Предлагаем родителям вместе с детьми изучить биографии следующих известных мореплавателей, а также познакомиться с их географическими открытиями.

​​Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей исследовательского интереса.

Поговорите с ребенком о том, что вас заинтересовало в биографиях мореплавателей и географических объектах, которые они открыли. Расскажите о том, в каких путешествиях вы бывали и какие путешествия вам бы хотелось совершить.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы

  • Кто такие мореплаватели?
  • Зачем люди несколько веков назад отправлялись в кругосветное путешествие?
  • Знаешь ли ты, где находятся разные материки?

Ученикам средней школы

  • Какие знания из урока географии можно применять в повседневной жизни?
  • Как ты думаешь, что могло вдохновить первооткрывателей отправиться в опасные экспедиции?
  • Хотелось бы тебе посетить отдаленные города? Почему?

Ученикам старшей школы

  • Какое значение имели открытия новых морских путей для развития торговли и культурного обмена?
  • Какие средства навигации использовали мореплаватели в прошлом?
  • Какие земли ещё остаются неисследованными или малоизученными сегодня и какие новые возможности для исследования они представляют?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Кристина Кретова «Аста-Ураган. Географические приключения» 0+

Питер, 2018, 48 с.

В центре повествования удивительная девочка Аста, названная в честь урагана, прогремевшего в день ее рождения. Аста — сокращенно Ася — отзывчивая, любознательная и очень смелая, а еще у нее есть секрет — иногда Асю ненадолго уносит в разные места волшебный ветер. На этот раз вместе с Асей мы перенесемся в такие страны, как Франция, Индия, Америка, Япония, Бразилия и ЮАР, узнаем интересные факты об их традициях, природе и географическом положении, а также познакомимся с ребятами, которые там живут.

  • Во Франции Ася рассказала правила поведения в случае, если потерялся. Что предложила сделать Ася? Какие еще правила нужно соблюдать в таких ситуациях?
  • Какой урок вынесла Ася из путешествия в Индию?
  • В Бразилии Ася нашла способ справиться с волнением, вспомним, какой? Давайте придумаем еще 5 способов преодоления волнения.
  • Какие последствия могли быть у поступка Леонтия из ОАЭ?
  • Почему в каждом путешествии Ася смогла найти доброго товарища? Какие негласные правила дружбы она соблюдала?
  • Давайте вспомним, что нового мы узнали из этой книги. Какая башня находится в Париже? Какое животное в Индии считают священным? Как обращаются друг к другу в Японии? Какие танцы популярны в Бразилии? Почему алмаз не блестит, а бриллиант блестит?

Илья Бояшов  «Человек познает мир. История географических карт» 6+

Качели, 2017, 48 с.

На страницах этой красочной книги прослеживается история картографии с древнейших времен до наших дней. Мы узнаем, как и когда появились первые карты, кто был их создателем, в чем отличие между старинными и современными картами, кто придумал первый глобус, а также какими картами пользовались римские легионеры, эскимосы, североамериканские индейцы и русские землепроходцы.

  • Почему, на ваш взгляд, необходимо сохранять и изучать карты?
  • Какая из карт показалась вам самой необычной и удивительной? Почему?
  • Что нового и интересного вы узнали из этой книги? А что уже было известно?

Михаил Пегов «Паруса России» 6+

Настя и Никита, 2020, 24 с.

В центре повествования этой замечательной книги — парусники всех времен и история их становления. Мы увидим кочи и ладьи, на которых плавали наши предки по рекам и выходили в южные и северные моря. Узнаем много интересных фактов о созданном Петром Первым морском флоте, одержавшем много побед в сражениях. И, конечно, проследим, как были сделаны великие географические открытия, совершенные под российскими парусами.

Книга значительно обогащает знаниями о морских судах и географических открытиях, прививает интерес к изучению окружающего мира и истории.

  • Что такое «корабль»? Как корабли менялись с течением времени?
  • О каких видах кораблей вы прочитали в этой книге? Какой из кораблей понравился больше других?
  • Какие великие географические открытия были сделаны под российскими парусами?

Вениамин Каверин «Два капитана» 12+

роман, Нигма, 2018, 704 с.

«Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» — приключенческий роман советского писателя, выдержавший более сотни переизданий, знаменит этим девизом главного героя Саши Григорьева. «Два капитана» — это история поиска и восстановления справедливости, следования за своей мечтой и верности любимому человеку.

Главный герой Саша Григорьев с честью проходит жизненные невзгоды и испытания. В детстве беспризорник, он смог вырасти достойным, честным человеком, пройти все трудности на пути к мечте, военные тяготы и завоевать сердце любимой Кати. Не последнюю, а даже одну из главных ролей в этом сыграл его учитель Иван Павлович Кораблев по прозвищу «Усы». Иван Павлович часто вел себя совсем не так, как его коллеги: организовал школьный театр и отдавал роли ребятам, на которых другие давно махнули рукой; говорил с учениками честно, на равных, но сохраняя авторитет взрослого; выручал многих из жизненных бед, помогал найти свое призвание и место в мире; помогал справиться с волнением, давал эмоциональную поддержку.

Произведение учит быть верным себе, упорным и в труде, и в отношениях, уважать память старших, идти до конца в поставленных задачах, не сдаваться трудностям и оставаться молодым сердцем.

  • «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» О чем для тебя эти слова?
  • Какая цель может быть достойна того, чтобы идти к ней до конца, много-много лет? Приведи примеры важных для тебя целей.
  • Какую роль сыграл в судьбе Саши его учитель? Насколько важен наставник для любого человека?
  • Иван Павлович сказал Вальке, который не любил, когда на него смотрят в упор: «А если на тебя смотрят с любовью?» Как думаешь, какой эффект его слова произвели на Вальку?
  • Иван Павлович сказал Сане: «И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем на белом свете! Вот ты говоришь, хочу стать художником. Для этого, милый друг, нужно стать совсем другим человеком». А кем хочешь стать ты? Каким человеком для этого нужно быть? Какие качества для этого нужно развить?

Павел Воля «Петтерсы. Дети океанов» 12+

приключения, сказка, Рипол-Классик, 2022, 384 с.

Мама Майкла и Эшли уезжает в Полинезию, чтобы изучать местную флору и фауну. И ребятам родной город Пензанс перестает казаться домом, ведь дом там, где семья. Решившись оставить друзей, школу, работу, дети отправляются на поиски мамы, чтобы снова стать неразлучными. С поднятыми парусами они мчатся по ветру навстречу приключениям и действительно их находят: шторм разлучает отца и детей, забросив брата и сестру на кажущийся поначалу необитаемым остров. Однако вскоре ребятам удастся разгадать древнюю легенду этого места, познакомиться с его необычными обитателями и воссоединиться со своими любимыми мамой и папой.

  • Почему ребята смогли выжить на острове? Какие качества привили ребятам мама и папа?
  • Что больше всего удивило в книге? Почему?
  • Какими качествами обладает папа ребят? Что помогло ему отыскать своих детей?

Афанасий Никитин «Хождение за три моря. С приложением описания путешествий других купцов и промышленных людей» 12+

Эксмо, 2019, 448 с.

Эта знаменитая история повествует о приключениях в ходе удивительного путешествия, совершенного в 60-х — начале 70-х годов 15 века смелым русским купцом Афанасием Никитиным. Афанасий отправился в далекую загадочную Индию и впоследствии написал об этом труд в форме путевых записей «Хождение за три моря», который стал уникальным литературным памятником. Данное издание обогащено интереснейшими рассказами о странствиях, совершенных в разные годы в те же районы Индии и соседних стран.

  • Какие «диковины заморские» удивили Афанасия? Кажутся ли они и вам удивительными?
  • В чем состоит ценность этого произведения?
  • Как вы думаете, какие качества проявил Афанасий в ходе своего путешествия?
  • Как вы думаете, почему путешественники важны, в чем состоит ценность их профессии?

Фильмы 

Лев Мильчин «Рассказы старого моряка» 0+

мультфильм, 1970—1972, история, наука, сериал, 56 мин.

Советская мультипликационная трилогия повествует о приключениях старого моряка, его собаки и двух мальчишек. Вместе с героями мы услышим много познавательных фактов о море: его обитателях, географии и истории открытий. В первой серии ребята знакомятся с обитателями подводного мира, а помогает им в этом прибор батискаф. Во второй переносятся в 18-й век и тут же попадают в лапы пиратов Карибского моря. Ну а в третьей совершают увлекательнейшее путешествие на суровый, но прекрасный материк — Антарктиду.

  • О каких подводных жителях ребята узнали интересные факты в «Необычайном путешествии»? Что узнали ребята?
  • В какие приключения угодили ребята во второй серии цикла? Какие качества проявили ребята перед лицом опасности? А какие знания обрели?
  • В каком суровом месте оказались герои в третьей серии? Какие животные населяют ту местность?
  • Какие качества проявили герои, спасая пингвина?
  • Что капитан рассказал о великих географических открытиях?
  • Как вы думаете, почему путешественники важны, в чем состоит ценность их профессии?

Владимир Наумов «Афанасий» 6+ мультфильм, 2011, история, биография, сериал, 26 мин.

Пять небольших, но емких историй повествуют о пути и подвигах знаменитого русского купца Афанасия Никитина. Однажды Афанасий отправился в далекую загадочную Индию, преодолел на своем пути целых три моря и стал первым европейцем в Индии.

Сериал обогащает знаниями в области истории и географии, популяризирует профессию путешественника, прививает тягу к познанию.

  • Какие приключения встретились на пути Афанасия?
  • Благодаря каким качествам Афанасий смог совершить свое путешествие?
  • Как вы думаете, почему путешественники важны, в чем состоит ценность их профессии?

Леонид Круглов «Великий северный путь» 12+ кинофильм, 2019, документальный, 75 мин.

Главным героем этого потрясающего документального проекта является Леонид Круглов — фотограф и путешественник. Леонид отправляется в Арктику, где намерен повторить маршрут самого Семена Дежнева. Получится ли у путешественника совершить подвиг по примеру известного первопроходца и первооткрывателя, который в семнадцатом веке отодвинул границу Российской империи далеко на Восток?

  • Как вы думаете, для чего Леонид идет по стопам первопроходца Дежнева? В чем состоит ценность его путешествия?
  • Какие навыки и умения помогли Леониду преодолеть этот непростой путь?
  • Можно ли сказать, что эта картина про истинный патриотизм? Почему?
  • В чем состоит ценность этой картины?
  • О каких еще географических открытиях говорит автор фильма? Что вам известно об этих открытиях?

Алексей Муравлёв «Семен Дежнев» 12+

кинофильм, 1983, приключения, биография, история, 80 мин.

Эта замечательная историко-биографическая картина повествует о событиях, случившихся в 18-м веке. В центре сюжета русский путешественник, первопроходец по имени Семен Дежнев, ставший первооткрывателем новых сибирских земель. Преодолевая неисчислимые лишения, Дежнев морем добрался от Каменного пояса до конечной восточной точки Евразийского материка (который впоследствии получил название «мыс Дежнева»), обнаружил пролив между Азией и Северной Америкой, и это — за 80 лет до открытия его Витусом Берингом.

  • Знаете ли вы биографию Семена Дежнева? Какие факты его биографии кажутся вам наиболее интересными?
  • Как вы думаете, проявление каких качеств помогало путешественнику на пути к своим целям?
  • Почему Дежнев отправился в Сибирь? А почему оттуда не возвращается назад, к Авдотье?
  • В чем состоит ценность этой картины?

Игорь Волошин «Повелитель ветра» 16+

кинофильм, 2023, драма, приключения, география, 94 мин.

Легендарный российский путешественник Федор Конюхов, покоривший высочайшие вершины, пересекший моря и океаны, отправляется в новое, самое опасное и трудное путешествие. На этот раз ему предстоит в полном одиночестве обогнуть Землю на воздушном шаре. Полет готовит целая команда, однако все опасности, которые ждут путешественника в экстремальных условиях, предвидеть невозможно. Конюхов попадает в ураган — без связи, без сна, почти без воздуха он должен идти только вперед, чтобы вернуться к тем, кого любит.

  • Какие знания необходимы для того, чтобы совершить путешествие?
  • К чему нужно быть готовым, чтобы совершить путешествие в одиночку?
  • Как вы думаете, зачем человеку нужны путешествия?
  • Какие черты характера Федора Конюхова проявились благодаря путешествиям?
  • Как у Федора Конюхова получилось сделать детскую мечту делом всей своей жизни?
  • Кто придает Федору Конюхову силы в трудных ситуациях?
  • Что вдохновляет Федора Конюхова на путешествия?

А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

291 просмотров