Таню своей подругой?
- Что Вале дает эта особенная дружба? А Тане?
- В чем главная ценность этого рассказ? Чему он нас учит?
Тамара Цинберг «Седьмая симфония» – повесть, 12+
Пронзительная повесть о судьбах тех, кто попал в жернова событий Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда юная Катя берет под опеку маленького мальчика, чья мама сбежала. Ради нового братика Катя проходит все трудности и невзгоды, добывает пищу и кров, много трудится и на совесть воспитывает своего подопечного, которого нарекла Сережей. Судьба не единожды сводит ребят с настоящим отцом малыша, капитаном Вороновым – что же получится из этих встреч?
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы притчу о лягушке, которая барахталась в кувшине с молоком и смогла выбраться? Как эта притча иллюстрирует то, что смогла сделать Катя в годы блокады?
- Какие качества помогали Кате в эти трудные годы?
- Многие погибли, но Кате удалось сберечь целых две жизни – свою и Сережину. Благодаря чему?
- В чем можно взять пример с Кати?
Булат Окуджава «Будь здоров, школяр» – автобиографическая повесть, 12+
Эта автобиографическая повесть рассказывается от лица юноши, который ушел на фронт сразу после школы. В возрасте 18-ти лет герой становится бойцом-минометчиком. С первого дня начинаются проверки на прочность, а смерть ходит совсем близко, на глазах героя нанося раны и забирая жизни товарищей и знакомых.
Будучи написанной очевидцем повесть представляет войну такой, какая она была на самом деле: страшной, грязной, но открывающей в человеке все его самое честное и искреннее. Повесть прививает гордость за подвиг наших предков, воспитывает храбрость, милосердие и умение сопереживать.
Вопросы для обсуждения:
- Какую роль сыграла удача в судьбе героя? В какие моменты она поворачивалась к нему лицом?
- Как смерть незнакомой связистки повлияла на героя?
- Сашка Золотарев делал зарубки на память о погибших. Почему так важно хранить память об ушедших солдатах?
- Что означают слова, сказанные Женей, о том, что «войне нужны молчаливые, хмурые солдаты»?
- Почему герой не смог есть новыми алюминиевыми ложками?
- В чем состоит ценность этой повести?
Елена Верейская «Три девочки. История одной квартиры» – повесть, 12+
Эта книга повествует о судьбах трех совершенно разных, но чудесных девочек – Кати, Люси и Наташи – на фоне жестоких реалий блокады Ленинграда. Все начинается, когда в коммунальную квартиру въезжает семья Наташи. С этого момента жизнь ее обитателей меняется, становится интересной, наполненной смехом и любопытством. Важная и деятельная Наташа, веселушка-Люся и застенчивая Катя становятся настоящими подругами. Именно благодаря дружбе и сплоченности девочки и их семьи смогут пережить блокаду и вместе выбраться из ужаса того времени.
Вопросы для обсуждения:
- Почему, будучи такими разными, девочки смогли подружиться?
- Какие негласные правила дружбы по отношению друг к другу и к окружающим девочки соблюдали?
- Какие духовные ценности были важны для девочек?
- Как вы понимаете значение определения «ежедневный маленький подвиг»? Совершали ли такой девочки? В каких ситуациях?
- Кто сказал фразу: «Будьте такими, чтобы людям около вас было тепло и весело». Как такая установка помогала самим девочкам?
Людмила Никольская «Должна остаться живой» – повесть, 12+
История повествует о жизни девочки в первый год блокады Ленинграда. Проводив на фронт отца и брата, маленькая Майка вместе с мамой остаются воевать свою битву: с беспощадным зимним холодом и всепроникающим страшным голодом. Майка вспоминает, что когда-то уронила в подвал кусочек булки – и не может перестать об этом думать. Она хотела бы спать и видеть, как пьет парное молоко, только мама будит ее, погружая в жестокую реальность. Но и в такой реальности Майка, сама того не замечая, совершает маленькие подвиги: помогает пожилой бабушке отоварить карточки и делится с ней своим хлебом; спасает брошенного малыша; подбирает котёнка; приносит нуждающимся воду. В любой ситуации Майка остаётся неравнодушной, доброй и любопытной, вот только сил с каждым днем становится все меньше…
Вопросы для обсуждения:
- Майка день за днем справляется с суровыми реалиями жизни. Какие качества ей помогают в этом?
- Почему многие вокруг Майки встречали свою смерть, но сама Майка, хоть и была почти обессилена, продолжала двигаться и жить?
- Как бумеранг добра возвращался к Майке?
- В чем состоит главная мысль книги? А главная ее ценность?
Ольга Берггольц «Говорит Ленинград. Стихи и воспоминания о войне» – стихи и воспоминания, 16+
В этот знаковый сборник вошли стихотворения и отрывки из обращений к ленинградцам Ольги Берггольц. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц – писатель, журналист, драматург и поэт – работала на радио, не покидая осажденный Ленинград. Именно ее голос, ее стихи слышали ленинградцы почти каждый день в самые тяжелые блокадные месяцы. Именно благодаря этим радиоэфирам многие смогли не сойти с ума и сохранить человечность в то страшное время. По окончании войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены слова из стихотворения Ольги Берггольц, ставшие вечными: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Вопросы для обсуждения:
- Какие стихи тронули вас более всего?
- Представьте, что слышите эти слова из динамика радио. Какие чувства при этом возникают?
- Знаете ли вы биографию автора – Ольги Берггольц? Почему она не покинула Ленинград?
- Какое значение ее голос и ее стихи имели для блокадных ленинградцев?
- В чем состоит ценность этой книги?
Борис Васильев «В списках не значился» – роман, 12+
Роман, написанный в 1974-м году, посвящён событиям Великой Отечественной войны. В основу сюжета легла правдивая история об обороне Брестской крепости, первой принявшей на себя удар немецкой армии. Главный герой Коля Плужников прибывает в крепость накануне 22-го июня 1941-го года. Не успев зачислиться в военный состав Коля попадает в водоворот ужасов и тягот первого военного года, где каждый миг проверяет людей на прочность. Девять страшных месяцев Николай проводит в подземельях Брестской крепости, сражаясь с фашистами, теряя товарищей и близких и даже не думая, что кто-то узнает о его подвиге. Но честь и долг офицера-защитника Родины не дают ему сдаться, даже когда он остаётся совершенно один. Кто он, защитник, который даже «в списках не значился»? «Я – русский солдат», – отвечает Николай на вопрос немецкого генерала, выступая от имени тысяч безымянных героев, павших на поле боя.
Вопросы для обсуждения:
- Почему произведение называется именно так?
- Какие качества проявили Коля и его сослуживцы в первые дни войны?
- Какие качества личности проявили невольные заложники склада в первые дни войны (Федорчук, Степан Матвеевич и другие)?
- Как вы понимаете значение слова «подвиг»? Можно ли сказать, что Степан Матвеевич совершил подвиг?
- Почему Николай не сдавался даже в самые страшные минуты?
- Что значило для Коли и Семишного знамя, которое Семишный передал Коле перед своей кончиной?
- Почему немецкий генерал приказал отдать честь Коле?
- Какие чувства остались на сердце после прочтения романа?
Фильмы/мультфильмы
Мультфильм «Василёк», 1973 год, короткометражный, 10 минут, режиссер Стелла Аристакесова, 0+
Великая Отечественная война давно окончена, но память о ней живёт. В деревне мальчик Василёк видится с разными сверстниками, но каждый из них сильно отличается от героя: у всех есть дедушки. Как хотелось бы и Васильку, чтобы его дедушка был рядом! Слушая тоскующую по погибшему мужу бабушку, Василёк седлает своего жеребёнка и пускается в путь. Он хочет найти дедушку, ведь где-то он есть, правда? И путь мальчика увенчался успехом, ведь он понял: теперь дедушка живёт в его, Василька, делах и поступках.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, что значат слова «помни свои корни»? Как это – помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
- Как Василёк может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
- Подумай, возможно, ты тоже можешь взять пример с кого-то из своих предков? Что это за человек? Какими качествами он обладал? Какие его качества ты возьмёшь за пример?
Мультфильм «Солдатская лампа», 1984 год, короткометражный, 7 минут, режиссер Кирилл Малянтович, 0+
В мультфильме мы посмотрим на память о Великой Отечественной войне взглядом мальчика-октябрёнка. Вместе с одноклассниками герой готовится к празднованию 9 Мая, в школу ему предстоит принести что-то памятное с войны, в которой участвовал его дедушка. Для этого герой отправляется к бабушке. Бабушка поведала внуку интересный рассказ о судьбе деда и подарила памятные сувениры о нём.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, что значат слова «помни свои корни»? Как это – помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
- Как юный октябрёнок может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
- Через вещь мы можем прикоснуться к чужому опыту, почувствовать сквозь время события и атмосферу давних дней, как это было у ребят с лампой. Что такое памятные вещи? Для чего они нужны?
Кинофильм «Возвращение домой», 2015 год, короткометражка, военный, 4 минуты, 8+
9 мая 1945 года. Герой возвращается домой. Из окна ему машет любимая, он бежит по лестнице к ней. Война позади, впереди мирное время. Движение по лестнице вверх наполнено событиями и воспоминаниями. Преодолевая этаж за этажом, человек минует важные вехи мирной жизни. В дверь звонит уже дедушка, которого встречает его взрослая внучка с ребёнком на руках. Так, совершенно наглядно и просто, показаны вся мощь и весь смысл подвига русского солдата, проявленного во времена Великой Отечественной войны.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь слово «наследие»? Что оно обозначает?
- Как можно беречь наследие?
- Чему нас учит этот фильм?
- Какие чувства остались после просмотра?
Кинофильм «Молодая гвардия», 1948 год, военный, драма, 160 минут, режиссер, Сергей Герасимов, 6+
Экранизация романа Александра Фадеева рассказывает о реальных событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники-выпускники создали свою подпольную организацию и начали борьбу против захватчиков. Еще вчера они были обычными девочками и мальчиками, влюблялись, ссорились и мирились, кто-то был признанным хулиганом, кто-то вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие подвиги.
Вопросы для обсуждения:
- Почему фильм называется «Молодая гвардия»? Что стоит за этим названием?
- Кого из героев фильма вы запомнили? Попробуйте коротко рассказать историю его (ее) жизни.
- Почему они не пошли на службу к немцам? Зачем распространяли листовки, вешали флаги? Почему онисожгли немецкую биржу?
- Могли ли герои фильма бежать, спрятаться, сдаться? Почему?
- Зачем нужно было немцам сломить юных героев, заставить их предать друг друга?
- Что вы знаете о реальных героях «Молодой гвардии»? О романе Александра Фадеева и его судьбе?
Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минуты, режиссер Александр Галибин, 6+
Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?
- Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого ужаса?
- Какой из персонажей тебе понравился больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?
- Чему нас учит этот фильм?
Веб-сериал «Про людей и про войну», с 2020-го года, драма, военный, режиссеры Андрей Красавин, Андрей Сальников, Александр Кананович, Дмитрий Хонин, 12+
Цикл «Про людей и про войну» – сборник коротких историй, основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Это трагические, героические или даже ироничные случаи, которые произошли с парнями и девушками в годы войны 1941–1945.
Сериал воспитывает патриотизм, уважение к подвигу участников ВОВ, человечность, милосердие, бескорыстие и отвагу. Герои цикла показывают, каково это – быть сильным духом и обладать великим сердцем.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из роликов вызвал наибольший отклик в сердце? Почему?
- В чем состоит ценность этого проекта?
- Какими качествами обладают герои каждого ролика? Что между ними общего?
- Почему важно оставаться человеком даже в самые темные времена?
- Какая бывает смелость? В каких ситуациях смелость проявляется по-разному?
Кинофильм «Крик тишины», 2019, военный, история, драма, 97 минут, режиссёр Владимир Потапов, 6+
Картина, снятая по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония», повествует о тяжелых реалиях блокадного Ленинграда. В центре сюжета девочка Катя, которая во время бомбежки спасает маленького мальчика и называет его Сережей. Ради нового братика Катя проходит все трудности и невзгоды, работает в госпитале, зарабатывает питание, много трудится и на совесть воспитывает своего подопечного. Судьба не единожды сводит ребят с настоящим отцом малыша капитаном Вороновым – что же получится из этих встреч?
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы притчу о лягушке, которая барахталась в кувшине с молоком и смогла выбраться? Как эта притча иллюстрирует то, что смогла сделать Катя в годы блокады?
- Какие качества помогали Кате в эти трудные годы?
- Многие погибли, но Кате удалось сберечь целых две жизни – свою и Сережину. Благодаря чему?
- В чем можно взять пример с Кати?
- В чем состоит главная мысль фильма?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.