Праздник «День защитника Отечества» – хороший повод провести время с близкими людьми, сказать теплые слова, выразить благодарность, ведь в каждой семье есть свои герои и защитники.

Есть герои на уровне семьи, а есть герои общемирового масштаба. Даже самые маленькие дети способны понять, кто такой герой и что такое героизм, поэтому в воспитательном процессе важно знакомить их с личностями, которые сделали отечественную историю великой. Каждый из этих людей, будь то великий ученый или доктор, космонавт или педагог, солдат, внесший свой вклад в славные победы страны, или мальчишка, спасший тонущего друга, — герой нашей большой истории и герой в глазах ребенка.

О чем говорить?

Основная задача занятия: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 февраля и воспитать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.

Поговорите с детьми о том, кто такие герои и защитники. Расскажите о людях, которых вы считаете героями. Обсудите важность поддержания безопасности и ответственного отношения к благополучию близких.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы

  • Кто для тебя является защитником?
  • Как ты думаешь, что сильнее «добро» или «зло»?
  • Кого ты бы хотел поздравить с Днем защитника Отечества?

Ученикам средней школы

  • Как поддерживается национальная безопасность страны?
  • Какую профессию ты бы хотел получить в будущем? Какую пользу она несет для Родины?
  • Что для тебя героизм и кто такой герой?

Ученикам старшей школы

  • Какие ценности, разделяемые нашими военными, делают русскую армию великой и непобедимой?
  • Как ты думаешь, а какая из наук важнее всего в деле обороны?
  • Кого ты считаешь защитниками Отечества?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Федор Конюхов «Великие победы адмирала Ушакова» 6+

Настя и Никита, 2022, 24 с.

Книга повествует о жизни и деяниях великого русского флотоводца, адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Из уст автора, знаменитого путешественника Фёдора Конюхова, мы узнаем, как и когда Ушаков сумел завоевать для России Чёрное море. Как храбрость и талант помогали ему на нелегком военном пути. Это история о человеке, который искренне любил людей и даже к врагам проявлял доброту и милосердие.

  • Что нового вы узнали об устройстве кораблей? А что уже было известно?
  • Какие качества помогли Федору Ушакову стать великим флотоводцем?
  • Почему можно сказать, что Федор Ушаков — лидер? Какие лидерские качества он проявлял по отношению к своей команде?
  • В чем вам хотелось бы взять пример с Федора Ушакова?

Ольга Колпакова «Александр Невский» 6+

Качели, 2018, 24 с.

Книга повествует о жизни и пути князя Александра Невского. Князь родился в 1221 году в княжеской семье в Переславле-Залесском, в то время Русь ещё не была единой. У каждого князя была своя земля и своя столица. Впервые Александр попробовал княжить, когда ему было около восьми лет и отец оставил их с братом в Новгороде. А четырнадцатилетним подростком впервые отправился в поход на немецких рыцарей к Балтийскому морю. Ну а в 1236 году начал управлять Новгородом самостоятельно. Так начинается история князя Александра Ярославича.

  • Книга прививает интерес к изучению истории, воспитывает патриотизм и отвагу.
  • Как вы думаете, почему Александр Невский вырос таким стойким и смелым? С кого он брал пример?
  • Какие качества помогали Александру в его битвах?
  • Кто ещё из героев книги подаёт пример сильного духом человека?

Валентин Катаев «Сын полка» 6+

повесть, АСТ, 2015, 256 с.

Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Встретившие его солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.

Книгу стоит читать в память о войне, о подвиге дедов и прадедов. А можно почитать с другого ракурса — насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.

  • Как вы думаете, что послужило причиной усыновления Вани командиром?
  • Какие качества помогли Ване выжить до встречи с солдатами?
  • Какой эпизод из книги поразил вас больше всего? Почему?
  • Не имея почти ничего, ни удобств, ни развлечений, люди умудрялись проживать счастливые моменты и обретали родных и дорогих сердцу людей в самые нелегкие времена. Как вы думаете, какое качество им в этом помогало? Как это качество можно развивать в себе?

Вячеслав Летуновский  «Адмирал Ушаков. Рассказы и путь жизни» 12+

Солон-пресс, 2022, 76 с.

Эта книга повествует о жизненном пути и деяниях великого русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова. Мы узнаем, благодаря чему адмирал выиграл все свои морские и сухопутные сражения, не потеряв ни одного корабля. Проследим стратегии на пути очищения от турок Черного моря, ставшего вследствие этого Русским морем. И увидим, почему Ушакова прозвали «Морским медведем» и «Суворовым на море».

  • Какие качества помогли Федору Ушакову стать великим флотоводцем?
  • Почему можно сказать, что Федор Ушаков — лидер? Какие лидерские качества он проявлял по отношению к своей команде?
  • В чем вам хотелось бы взять пример с Федора Ушакова?
  • Перечислите основные события жизненного пути Федора Ушакова. Какое из них производит на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

Фильмы

Стелла Аристакесова «Василёк» 0+

мультфильм, 1973, короткометражный, 10 мин.

Великая Отечественная война давно окончена, но память о ней живёт. В деревне мальчик Василёк видится с разными сверстниками, но каждый из них сильно отличается от героя: у всех есть дедушки. Как хотелось бы и Васильку, чтобы его дедушка был рядом! Слушая тоскующую по погибшему мужу бабушку, Василёк седлает своего жеребёнка и пускается в путь. Он хочет найти дедушку, ведь где-то тот есть, правда? И путь мальчика увенчался успехом, ведь он понял: теперь дедушка живёт в его, Василька, делах и поступках.

  • Как вы думаете, что значат слова «помни свои корни»? Как это — помнить свои корни? Знаете ли вы что-то о жизни своих предков?
  • Как Василёк может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
  • Подумайте, возможно, вы тоже можете взять пример с кого-то из своих предков? Что это за человек? Какими качествами он обладал? Какие его качества вы возьмёте за пример?

Кирилл Малянтович «Солдатская лампа» 0+

мультфильм, 1984, короткометражный, 7 мин.

В мультфильме мы посмотрим на память о Великой Отечественной войне взглядом мальчика-октябрёнка. Вместе с одноклассниками герой готовится к празднованию 9 мая, в школу ему предстоит принести что-то памятное с войны, в которой участвовал его дедушка. Для этого герой отправляется к бабушке. Бабушка поведала внуку интересный рассказ о судьбе деда и подарила памятные сувениры о нём.

  • Как вы думаете, что значат слова «помни свои корни»? Как это — помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
  • Как юный октябрёнок может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
  • Через вещь мы можем прикоснуться к чужому опыту, почувствовать сквозь время события и атмосферу давних дней, как это было у ребят с лампой. Что такое памятные вещи? Для чего они нужны?

Борис Чертков «Суворов. Великое путешествие» 6+

мультфильм, 2022, мультипликационный художественный фильм, 82 мин.

Прекрасная история, в которой сказка и историческая правда переплетаются в увлекательный сюжет. И про любовь, и про верность, и про честность, и про защиту Родины, преданность стране рассказывается в фильме. И все эти важные темы — в сопровождении прекрасной музыки и запоминающихся мелодий. Герои и их подвиги не оставят равнодушными и юных, и взрослых зрителей…

  • Что вам понравилось в личности Александра Васильевича Суворова? Хотелось бы быть на него похожим? А что вы можете для этого сделать уже сейчас? (Подсказка: вспомните первые кадры, где появляется Суворов. Что он делает? Чем занят?)
  • В фильме говорят, что героем может стать каждый, если им движет любовь. Понятно, зачем герою нужна смелость. А зачем герою любовь?
  • Про смелость Суворова, Гриши, Сони, солдат русской армии вопросов не возникает. Но, может быть, в фильме есть ещё один удивительно смелый герой? Кто это?
  • Почему в самом финале фильма А. В. Суворов назвался отцом Гриши?

Фёдор Дмитриев «Крепость: щитом и мечом» 6+

мультфильм, 2015 год, приключения, военный, семейный, 73 мин.

Россия, начало XVII века, страна охвачена беспределом, польско-литовские войска под командованием короля Сигизмунда III осадили Смоленск. Захватчикам противостоит отважный гарнизон, во главе которого встал опытный воевода Михаила Шеин. Положение защитников города тяжелое, но и выбора у них нет: сдать город невозможно, ведь Смоленск — последняя крупная преграда на пути врага к столичной Москве. Мальчик по имени Сашка, живущий в осажденном городе, вместе с другом Федором не хотят оставаться в стороне и просятся в помощники к воеводе, да только не берут их в силу юного возраста. Но приключения все-таки нашли ребят: однажды мальчики выясняют, что ночами по улицам города бродит нечистая сила. Сашке и Федору предстоит расправиться с городской нечистью и сорвать планы захватчиков.

  • Какие качества помогли Саше так ярко проявить себя?
  • Ребята — хорошие друзья? В чем это проявляется? Какие негласные правила дружбы вы знаете?
  • Чему нас учит мультфильм?

Леонид Быков «В бой идут одни старики» 12+

кинофильм, 1973, военный, драма, комедия, 87 мин.

Яркий, музыкальный и бесконечно глубокий и трогающий душу фильм о суровых днях войны. В кадре актеры, которые лично принимали участие в Великой Отечественной войне, а также в фильме присутствуют уникальные кадры военной кинохроники. История того, как непросто переплетаются трагические будни войны и человеческая любовь, нежность, красота, верность. Память сердца, память о доме, дух народа победителя в каждом кадре и в каждом монологе этой прекрасной кинокартины.

  • В самом начале фильма звучит вопрос «Что видел?». В ответ герои рассказывают о своей Родине. Смогли бы вы вступить с ними в диалог? Что бы вы рассказали о своей Родине?
  • «Бывают такие минуты, когда человеку никто не может помочь. Человек рождается сам» — говорит главный герой одному из летчиков. Про какое рождение идет речь?
  • Почему участникам суровых военных действий даются такие удивительные имена («Кузнечик», «Смуглянка», «Желторотики»)?
  • Почему капитан в начале фильма не пускал в небо «Кузнечика»?
  • Как проявили себя девушки в фильме?

Михаил Ромм «Адмирал Ушаков» 12+

кинофильм, 1953, военная драма, биографический, исторический, 108 мин.

Фильм «Адмирал Ушаков» рассказывает зрителям о величайших и важнейших победах родного российского флота под предводительством одного из великих русских флотоводцев. Фильм раскрывает историю жизни и судьбы адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который с огромными успехами воевал во славу России на Средиземноморье.

  • Кто такой Фёдор Фёдорович Ушаков? Что вам о нём известно?
  • Почему события фильма происходят в конце XVIII века? Что важного происходило в это время с Европой и Россией?
  • Какие события привели к тому, что Ф.Ф. Ушаков стал адмиралом флота России?
  • Каким был характер Ф.Ф. Ушакова? Что он ценил в людях? Что написано на его памятнике? Почему?
  • Объясните, почему так важно было установить право России на морях Средиземноморья. Что этому мешало?
  • Заслуги Ушакова не были оценены Александром I. Почему так получилось? Умаляет ли это достижения Ушакова и его современную славу? Объясните, почему вы так думаете.
  • Назовите персонажей фильма, которые для вас стали образами настоящих героев. В чем хотелось бы брать с них пример?

А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

378 просмотров