Владимир Михайлович Бехтерев, крупнейший русский учёный, сыграл выдающуюся роль в развитии ряда наук о человеке: анатомии и физиологии нервной системы, невропатологии, психиатрии, психологии.
Глубоко интересовался он и вопросами воспитания. Интерес этот не был случайным. Многолетние исследования учёного убедили его в том, что между воспитанием и душевным здоровьем существует теснейшая связь.
Особенно привлекали В. М. Бехтерева вопросы воспитания в раннем детстве, которому он придавал большое значение в формировании будущей личности. Возраст первого детства, писал он, есть именно тот возраст, в котором впервые формируются первоначальные устои будущей личности и впервые начинают обрисовываться особенности её нервно-психической организации. Он подчёркивал также, что приобретённое ранее прочнее удерживается, чем то, что было приобретено позднее. Наконец, он указывал, что исключительная нежность и восприимчивость раннего детского возраста при неправильном воспитании создаёт почву для различных уклонений в развитии нервно-психической сферы, для возникновения и развития нервных и психических болезней.
Какие же основные требования к воспитанию в раннем детстве предъявлял В. М. Бехтерев?
Первое требование – не совершать насилий над ребёнком, а умело и чутко использовать его естественные склонности. При этом, конечно, необходимо с самого начала приучать ребёнка к определённому порядку дня, продуманно распределяя его игры, занятия, отдых и т. д.
Следующее требование – тщательно продуманная система физического воспитания ребёнка.
Особое внимание В. М. Бехтерев уделял правильному развитию органов восприятия, давая этому глубокое научно-материалистическое обоснование. Он наметил целую программу воспитания органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. При этом он подчёркивал, что такое воспитание не должно ограничиваться заботой о нормальном физическом состоянии и правильном функционировании каждого органа, но и должно сочетаться с развитием связанных с ним интеллектуальных процессов. «Недостаточно, – говорит В. М. Бехтерев, – чтобы ребёнок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко узнавал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой».
Функционирование органов чувств связано с развитием их мышечных аппаратов, а также общей способности ребёнка к передвижению. «Можно сказать определённо, что без движения развитие воспринимающих органов всегда было бы крайне недостаточным. Так, правильный глазомер и определение расстояний не могут быть усвоены, пока ребёнок не получит возможности ходить своими ножками».
В. М. Бехтерев вообще придавал важное значение развитию движений ребёнка, особенно таких двигательных актов, которые способствуют его дальнейшему психическому развитию (хватательные движения руки, ходьба, речь и другие). Для развития движений он рекомендовал игру, физические упражнения и трудовые занятия.
С ранних лет можно и нужно приучать ребёнка к труду. «Везде и всюду, – писал Бехтерев, – целью воспитания должно быть устранение праздности и приучение к систематическому труду с самого раннего возраста, с тех пор, как ребёнок начинает и ходить, и прочно брать ручками предметы».
С первых же дней жизни ребёнка необходимо начинать и воспитание эмоций – развивать бодрящие эмоции и устранять угнетающие. В. М. Бехтерев считал, что бодрящая эмоция имеет огромное значение в жизнедеятельности организма. Довольный и весёлый ребёнок лучше питается, он активнее, сильнее и трудолюбивее, чем ребёнок вечно плачущий, недовольный и раздражительный. В целях воспитания этических чувств и подавления эгоистических побуждений важно уже с раннего возраста воспитывать ребёнка в детском коллективе.
Наконец, В. М. Бехтерев считал необходимым уже в раннем возрасте развивать эстетическое чувство. В работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его рождения» он высказал ряд ценных мыслей на эту тему. Родители должны устранять всё, что нарушает правильное развитие слуха, охранять орган слуха от возможности заболевания, бережно обращаться с детским музыкальным слухом.
Большую роль в музыкальном развитии играет пение: оно развивает слух, обогащает речь, вызывает радостную эмоцию.
Педагогические идеи В. М. Бехтерева не утратили своего значения и в наше время. Они помогают правильно организовать воспитание маленьких детей в семье и дошкольных учреждениях.
Автор: В. Просецкий,
кандидат педагогических наук