Крым – интересное место с точки зрения географического положения, климата, ландшафта, флоры и фауны. У многих известных писателей, поэтов и художников Крым фигурирует в литературных и художественных произведениях.

Основная задача занятия: формирование интереса к изучению истории, культуры и природных богатств страны.

Предлагаем вам начать разговор с рассказа об исторических событиях, связанных с местами, в которых вы бывали. Вспомните интересные или забавные моменты из своих путешествий. Расскажите про достопримечательности, в которых вам хотелось бы побывать.

Изучите вместе биографии любимых вами писателей, художников, композиторов. Прочитайте про места, в которых они жили и путешествовали. Обсудите, как место, в котором живет человек, влияет на его деятельность.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Учениками младшей школы

  • Куда бы тебе хотелось поехать в путешествие?
  • Какое время года тебе больше всего нравится и почему?
  • Каких исторических героев ты знаешь?

Учениками средней школы

  • Как место, в котором родился или живет человек, может вдохновлять на литературные и художественные произведения? Какие примеры ты знаешь?
  • Хотелось бы тебе побывать в местах, где творили знаменитые писатели или художники?
  • Какие интересные природные достопримечательности есть на территории нашей страны?

Учениками старшей школы

  • Какие есть преимущества географического положения нашей страны?
  • Какой исторический период тебя завораживает?
  • Почему с древних времен так важно, чтобы у государства был выход к морю?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Лидия Огурцова «Путешествия Даши по волшебному Крыму», 6+

https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/38620610/44838474/&art=38620610&user=947916268&uilang=ru&catalit2&track_reading&fb3_master=

История повествует о приключениях любознательной Даши и ее друга маленького эльфа. Эльф поведает Даше множество интересных фактов про историю и культуру Крыма, а также герои посетят главные достопримечательности полуострова и полюбуются невероятной красоты пейзажами полуострова.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему именно Даша получила билет?
  • Почему важно знать историю и культуру места, где ты живешь?
  • Какими качествами обладает Даша? Как эти качества помогли ей в приключениях с Эльфом?
  • Вспомните легенду о скифах, которую поведал Эльф Даше. В чем состоит главная мысль этой легенды?
  • Какие новые факты вы узнали о растениях? А о словах и названиях? А о достопримечательностях Крыма?
  • Какая из сказок вам понравилась больше всего? Почему?
  • Какой пример мы можем взять с Эльфа? А с Даши?

Юз Алешковский «Кыш и я в Крыму» – Малыш, 2024 – 224 страницы, 0+

Отважные товарищи Алеша Сероглазов и его верный пес Кыш отправляются в путешествие! Вместе с родителями герои отправляются в Крым, где друзьям предстоит пережить множество приключений, расследований и новых знакомств.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие негласные правила дружбы соблюдали Алеша и Кыш по отношению друг к другу?
  • Что значит – бережно относиться к окружающей нас природе? Почему важно беречь природу?
  • Как вы поняли, что такое варварство? В каких поступках может проявляться варварство?
  • Чему нас учит пример Алеши?
  • Чему нас учит эта книга?

Алиса Бизяева «Крым для детей» – Эксмо, 2019 – 208 страниц, 6+

Этот замечательный путеводитель отправит нас в увлекательное путешествие по местам полуострова Крым. Мы отыщем Долину призраков, Затерянный мир, Большой каньон и Ханский дворец, узнаем, почему Черное море носит такое название, побываем в пещерах и на вершинах гор, в великолепных дворцах и садах, в сафари-парке, на розовом озере, в лазурных бухтах и старых крепостях. А с легкостью ориентироваться на местности нам поможет подробная красочная карта.

Вопросы для обсуждения:

  • История какого из мест вас поразила больше всего? Почему?
  • Какое из мест вы хотели бы посетить?
  • Какими качествами обладает Зоя? Как эти качества помогают ей в жизни?
  • Какие новые факты вы узнали о растениях? А о словах и названиях? А о достопримечательностях Крыма?
  • Чему нас учит эта книга?

Татьяна Шипошина «Тайна горы, или Портрет кузнечика» – Детская литература, 2021 – 168 страниц, 12+

Двенадцатилетний Саша и его товарищи по художественной школе отправляются на летнюю практику в солнечный Крым. Кто бы мог подумать, что это путешествие обернется для героев неожиданными приключениями! А причина наверняка кроется в тайнах и загадках горы, у подножия которой раскинулся лагерь художественной школы. Героям предстоит подняться на самую вершину горы и каждому обрести свое личное Чудо.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Саша «разговаривал» с горой? Как эти разговоры помогли ему на жизненном пути?
  • Чему научился каждый из героев к концу повествования?
  • Какие чувства вызывает в Саше природа Крыма? Бывали ли у вас в жизни такие переживания?
  • В чем состоит главная мысль книги?
  • Какими качествами обладает Саша? Как эти качества помогли ему во время Крымской практики?
  • Какие ощущения остались после прочтения книги?

Владислав Крапивин «Трое с площади Карронад» – Лабиринт, 2022 – 256 страниц, 12+

Эта история повествует о приключениях простых мальчишек во главе с озорным пятиклассником Славкой. Славка вместе с мамой переезжает в Город, где с самого начала чувствует: ему – Славке – здесь самое место. Герой обретает новых друзей среди одноклассников, любуется старинной архитектурой и невероятно синим морем – ведь больше всего на свете Слава хочет стать моряком. Именно здесь, в новом городе, мальчику предстоит совершить настоящий подвиг и обрести самого верного в мире друга.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему Тим решил поставить памятник мальчишкам?
  • Какие качества проявили Славка и Тим в ситуации со снарядом? Стоило ли так рисковать или можно было найти другой способ решения ситуации?
  • Почему Тим перестал общаться со Славкой? Что чувствовал Тим в той ситуации? А Славка?
  • В чем состоит главная мысль произведения?

Документальные фильмы про Крым

К/ф «Мост с русским характером», 2023, документальный, 88 минут, режиссер Илона Вашкелите, 16+

Этот грандиозный фильм повествует о строительстве самого длинного моста не только в России, но и Европе, от начала работ до открытия движения. В картине находится место и легендам, и историческим фактам, а также обозреваются уникальные технологии. Запреты и санкции, отсутствие опыта в проектировании и строительстве подобных объектов, сжатые сроки – все это не помешало героям-строителям возвести транспортный переход, который стал доказательством величия России.

Мост – это не просто переправа, соединяющая два берега залива, а уникальная работа в ограниченные сроки, профессионализм и героизм огромной команды специалистов со всей страны, нить, соединяющая исторические территории России и взгляд в будущее – именно об этом рассказывает фильм «Мост с русским характером».

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества присущи строителям этого моста? Что помогло им справиться с выполнением такой грандиозной задачи?
  • Какими качествами обладают русские проектировщики и инженеры, работавшие над созданием моста?
  • Какие чувства вызывает просмотр фильма?
  • Что нового вы узнали? А что уже было известно?
  • Почему фильм назван «Мост с русским характером»?

К/ф «Крым небесный», 2020, документальный, 85 минут, режиссер Сергей Дебижев, 12+

Фильм состоит из набора символических сюжетных линий, в которых можно детально рассмотреть удивительные природные красоты полуострова Крым, провести аналогию между морем и космосом, вглядеться в прекрасные лица людей, населяющих полуостров, путешествующих по нему или работающих в Крыму. Кроме того, увидеть исторические достопримечательности и восхититься современными достижениями строителей, такими как Крымский мост, трасса Таврида и др. Уникальные кадры в фильме предоставлены Роскосмосом и Русским Географическим Обществом, возможность увидеть Крым в такой оптике человеку может представиться только в этом фильме.

Фильм ярко иллюстрирует красоту природы полуострова Крым, учит внимательности и бережному отношению к природе и окружающей среде, «медленному» всматриванию, вслушиванию, пониманию мира человека и природы.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему фильм носит именно такое название?
  • В кадрах множество лиц, все они в свете яркого теплого крымского солнца. А еще их что-то объединяет? Хотели бы вы оказаться среди этих кадров, среди этих людей?
  • Что больше всего впечатлило вас в природной красоте Крыма?
  • Что больше всего впечатлило вас – космические или подводные съемки? Почему?
  • В чем состоит ценность этой кинокартины?

К/ф «Крым: terra incognita”, 2021, 19 минут, режиссер Сергей Дебижев, 6+

В увлекательном и очень красивом фильме ведется рассказ о Крыме. В путешествие по Крыму, его истории и настоящем зрителей приглашает итальянский бизнесмен, который уже десять лет живет в Крыму и исследует полуостров. Среди прекрасных архитектурных и природных памятников зрители познакомятся с семьей главного героя, с прекрасными виноградниками, морскими заливами, горными вершинами и невероятными закатами. Главный герой приоткроет для зрителей редкую страницу истории – каким образом Италия связана с Крымом, в чем похожи Италия и Крым и какие прекрасные генуэзские крепости сохранились на территории полуострова.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие места, показанные в фильме, понравились вам больше всего? Хотели бы вы там побывать?
  • Давайте перечислим, с какими профессиями людей в Крыму вы познакомились благодаря фильму? Историки, археологи, строители, кто еще?
  • Что объединяет всех героев фильма?
  • В чем состоит ценность этой кинокартины?

Фильмы, снятые в Крыму

К/ф «Артек. Большое путешествие», 2021, комедия, семейный, приключения, фэнтези, 105 минут, Карен Захаров и Армен Ананикян, 6+

Подростки Ромка, Ярик, Николетта и Елисей загадывают желания у волшебного дерева в «Артеке». Дерево переносит их на 30 лет назад – в 1988 год, где ребята встречают своих родителей, которые тогда тоже отдыхали в «Артеке». Недопонимания между детьми и родителями преодолевается с помощью дружбы, умения сочувствовать, сопереживать другому – ребятам необходимо подружиться со своими родителями и, действуя сообща, найти путь обратно в будущее. В фильме много движения, детских игр, творческих дел, песен и танцев, юмора.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, удалось ли ребятам подружиться со своими родителями? Почему это важно – уметь дружить со своими родителями? Приведите примеры из фильма, доказывающие необходимость доверия, дружбы между родителями и детьми.
  • Согласны ли вы, что дети учатся помогать друг другу, попав в прошлое? Как вы думаете, почему для формирования характера важно еще в детстве научиться взаимовыручке?
  • Понравилось ли вам соревнование между лагерями «Лесной» и «Морской» и почему? Расскажите, какие моменты этого соревнования вам запомнились. Чему научили эти соревнования и детей, и взрослых?
  • Что общего у современных детей и детей из прошлого? Противопоставлены ли они в фильме? Важны ли для детей из разных времен такие качества, как дружба, чувство товарищества, доброта, ответственность, любовь? Можно ли назвать эти понятия вечными?
  • Помогло ли путешествие в прошлое детям понять своих родителей, что они узнали о них?
  • В чем смысл концовки фильма? Можно ли сказать, что герои фильма изменились в лучшую сторону?

«Алые паруса», 1961, фэнтези, драма, мелодрама, 88 минут, режиссёр Александр Птушко, 12+

Российская экранизация одноименной повести Грина поражает красочными пейзажами, красотой героев и обилием мудрых мыслей. Знаменитая история о вере доброй сердцем Ассоль в то, что однажды за ней придет на алых парусах принц и подарит ей любовь, актуальна в каждом поколении. Ведь за наивными на первый взгляд мыслями раскрывается настоящая мудрость Души.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой персонаж понравился вам больше других? Почему?
  • В чем отличие Ассоль от других? Почему некоторые ее не понимали, а некоторые любили всей душой?
  • Как вы думаете, почему папа ругался на Ассоль?
  • Почему важно быть верным своим убеждениям?
  • Что для вас означает – доверять? По каким признакам вы понимаете, что вам доверяют? Что было бы, если бы люди не умели довериться друг другу?
  • Какой момент в фильме, на ваш взгляд, самый трогательный? Почему?

К/ф «Приключения Буратино», детский фильм, мюзикл, фэнтези, приключения, 2 серии, 1975, 130 минут, режиссер Леонид Нечаев, 0+

Если посмотреть вместе с ребенком этот увлекательный и замечательный фильм, то потом еще долго можно будет вместе напевать его мелодии и пританцовывать после просмотра. Блестящий актерский состав для детского фильма: Р. Быков, В. Басов, В. Этуш, Е. Санаева, Р. Зеленая и потрясающая музыка, песенки, которые остаются со зрителем на всю жизни благодаря композитору А. Рыбникову доставляют настоящую радость. Известная по сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» история про чудесного, доброго, смелого и находчивого мальчика с длинным носом учит сочувствовать и сопереживать ему и всему кукольному театру – друзьям Артемону, Пьеро, Мальвине.

Вопросы для обсуждения:

  • Одобряете ли вы поступок Буратино, который продал свою азбуку чтобы пойти в театр?
  • Чему научился Буратино за время своих приключений?
  • Почему Коту Базилио и Лисе Алисе удалось обмануть Буратино?
  • Что значит любимая поговорка Карабаса-Барабаса «твоя песенка спета»?
  • Как НЕ оказаться в Стране Дураков?
  • Давайте придумаем, что будет дальше с героями фильма? Например, через год?
  • Чему нас учит этот фильм?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

113 просмотров