Наша окружающая среда уязвима и требует заботливого отношения. Для того чтобы подрастающее поколение бережно относилось к окружающему миру, важно объяснить ему, что такое грамотное экологическое поведение.
Воспитание детей согласно экологическим принципам помогает им осознать свою ответственность за окружающую среду и формирует привычки осознанного потребления.
О чем говорить?
Обсудите с ребёнком, как люди могут помочь сохранить природу в первозданном виде и как можно справиться с последствиями неправильного отношения к окружающей среде.
Подумайте вместе с ребенком, какие эффективные способы борьбы с мусором существуют и могут быть применимы в Вашей семье? Возможно, вы можете сортировать мусор или стараться использовать вместо одноразовых вещей многоразовые, сократив отходы. Спросите, знает ли ребенок о существовании отходов, которые отравляют природу? Например, почему нужно правильно утилизировать использованные батарейки или бытовую технику?
Даже небольшая беседа сможет закрепить знания, полученные в школе и сохранить уникальную и неповторимую природу России, ведь наша обязанность беречь и охранять её. Вспомните слова Михаила Пришвина, который писал: «Охранять природу – значит охранять Родину!». И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты. Но для этого требуется знать и соблюдать некоторые правила. Напомните ребенку о таких привычках, как выключать свет, когда он не нужен; выключать воду, пока он чистит зубы; выбрасывать мусор в специально отведенные для этого места.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:
Учениками младшей школы
- Почему каждый из нас должен заботиться о нашей планете? Как мы можем помочь птицам и другим животным, живущим рядом с нами?
- Какие действия человека могут быть вредными для окружающей среды?
- Почему важно не разбрасывать мусор на улице?
Учениками средней школы
- Как мусор влияет на состояние нашей планеты? Какие последствия имеет для животного и растительного мира?
- Какие простые действия ты можете предложить своим друзьям и семье, чтобы помочь сохранить нашу планету?
- Почему леса важны для нас и нашей планеты? Как мы можем помочь сохранить леса?
Учениками старшей школы
- Какие вредные для экологии предметы мы используем в повседневной жизни? Можно ли придумать им альтернативу?
- Почему проблема мусора становится для человечества с каждым годом все острее?
- Какие профессии в области экологии тебе знакомы? Чем занимаются специалисты экологических профессий? Где они работают?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Кристина Кретова «Приключения единорожка Эко», 6+
Единорожек Эко – это милый любознательный герой, который проживает в волшебном городе Самый-Самый-Виль. Вместе с друзьями Эко стремится спасти родную планету от загрязнения и каждый день находит новые возможности, чтобы сделать свой волшебный мир чище. Жители города не всегда понимают, как обращаться с мусором, чтобы не вырастали огромные кучи, как беречь воду от загрязнения, чтобы не болели рыбки и киты, как научиться делиться своими игрушками, чтобы помочь тем ребятам, которым родители не могут их купить. Но Единорожек Эко и его друзья с добротой и бережностью помогут познакомиться с новыми привычками, которые позволят сделать города чистыми, а людей счастливыми.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового ты узнал/а о второй жизни вещей? Каким своим старым вещам ты хотел/а бы дать новую жизнь? Как?
- Давай вместе спасать китов! Как мы будем это делать?
- Как нам следует обращаться с мусором?
- Какими качествами обладает единорожек Эко? Чему нас учит его пример?
Илья Кочергин «Заповедники. Дом для дикой природы», 6+
Чудесно иллюстрированное издание повествует о заповедниках нашей страны. Чем заповедники отличаются от национальных парков? Кто основал различные заповедники и как туда можно сейчас попасть? Обо всем этом, а о также многом другом на страницах книги.
Вопросы для обсуждения с ребёнком:
- В какой из парков или заповедников ты хотел бы съездить? Почему?
- Пример какого из людей, описанных в этой книге, вдохновляет тебя больше всего?
- Почему важно сохранять национальные парки и заповедники?
Илья Кочергин «Вся правда про мусор», 6+
Эта книга расскажет о том, что происходит с мусором после того, как мы его выбросили, почему учёные считают мусор одной из самых серьёзных проблем нашей планеты и зачем его изучают археологи. Мы узнаем много удивительного о предметах, которые каждый день выбрасываем на помойку и как каждый из нас может сделать свою планету чище.
Вопросы для обсуждения:
- Какие бывают виды мусора?
- Какой полезной цели может служить мусор?
- Что нового ты узнал/а? А что уже было известно?
Ольга Шадрина «О том, как нерпы попали в Байкал», 6+
Потрясающе иллюстрированная сказка-гипотеза познакомит читателя с единственным представителем млекопитающих в озере Байкал – байкальской нерпой. Ученые считают, что байкальская нерпа и кольчатая нерпа – родственные животные, произошедшие от общего предка. Так ли это? Книга предлагает проследить по одной из наиболее вероятных гипотез, как из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре нерпа проникла в озеро Байкал, а произошло это около двух миллионов лет назад.
Вопросы для обсуждения:
- Что тебе понравилось больше всего в истории нерпы?
- Какой предстает перед нами Ангара? Опиши ее качества. Какой пример можно взять с Ангары?
- Понравились ли тебе картинки в книге? Какие чувства они вызвали?
- Чему учит пример байкальской нерпы?
Константин Паустовский «Рассказы о животных», 0+
Мир Паустовского – это мир природы, где человек обретает силу и находится в гармонии с окружающими его лесами, полями и животными. В этой книге собраны рассказы и сказки из школьной программы – «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Квакша», «Растрёпанный воробей» и другие. В них писатель с такой любовью повествует о своих наблюдениях, что читатель сердцем понимает – «наша земля истинный рай и нет другой такой хорошей земли на белом свете».
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вызывает прочтение рассказов Паустовского?
- Какой из рассказов понравился больше других? Почему?
- Давай вместе поищем в Интернете картинки, которые могли бы иллюстрировать природу, описанную Паустовским.
- Чему нас учат эти рассказы?
Вера Чаплина «Питомцы зоопарка», 6+
Вера Чаплина, проработав в зоопарке Москвы много лет, собрала все свои чувства и наблюдения в интереснейшие сборники рассказов. «Питомцы зоопарка» повествует об одной из самых знаменитых подопечных
Веры – львице Кинули, а также о других необычных животных, например, о слепом гепарде, узнавшем хозяйку после четырехлетней разлуки, о девочке-рысенке Таске, ставшей ненадолго верным товарищем Кинули, об овчарке, воспитанной волками и перенявшей их повадки, и других. Для каждого нашлось свое место в сердце автора, каждый получал свою порцию любви и заботы. Рассказ за рассказом пролетают незаметно: Вера описывает своих питомцев бережно, с юмором и упором на психологичность: читатель знакомится с повадками зверей и особенностями их характера, наблюдает проблемы, с которыми автор сталкивался. Главный принцип Чаплиной – не остаться в стороне с мыслью: «А что я могла сделать?» – а всеми доступными и недоступными способами уберечь, направить, социализировать, помочь животным. И, казалось бы, из самой тупиковой ситуации выход всегда находился.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогали Вере находить решения?
- История какого из животных тебя тронула более всего? Почему?
- Какие поступки Веры, ее семьи и соседей помогли Кинули стать такой, какой она стала?
- Каким был бы мир, если бы таких людей, как Вера Чаплина, было бы больше?
- Какие чувства вызвал в тебе каждый рассказ?
- Почему Кинули была настолько знаменита?
Ольга Шадрина «Айка», 6+
Серия рассказов повествует о белом медвежонке по имени Айка. Айка жила в городе Норильске в 70-е годы прошлого века вместе со своей приемной семьей: режиссёром Юрием Лединым, его супругой Людмилой Петровной и маленькой дочкой Вероникой. Вероника стала для Айки любимой сестренкой, с которой они, как и все дети, играли, баловались, придумывали развлечения. Но судьба распорядилась жестко – медвежонку пришлось расстаться со своей семьей. Эта история наполнена любовью, преданностью, заботой, дружбой и хранит память о маленькой, но храброй Айке.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, какие чувства испытала Айка в момент, когда мама исчезла?
- Почему Айка назвала человека Любимой Бородой? Какие чувства она испытала рядом с ним?
- Почему Айке было не страшно в темноте под курткой, хотя в темноте в коробке она испытывала страх?
- Перечисли запахи, которые так любит Айка? А какие запахи любишь ты? Где их можно встретить?
- Почему Айка считает, что мама, папа и Вероника – ее семья? Какие чувства она испытывает рядом с ними?
- У Айки любимым местом был балкон. Есть ли у тебя любимое место? Почему оно тебе нравится?
- Какие чувства вызвал конец книги? Что важного нам хотел передать автор этой истории?
Татьяна Акимова, Владлен Хаскин «Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда», 16+
Учебник будет интересен и полезен всем тем, кому важно разобраться в вопросах «Большой» экологии. Эта фундаментальная работа ярко и полно раскрывает происхождение экосферы (сочетания биосферы и созданной человеком техносферы) и основные процессы, происходящие в ней.
Вопросы для обсуждения:
- Дайте определения понятиям «биота», «среда», «экономика». Как раскрывается пересечение этих явлений?
- Как возникла дисциплина «экология»? Что изучает современная экология? Что изучает современная макроэкология?
- Как человек и природа взаимодействуют в экосфере?
- Перечислите слагаемые экосферы.
- Что такое техносфера? Как техносфера влияет на биосферу?
- Что такое экологическая среда?
- Какое место занимает в экосфере человек?
- Перечислите основные проблемы, которыми озабочена современная экология.
- Какие стратегии и методы могут обеспечить экологическую безопасность?
- Какие пути преодоления экологического кризиса представляются возможными на сегодняшний день?
Ольга и Елена Мироненко «Ахилл не носил одноразовых бахил. Понятное руководство по экологичному образу жизни», 12+
Авторы этой книги предлагают нам исследовать свое ежедневное окружение (предметы быта и обстановку дома, походы в магазины и кафе, путешествия и праздники) и научиться делать свое пространство более экологичным. Мы узнаем, чем вредны чайные пакетики для организма, почему стоит отказаться от кассовых чеков и банковских выписок, полезно ли пить воду из пластиковых бутылок, и многое-многое другое.
Вопросы для обсуждения:
- Какие рекомендации авторов оказались для вас наиболее полезны?
- Почему в современных реалиях особенно важно обращать внимание на вопросы экологии?
- В чем состоит ценность этой книги?
- Какие пути преодоления экологического кризиса представляются возможными на сегодняшний день?
Юлия Лавряшина «Догхантер», 12+
Произведение Ю. Лавряшиной вызывает неподдельный интерес и внимание любой аудитории. Написанная легко и увлекательно, повесть вместе с тем поднимает глубокие и важные темы личностного роста, отношения к животным, взаимодействия между поколениями в семье, дружбы, первой влюбленности, проблему близости и теплоты в отношениях между матерью и детьми. Прекрасные фрагменты книги посвящены описанию моря, воздуха, природы, особенно ярко они выглядят, контрастируя с описанием мегаполиса, городской среды Москвы. Эмоциональное вовлечение происходит в мир воображаемых образов одной из главных героинь, которые, к тому же, имеют свойство сбываться. Динамичный сюжет книги разворачивается с участием нескольких значимых героев и ведет к неожиданному финалу, становится своеобразной проверкой на прочность их ценностей и установок.
Вопросы для обсуждения:
- В книге есть выражение «сердечный кашель». Символом чего он является?
- Герои признаются, что хотели бы жить или уже выбрали «жить в радости», и сомневаются в том, насколько это хорошо, насколько это правильно. Что ты думаешь об этом?
- Старшее поколение в книге ведет себя не всегда как образец для подражания, например, мать Жорки или отчим девочек. Между тем, в обществе детей принято подражать взрослым. Стоит ли это делать? Всегда? Где критерий?
- Детство – это скульптор, работа которого никогда не смоется в судьбе человека. Это утверждение — просто красивая метафора или с ним можно согласиться?
- Можно ли выбрать одного главного героя в этой книге? Если нет, то почему?
- В книге утверждается: «Тому, кого ты спас, нужно еще помочь выжить». Как это понимать? Что это означает?
Фильмы
Кинофильм «Урок экологии», 2019 год, короткометражка, производство «Дядя Ваня Фильм», короткометражка, 19 минут, режиссер Иван Соснин, 0+
Короткометражка об учителе биологии и его примере для учеников и коллег.
Сюжет повествует о быте школы в небольшом городке, куда приехал Иван Борисович – молодой подменный учитель биологии. Он не просто преподаёт детям биологию в рамках школьной программы, но также пытается привить всем окружающим правильные экологические привычки, пытается приучить и учеников, и их учителей к бережному отношению к природе: сортировать мусор, не пить из пластиковых стаканчиков, чем очень сильно раздражает других. В это время городские власти разворачивают строительство будущего торгового центра в примыкающем к школе парке, где проводились открытые уроки биологии. Иван Борисович развернул активную деятельность против этого строительства, в итоге все школьники и учителя его поддержали и вместе отстояли парк.
Вопросы для обсуждения:
- Как личный пример влияет на окружающих? В чем его сила?
- Почему ребята в конце фильма подарили преподавателю плакат? Какими делами и словами он заслужил уважение?
- Коллеги-учителя признали свои ошибки и встали на сторону Ивана Борисовича. Какие качества помогли им в этом?
Кинофильм «Большая восьмерка», 2020 год, короткометражка, производство Дядя Ваня Фильм, 21 минута, режиссер Иван Соснин, 0+
Насколько способны изменить жизнь «братья наши меньшие»? На этот вопрос отвечает небольшой фильм от производства «Дядя Ваня». В центре сюжета обычный работяга Иван. Ваня занимается благоустройством города, в котором совсем скоро пройдет саммит. Однажды герой узнает, что к форуму власти решили очистить улицы от бездомных собак. Неожиданно для себя Ваня решает помочь четвероногим друзьям.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Иван не смог пройти мимо собачьей беды?
- Какими качествами можно охарактеризовать Ивана? Можно ли сказать, что Иван настоящий мужчина и Человек с большой буквы?
- В чем состоит главная мысль фильма?
Кинофильм «Я – медведь», 2024, семейный, комедия, 97 минут, режиссёр Кирилл Кемниц, 6+
Картина повествует о жизни семьи Ковалёвых, попавшей в трудную ситуацию. Из-за серьезной травмы папе Саше приходится оставить пост капитана местной хоккейной команды. Мама Ира бесконечно устала от общей ответственности за семью. Старшая дочь Лиза тем временем проживает переходный возраст, а у младшего сына Жени и вовсе нет друзей. Однажды волею судьбы Женя находит маленького медвежонка, и с этого момента в семье Ковалевых начинаются настоящие приключения.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Женя принес мишку домой?
- Как мишка повлиял на атмосферу в семье?
- Как важно относиться к животным? (Бережно). Проявлять бережность – это как? Важно ли узнать больше о питомце (его породе, повадках, особенностях организма), который попал к вам на попечение? Почему?
- В какие моменты к медвежонку относились небрежно? Кто?
- Кто первый почувствовал, что все, что происходит вокруг медвежонка, может ему навредить?
- Почему второй капитан команды совершал злые дела? Часто ли так бывает, что у человека внутри доброе сердце, но товарищи могут «подбить» на проказы и нарушения? Видел/а ли ты примеры таких ситуаций?
Кинофильм «Выход», 2022, биография, короткометражка, документальный, 25 минут, режиссеры Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева, 12+
Картина номинирована на премию «Оскар». Главный герой фильма – морской биолог Максим Чакилев, который изучает жизнь моржей на Чукотке. Из-за изменения климата животные не могут отдыхать на льдах, поэтому перебираются на сушу, этот выход часто заканчивается трагично, моржи погибают на суше. Картина тонко передает особенности взаимоотношений человека и природы, Максим глубоко переживает то, что происходит вокруг него.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вызывает просмотр картины?
- Какой вывод для себя можно сделать после просмотра?
- Какими качествами обладает Максим?
- Какими качествами обладают режиссеры этой кинокартины?
- Как обычный человек может повлиять на глобальные климатические изменения? Какие маленькие действия можно совершать каждый день?
«Ненецкий заповедник. Дневник поморской путешественницы», 2019, документальный, 36 минут, режиссёр Александра Ретунская, 12+
Героиня этого фильма Ольга Кострова – уроженка поморского села Умба Кандалакшского района. А также арктический гид, краевед и волонтёр экологического движения. Вместе с Ольгой зритель изведает нехоженые тропы заповедника, который находится на знаменитом пути поморов в загадочную Мангазею.
Вопросы для обсуждения:
- Какие интересные факты вы узнали о Ненецком заповеднике?
- Почему важно сохранять заповедники?
- Что такое экологический туризм? В чем состоит его ценность?
- Какие животные населяют Ненецкий заповедник?
- Как работники заповедника ухаживают за дикими животными, населяющими территорию?
- Что такое палеоклиматические исследования? В чем состоит ценность таких исследований? Каким образом их проводят на базе Ненецкого заповедника?
Мультфильмы
Мультсериал «Азбука защиты леса – Все серии подряд | Смешарики 2D | Познавательные мультфильмы», 45 минут, 5 серий, 0+
Эти серии расскажут о том, какие правила пожарной безопасности следует неукоснительно выполнять, находясь в лесу. Также дадут четкие правила спасения от лесного пожара и по каким номерам телефона следует звонить в пожароопасных ситуациях.
Вопросы для обсуждения:
- Что следует сделать, если увидел/а пожар в лесу?
- Почему самый страшный зверь в лесу – это огонь? В каком направлении огонь распространяется по лесу? Как следует спасаться от лесного пожара?
- Из-за чего может начаться лесной пожар? Как правильно затушить костер?
- Что значит – нести ответственность за то, что нас окружает?
Мультфильм «Мальчик-дельфин», 2021, приключения, фентези, комедия, семейный, 90 минут, режиссеры Мохаммад Хейрандиш, Андрей Гоглев, 6+
Необычайно добрый мальчик попадает на воспитание к дельфинам, мама-Дельфин заботится о нем, как о родном. Приходит час, и герой отправляется в захватывающее путешествие в поисках своей настоящей мамы. Рядом с ним верный товарищ – лучший друг, маленький дельфин Снежок, а также ребятам помогает отзывчивый капитан Мурварид. На пути к цели друзьям предстоит одолеть злобного Осьминога, который может подчинять других своей воле.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Снежок не оставил в беде малыша?
- Какие качества помогали герою справляться с трудностями на пути?
- Какие негласные правила дружбы демонстрируют ребята?
- Почему мама-Дельфин отпустила своего приемного сына на поиски настоящей мамы? Легко ли ей было это сделать?
«Команда Познавалова. Мультфильмы. Общее Дело», 6+
Команда Познавалова – это не только Маша, Ваня и профессор Платон Капитонович, но это каждый, кто готов задавать вопросы и находить на них ответы! Вместе с командой ребенок узнает, как правильно чистить зубы, в чем состоит вред едкого сигаретного дыма и многое-многое другое.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из серий вам понравилась больше всего? Почему?
- Что нового вы узнали, а с чем уже были знакомы?
- Почему важно знать все, о чем нам рассказывает команда Познавалова?
«Фиксики: Сборник серий про экологию», 49 минут, 0+
Из этого сборника мы узнаем, что делать, если разбился ртутный термометр, существует ли чудо-машина, которая превращает мусор в полезные вещи, как правильно собирать и сортировать пластик, как научиться расходовать бумагу разумно – и многое-многое другое!
Вопросы для обсуждения:
- Что такое протез? Для чего он нужен?
- Какую пользу приносит прибор экотестер?
- Как работает термометр? что делать, если разбился ртутный термометр
- Как правильно обращаться с компьютерными программами?
- Как изготавливается бумага? Почему важно разумно и умеренно тратить бумагу?
- Расскажите, как вы поняли: что такое – переработка мусоры? Почему важно перерабатывать мусор?
- Какая из серий была для вас интереснее других? Почему?
«Смешарики 2D | Сборник лучших серий об экологии», 54 минуты, 0+
Новая встреча с задорными Смешариками! На этот раз любимые герои расскажут об экологии. Вместе со Смешариками мы узнаем о том, что такое Красная книга, почему нельзя попусту жечь электричество, чем ценен лес для климата, в чем опасность неправильной утилизации мусора – и многое-многое другое!
Вопросы для обсуждения:
- Что означает «бережно относиться к природе»? Давай к порассуждать на эту тему.
- В каких сериях Смешарики проявили безответственное отношение к окружающему миру? Какие были последствия?
- Как следует обращаться с электричеством?
- Что такое Красная книга? Почему такая книга нужна?
- Какие уроки мы можем извлечь из приключений Смешариков?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.